Экономика с общественными благами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

В работе особое внимание уделено динамике интересов различных групп, обладающих различными лоббистскими возможностями. В такой борьбе «потенциальным аутсайдером» становится, прежде всего, самая многочисленная группа - население, потребители общественных благ. Выделив объективные противоречия в экономических отношениях по воспроизводству общественных благ, автором предлагаются конструктивные пути их разрешения. Поэтому работа нацелена на поиск нового баланса экономических интересов и теоретическое обоснование трансформаций финансовых, институциональных рычагов развития в сфере производства общественных благ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Экономические отношения в институциональной и эволюционной теориях 5
1.2 Свойства и классификация общественных благ 9
1.3 Специфика производства общественных благ 18
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ 23
2.1 Национальные и частные интересы в экономических отношениях по производству общественных благ 23
2.2 Бюджетные противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ 26
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика с общественными благами, Подгаец 2.docx

— 184.64 Кб (Скачать файл)

В любой стране динамика налоговой  системы сопоставляется с развитием  экономики. Несправедливые, неэффективные  налоги отменяются или реформируются. Так в России "плоская" шкала  подоходного налога не дала ожидаемого эффекта ("выхода из тени"). Можно  отметить, что в ведущих странах  введены прогрессивные шкалы  подоходного налога.

1.5. До сих пор в России  не решен такой фундаментальный  вопрос, как создание минимальной  ресурсной базы - или неприкосновенного,  неотчуждаемого минимума - местного  самоуправления, включающей местные  налоги и муниципальную собственность,  в том числе и землю.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ количество местных налогов  и сборов сокращено с 13 до 5 (земельный, на имущество физических лиц, наследование-дарение, рекламу, лицензионные сборы). Взамен упраздненных были введены другие налоги, а управление ими передано региональной администрации.

В то же время налоги на землю  и имущество (в России налог на имущество предприятий - региональный) - местные по самой природе (ведь эти объекты привязаны к определенному  месту и не обладают "миграционным" свойством, как, например, налог на прибыль). В США более половины местных  налоговых доходов приходится именно на налоги на недвижимость.

Если в ближайшем будущем  органы местного самоуправления не будут  располагать реальными возможностями  формировать свои бюджеты, они будут  вынуждены все больше выстраивать  свою политику в соответствии с указаниями вышестоящих органов государственной  власти даже в таких случаях, когда  это противоречит интересам местного населения. Тогда неизбежно будут  нарушены основы производства общественных благ.

1.6. Развитие спонсорства  и меценатства. Данное направление  связано с активизацией инициативы  населения, инициативы "снизу". Общественная эффективность размещения ресурсов в данном случае наиболее адекватно отражает индивидуальные интересы, предпочтения. Убеждение, а не принуждение становится мотивом поведения и отдельного гражданина, и предпринимателя.

2.7. Несмотря на то, что  государство в основном должно  решать проблему производства  общественных благ, во многих  странах, а также в современной  России развивается некоммерческий  сектор, чтобы дополнить данное  производство. Эффективность некоммерческого  сектора во многом задана его  функциями, которые имеют существенные  отличия от функций государства  в предоставлении общественных  благ. Так, если государство:

- обеспечивает конституционно  провозглашенные социальные гарантии, то некоммерческий сектор экономики  осуществляет производство благ  и услуг сверх этих гарантий;

- пытается обеспечить  всеобщий охват населения производимыми  общественными благами, то некоммерческий  сектор экономики обеспечивает  удовлетворение потребностей, находящихся  за рамками массового однородного  спроса путем обеспечения их  адресности;

- предоставляет общественные  блага и услуги на равнодоступной  основе, то некоммерческий сектор - на основе дифференцированного доступа к ним;

- осуществляет и наращивает  производство общественных благ  в условиях постоянного дефицита  государственных средств и нагрузки  на бюджет и налогоплательщика,  то некоммерческий сектор экономики  имеет в основе этих процессов множественность финансовых источников, относительно минимальные затраты, лишенные ориентации на прибыль.

3. Структурные преобразования  предполагают перераспределение  ресурсов на основе выбора  приоритетов. Приоритеты должны  быть ориентированы на интересы  отдельного человека, а также  отражать иерархию интересов.  Ресурсное перераспределение включает в себя эффективное размещение материальных, финансовых и трудовых ресурсов как внутри отрасли, так и между отраслями.

В выборе приоритетов имеется  всегда внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект должен определять стратегию обеспечения общественными  благами человека, региона, страны. Внешний аспект связан с конкурирующими интересами на каждом уровне обеспечения  общественными благами. При этом динамика приоритетов должна быть представлена как равнодействующая разнообразных  интересов и ценностных ориентации. Особо актуальной проблемой для  России по-прежнему остается отражение  индивидуальных целей и интересов, формирующихся в новой системе  ценностей, приобретающих такие  значения как экономическое благополучие, экономическая безопасность, социальная справедливость, самореализация личности. (Одновременно приходится учитывать  и несовершенства представительной демократии, государства, которые существенно  ограничивают эффективное распределение  и использование общественных ресурсов). В целом «основная структурная  пропорция, подлежащая оптимизации  в системе социально ориентированной  рыночной экономики, - это распределение  производства благ между частным  и государственными секторами, за частный  или государственный счет, а производная  от нее - пропорция распределения  средств государственного бюджета  между отраслями госсектора, производящими  различные виды общественных (коллективных благ».

3.1. Межотраслевые структурные  преобразования. Приоритетность науки,  образования, здравоохранения, как  основных факторов развития человеческого  капитала, должна быть на государственном  уровне не только провозглашено,  но и подтверждена перераспределением финансовых ресурсов бюджета в пользу этих отраслей. Стратегически нормативы расходов государства в ВВП на эти цели должны быть приближены к уровню расходов ведущих стран мира (см. табл.

3.2. Внутриотраслевые структурные  преобразования. Экономика отраслей, обеспечивающих производство общественных  благ -это, прежде всего, экономика,  но с отраслевыми особенностями.  Следует заметить, что замыкание  в узковедомственном кругу имеет  для данных отраслей весьма  существенные негативные последствия.  Пришло время понять, что реформировать  эти отрасли и эффективно управлять  ими можно только с привлечением  внешних сил - специалистов из  других отраслей; экономистов-стратегов,  успешных менеджеров. Они вместе  с отраслевыми специалистами  должны определить приоритеты  внутри отрасли, оптимальный баланс  между рынком и государством.

3.3. Эффективность отраслей, обеспечивающих производство общественных  благ, зависит главным образом  не от "натуральных" количественных  показателей, а от высокого  профессионализма кадрового состава,  передовых технологий, применяемых  в данной отрасли.

Данные таблицы 8 демонстрируют  высокие относительные натуральные  показатели в России, характеризующие  охрану здоровья населения. В целом  отрасли по предоставлению общественных услуг характеризуются высокой  Х-неэффективностью. В частности, это  связано с привычными установками  советского периода доминирования  натуральных количественных показателей  в таких отраслях. В современный  период необходим качественный рост, ресурсом трудосберегающие технологии. Оптимальность натуральных показателей  должна сопоставляться с динамикой  показателей, характеризующих реальное индивидуальное благополучие, "качество жизни" отдельного гражданина.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изменения институциональной  среды и экономических отношений  во многом являются экзогенным, а не эндогенным элементом неоклассической  системы. Это связано со сложностью формализации экономических интересов  физических лиц и агрегированных субъектов. Однако именно данная методология  позволяет раскрыть сущность явлений, отвечая на вопрос «почему так  происходит», а не «каким образом». С эволюционной точки зрения «нет оснований считать неизменными  границы между тем, что общество хочет оставить частным, и тем, что  оно хочет сделать публичным. Часть экономической проблемы общества состоит именно в потребности  непрерывно перекраивать эти границы. Если ортодоксия делает упор на достижение оптимального обеспечения общественными  благами, то при эволюционном подходе  в центре внимания изменения обстоятельств  и спроса, требующие аппарата коллективного  выбора». Производство общественных благ, таким образом, необходимо рассматривать  относительно конкретных исторических реалий. "Поскольку человеческая цивилизация развивается, усложняя среду своего обитания, все более  интегрируясь в нечто целостное, роль и значение общих интересов возрастают". Это подтверждается развитием в последние десятилетия глобальных процессов и связанных с ними проблем экономического, социального и природного характера. Ущерб от непроизводства общественных благ более "высокого" социального уровня возрастает в обратной зависимости от роста индивидуального интереса в решении данных проблем. Разнообразие критериев производства и распределения, общественных благ подчинено фундаментальному критерию экономической и биологической выживаемости общества, сохранения социума. Адекватное экономическое решение возникающих общих проблем - производство общественных благ соответствующего уровня возможно, если общие интересы отражены в социальном контракте, закрепленном институтами разных уровней. Производство общественных благ осуществляется в особой институциональной среде, которая определяется взаимоотношениями институтов власти с институтами гражданского общества. Данные отношения современная экономическая теория интерпретирует как обменные операции. "... с позиций индивидуалистической концепции государства политические, или коллективные действия аналогичны отношениям обмена". Политический процесс, хотя он и значительно более сложен, подобен процессу рыночному. Экономические отношения в демократическом обществе характеризуются свободой выбора: индивидуального - в рыночной экономике и общественного - в общественной сфере. Строго говоря, государство обладает силой принуждения, используемой, прежде всего, для производства общественных благ. Однако все члены общества, в конечном счете, причастны к определению путей использования принуждающей силы государства. Свобода общественного выбора в связи с этим ограничена механизмом производства и распределения, общественных благ, определяемым институциональной средой.

Это обусловливает возникновение  транзакционных издержек, так как  каждый индивид, занимающий определенное социальное и функциональное положение  в данном механизме, пытается законно (или незаконно) реализовать права  собственности и получить выгоду от размещения значительных финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для производства общественных благ. Именно граждане, являясь налогоплательщиками и избирателями, должны быть и получателями выгод. В целом транзакционные издержки можно подразделить на внутренние - это издержки, которые несет группа, чтобы выработать коллективное решение по установленным законно нормам. Издержки, которые индивид ожидает понести в результате своего участия в организованной деятельности. И внешние издержки - издержки, которые индивид ожидает понести в результате действий других лиц, над чьей деятельностью у него нет контроля. Это издержки, заключающиеся в отклонении уровней полезности от значений, которые были бы достигнуты при единогласном принятии решения обществом. Экономические издержки увеличиваются также из-за того, что узко ограниченные группы людей реализуют частные интересы, не совпадающие с интересами общества, нарушая права собственности граждан. В целом они обусловлены следующими экономическими и политическими факторами: представительной демократией; асимметрией информации (в отношениях избиратель - политик (партия), политик - чиновник, чиновник - гражданин); действием групп особых интересов, оказывающих давление на избирателей, политиков и чиновников; обменом голосами; рентоориентированным поведением чиновников; необоснованным ростом бюрократического аппарата; практической неподконтрольностью политиков и чиновников избирателям-налогоплательщикам; оппортунистическим поведением части налогоплательщиков. Таким образом, в экономических отношениях по производству и распределению общественных благ проявляется несоответствие между общественными выгодами и издержками и индивидуальными выгодами и издержками лиц, причастных к распоряжению соответствующих общественным благам ресурсов. Это несоответствие негативно влияет на эффективность размещения ресурсов.

Переход к рыночной экономике  определил существенные изменения  в экономических отношениях по производству общественных благ. Модель преобразования и развития данных отношений была выбрана с учетом исторических традиций России - зависимости от предшествующей траектории развития, с ориентацией  на мировой опыт - импорт эффективных  институтов. Данная модель сохранила  общедоступность базовых социальных общественных благ: здравоохранения  и образования, что выражало общественную волю, и это во многом ускорило адаптацию  в России новых экономических  механизмов в производстве общественных благ. Рыночные и нерыночные отношения  по производству общественных благ характеризуются  рядом положений. Первое, производство общественных благ, возможно, за счет налогов, взимаемых в рыночном "реальном" секторе, поэтому очень важно  установить пропорциональное партнерство  частного и общественного секторов, обеспечивающее их стабильное развитие. Этому способствует преобразование финансовых и институциональных механизмов: создается новая налоговая система, адекватная современным формам хозяйствования, меняются структура и механизмы расходования общественных средств. Второе, ряд социально значимых общественных благ, таких как здравоохранение и образование (не обладающих характеристиками "чистых" общественных благ) в современных экономических условиях производятся нерыночным и рыночным секторами, которые выступают равноправными производителями. Третье, взаимодействие двух секторов в производстве общественных благ усиливает информационные рыночные сигналы и способствует снижению X-неэффективности. Поэтому в соответствии с конкретными условиями целесообразно сочетать государственное финансирование и частное производство общественных благ на основе контрактации; использовать квазирынки на основе разделения покупателя (государственного органа) и поставщика (медицинского учреждения); расширять дополнительные платные услуги в общественном секторе. В экономических отношениях по производству общественных благ проявляется противоречивый характер взаимодействия национальных и частных интересов. Наряду с частными интересами обособленных субъектов (индивидов) объективно действуют интересы тех социальных общностей, групп, слоев и территорий, членами которых являются эти субъекты. В национальных интересах интегрируются интересы всех членов общества. Для производства общественных благ - это наиболее адекватные интересам всех граждан-налогоплательщиков ассортимент, качество, объем общественных благ при минимальных издержках. Это достижимо на основе сложного взаимовыгодного обмена между рядовыми гражданами и структурами, которые они создают для организации общества. В связи с этим необходим поиск компромиссных решений в отношениях: отдельного индивида и общества, бизнеса и общества, государства и общества, территории и общества. Определена взаимосвязь между производством общественных благ и балансом эффективности и справедливости в обществе. Необходимость перераспределения в пользу менее обеспеченных индивидов и территорий подтверждается на межиндивидуальном и межтерриториальном уровне. Это позволяет сделать вывод о том, что относительное выравнивание стартовых условий, потенциала индивидов и территориальных образований дает эффект, превышающий издержки, но проявляющийся в долгосрочной перспективе. Во многом он проявляется в устойчивом, безконфронтационном развитии общества. Тенденции и перспективы реформирования экономических отношений по производству общественных благ с целью их оптимизации определяются динамикой индивидуальных и агрегированных интересов, которые проецируются на взаимодействие формальных и неформальных социально-экономических институтов. В связи с этим движение к равновесию в производстве общественных благ можно трактовать не с количественной, а с качественной институциональной точки зрения. Основными направлениями оптимизации производства и распределения, общественных благ являются финансовые, институциональные и структурные преобразования. Необходимый инструментарий, с помощью которого реализуются пути повышения эффективности исследуемого производства: нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты, управленческо-административные инструменты, мониторинг, прогнозирование и планирование, неформальные инструменты. Развитие экономических отношений по производству общественных благ определяется общемировой тенденцией спецификации прав собственности, которые закрепляют права и обязанности, структурируют интересы всех сторон: граждан, государства, предпринимателей-собственников. В таких условиях происходит снижение издержек, обусловленных институциональной недостаточностью. Особая роль в этом процессе принадлежит формированию гражданского общества, определяющего и отстаивающего интересы граждан как первичных интересов в производстве и распределении общественных благ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин  Л.В. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. - 2000. - № 12.

2. Агапова  И.И. История экономических учений: Курс лекций. -М.: Юристъ, 2001г.

3. Антоненко  Л.А., Нескородев С.М. Общее и особенное в национальных моделях экономической трансформации // Кн. Экономическая теория на пороге XXI века-6. В 2-х книгах. Кн. 1. Философия хозяйства. Кн. 2. Теоретическая экономия / Под ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой. - М.: Юрист, 2002г.

4. Артемьева  С. Совершенствование системы  межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. -2002.-№5. -С. 137-143.

5. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова. - М.: Аспект Пресс, 2005г.

6. Белл Д.Э. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. В.Л. Иноземцев. - М.: "Academia", 2002г.-650 с.

7. Богомолов  О. Созидательный потенциал справедливости // Политэконом. – 2006г. - №1. - С. 24-27.

8. Бъюкенен Дж. М. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты но экономике". - Т.1. / Фонд экономической инициативы. Гл. ред. кол.: Нуреев P.M. и др. / - М.: "Таурус Альфа", 2001г.

9. Гайдар  Е.Т. Современный экономический  рост и стратегические проблемы  развития России / Сб. Конкурентоспособность  и модернизация экономики. - Кн. 1. - М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004 г.-С. 59-84.

10. Гибало Н.П. Конвенционные и когерентно-тензиометрические метаморфозы в новой институциональной парадигме // Проблемы новой политической экономии. – 2000 г. - №4. - С. 8-18.

11. Гибало Н.П. Экономические интересы как институциональная константа формально-неформального равенства и неравенства // Проблемы институционализации экономики России / Монография. - Кострома: КГУ им. КА. Некрасова. - 2002. - С. 202-229.

12. Глазырин  М.И. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. - 2002. -№2. - С. 68-74.

13. Горегляд В.А. Бюджетная система и экономический потенциал страны //' Вопросы экономики. - 2002. - № 4. - С. 67-77.

14. Гранберг A.T. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000г.

15. Гребнев  Л.С. Экономика. Курс основ / Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. - М.: Вита-Пресс, 2000г.

16. Гутман Г.В., Дигшина О.Б., Звягинцева О.П. Общественные блага в транзитивной экономике. - М. ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004г.

17. Гутман Г., Дигилина О., Старостин В., Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2002г.

1 Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. -М.: Юристъ, 2001г.-285 с.

2 Гайдар Е.Т. Современный экономический рост и стратегические проблемы развития России / Сб. Конкурентоспособность и модернизация экономики. - Кн. 1. - М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004 г.-С. 59-84.

Информация о работе Экономика с общественными благами