Экономика Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Федеративная Республика Германия занимает одно из ведущих мест в мировой экономике. В 2004 году по общему объему ВВП ФРГ занимала третье место, уступая лишь США и Японии. Однако в связи с резким экономическим ростом таких стран как Китай и Индия, в 2007 году Германия стала пятым государством мира по данному показателю. В настоящее время Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности составляет 2,932 триллиона долларов (оценка 2010 г.). Темпы роста ВВП Германии по итогам 2010 года, согласно первоначальной оценке, достигли рекордных с момента объединения ГДР и ФРГ в 1990 году 3,6%. В 2009 году германский ВВП упал на 4,7%.
Немецкий экспорт, согласно скорректированной оценке, вырос в 2010 году на 14,2%, в то время как импорт продемонстрировал менее значительное повышение - на 13%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ
1.1 Экономика Германии. Состояние экономики ФРГ
1.2 Промышленность Германии
1.3 Энергетика Германии
1.4 Сельское хозяйство Германии
2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ
2.1 Экономика Франции. Основные черты французской экономики
2.2 Промышленность Франции
2.3 Сельское хозяйство Франции
2.4 Внешнеэкономические связи Франции
3 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИХ ДИНАМИКА
3.1 Экономика и основные ее черты
3.2 Промышленность Великобритании
3.3 Сельское хозяйство Великобритании
3.4 Международные отношения и внешняя торговля Великобритании
4 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ИТАЛИИ
4.1 Экономика Италии
4.2 Сельское хозяйство: земледелие, животноводство, рыболовство, природные ресурсы
4.3 Промышленность: индустрия, строительство, ремесленное производство
4.4 Внешняя торговля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТ «Большая четверка» западноевропейских стран 02..doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Бранденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд тонн. В 2001 доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2 %.

Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд. тонн. В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73 %, к 2001 г. она снизилась до 13 %.

Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5 %. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд кубометров. Доля потребления газа в том же году - 21,5 %, причем эта цифра постоянно возрастает.

Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1 %. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2 %. Самые мощные энергетические концерны: E.ON, RWE, EnBW и Wintershall.

 

 

1.4 Сельское хозяйство  Германии 

 

ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.

Германия – страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994–1997 гг. доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%. Более крупные по размерам хозяйства располагаются в основном в Шлезвиг-Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. Небольшие фермы преобладают в Центральной и Южной Германии. Одновременно произошло резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве, с 24% от общей численности самодеятельного населения в 1950 г. до 2,4% в 1997 г. Значительная часть занятых на мелких фермах представлена сезонными рабочими и другими категориями временно занятых работников, имеющими основной источник дохода в иных секторах хозяйства.

В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Традиционный характер немецкого сельского хозяйства существенно изменил технологический прогресс. Сегодня ценятся больше так называемые легкие почвы, ввиду их пригодности к машинной обработке, с использованием искусственных удобрений; например, кукуруза теперь широко возделывается и на Северогерманской низменности, где она вытесняет картофель.

Из общего производства зерна в Европейском союзе на Германию приходится несколько более 1/5, но выделяется она главным образом производством ржи (3/4 сбора), овса (около 2/5) и ячменя (более ¼). С районами посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделывания сахарной свеклы. Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2-3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счёт механизации, применения современных агропромышленных технологий.

 

 

2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ  

2.1 Экономика Франции. Основные черты французской экономики 

 

Экономика Франции является смешанной системой. Это означает, что федеральное правительство играет важную роль в регулировании общественных отношений при частной собственности на производственные ресурсы и производственные мощности.Французская экономика базируется на принципах прагматизма. Это означает, что все экономические теории должны реально работать. Свидетельством прагматизма французского народа является его деятельность по созданию и сохранению экономического строя, основанного на принципах свободного предпринимательства и государственного регулирования.

Экономическая жизнь Франции проходит в собственном мире, центром которого является именно Франция. Французы поглощены своей историей и склонны верить, что их страна создала стандарты демократии, справедливости государственных и законодательных систем военной стратегии, философии, науки, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и "умения жить". К основным чертам современной экономической жизни Франции относятся: 
 
1. При капиталистическом характере экономики большую роль в регулировании экономических процессов играет государство. Оно является собственником земли и лесного хозяйства. 
 
2. Особенностью экономики является высокая степень развития государственно-монополистического капитализма. По уровню промышленного производства она занимает одно из ведущих мест среди западных стран Европы. Франция — одна из "великой семерки" самых развитых стран мира, вторая держава в Западной Европе после Германии. 
 
3. Валовой национальный продукт на душу населения — 24 990 дол. США. Основные отрасли промышленности: машиностроение, авиакосмическая (2-е место по экспорту среди стран Запада), химическая (4-е место в мировом экспорте), автомобилестроение (3-е место в мире по выпуску), пищевая (2-е место в мире по экспорту), радиоэлектроника, информатика, судостроение, металлургия (3-е место в Европе по производству стали), атомная энергетика, горнодобывающая. 
 
4. Развитое сельское хозяйство. Господствующее положение занимают крупные агропромышленные хозяйства площадью от 20 до 100 га. По объему выпускаемой сельскохозяйственной продукции страна занимает 3-е место в мире (после США, Германии) и 1-е в Западной Европе, полностью обеспечивая свое население основными ее видами. Она является крупнейшим в Европе производителем зерна, сливочного масла, говядины, сыра. Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство. Внедрена специализация по зонам, т.е. на севере выращивают пшеницу, сахарную свеклу, овощи и яблоки, а на юго-западе культивируют виноград, подсолнечник и кукурузу. Также значительный доход государству приносят рыболовство и лесная промышленность. 
 
5. Использует энергию рек и приливов-отливов как источник электрической энергии. Франция занимает 1-е место в Европе по количеству атомных электрических станций и продает соседним странам электроэнергию. 
 
6. 50 % населения работает в сфере обслуживания — торговле, медицине, образовании, финансовых компаниях, туризме. По объему внешней торговли Франция занимает 4-е место в мире (после США, Германии, Японии). Общий тоннаж морского торгового флота 3,7 млн. б.р.т. Около 30 % национального дохода расходуется на социальные нужды. 
 
7. По размерам ВВП Франция занимает 4-е место в мире. 
 
8. Процесс экономической интеграции Франции в мировое хозяйство проявляется в укреплении внешнеэкономических связей и научно-технических контактов. Франция занимает 4-е место в мире по объему экспорта (после США, Германии, Японии). Она остается чистым экспортером капитала. Франция наряду с Японией занимает лидирующее место в мире по размеру прямых зарубежных инвестиций. 
 
9. При этом Франция сохраняет инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов. По объему прямых иностранных инвестиций в 1997 г. страна занимала 4-е место в мире после США, Великобритании, КНР. Вложения не резидентов во французские ценные бумаги в 1997 г. позволили создать более 24 тыс. рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных проектов. В результате сократился уровень безработицы с 12,5 до 11,9 % от числа экономически активного населения.

 

2.2 Промышленность  Франции 

 

Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.

Ежегодно в Центральном массиве добывается 2—3 тыс. т урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работают более 50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится более 70 % всей электроэнергии. В стране много уникальных центров ядерной энергетики. Так, в Трикастене (в долине Роны) — самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л'Аг находится крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций. Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако там за год добывается около 10 млн. тонн угля, 3—4 млн. т нефти и 3 млрд. м3 природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %.  
 
Зависимость страны от импорта нефти — "узкое место" в ее экономике. Планы развития энергетики ставят целью сокращение потребления энергии и уменьшения зависимости от ввоза энергоносителей за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов). 
 
За последние 20—30 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшились ее материале- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному. Так, особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), тоннаж спускаемых со стапелей судов. Среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии. Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали (хотя это производство было сильно модернизировано). Теперь вся сталь получается в электропечах или кислородно-конверторным способом. Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д. 
 
В стране хорошо развиты черная металлургия и выплавка алюминия, хотя эти отрасли производства испытывают спад из-за конкуренции других стран. Ежегодно выплавляется 13—14 млн. т чугуна и 18—19 млн. т стали. Причем около половины чугуна и 1 /4 стали производятся в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично — на своем коксе. Велико значение двух крупных металлургических комбинатов, построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. В горных районах — Савойе, Центральном массиве, Пиренеях — вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов). 
 
На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости промышленной продукции. Франция — одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализациипр - производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5—4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании — "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свы¬ше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортируемые). Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте). 
Авиаракетная промышленность Франции лидирует в Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции — Куру во Французской Гвиане). Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности — в Бордо, Бурж, Мариньян. 
 
Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу. Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив. 
 
Главная особенность размещения машиностроения в целом — его высокая концентрация в Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов. 
 
Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация — производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин. Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Понлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге. 
Важнейшая отрасль легкой промышленности — текстильная — утратила свое былое значение во французской экономике, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей — химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза. 
 
Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь — центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа — Труа, Париж и Рубе. 
 
Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом и за пределами страны. Главный "законодатель мод" и центр по выпуску одежды и галантереи — Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия. 
 
Уже из перечня основных центров отдельных производств видно, что промышленность размещена очень неравномерно. 1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же — в Лионском и Северном районах, вместе взятых (всего на 17 % территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).

Во Франции ключевая роль в области промышленности принадлежит автомобильной индустрии. Французские автомобиливсегда отличаются от других яркостью и индивидуальностью. В них гармонично сочетаются и скорость, и комфорт, и дизайн. Не даром говорят, что Франция  - это столица моды, ведь даже на машины, производимые в этой стране можно смотреть как на произведение искусства.  Представленная на рынке такими фирмами как «Renault» «Peugeot», «Citroen», "Alfa Romeo" с ежегодным объемом выпуска 2 млн. автомобилей в год, эта страна занимает третье место в мировом машиностроении после Японии и Германии.

Пежо

Peugeot SA - это частная французская автомобильная компания, принадлежащая старинной семье промышленников и инженеров. Она специализируется на выпуске легковых, спортивных и гоночных автомобилей, а также мотоциклов и велосипедов.

В начале предыдущего века компания стремилась к созданию дешевых автомобилей, максимально приспособленных к городским условиям. Однако не было забыто и другое направление в деятельности компании — гоночные автомобили.  Таким образом, была разработана модель Peugeot Goux, развивающая скорость 187 км/ч, абсолютный рекорд тех лет. В 1966 году компания Peugeot подписала соглашение с Renault, а в 1974 объединилась с Citroen в единый концерн.

Сегодня предприятия Peugeot существуют во всех концах света, сохраняя свой прежний статус, но уже в современной интерпретации. 

Рено

«Renault» - крупнейшая во Франции компания, специализирующаяся на выпуске легковых, грузовых и спортивных автомобилей. История её началась в 1898 году с первого автомобиля, собранного Луи Рено, с ранних лет тяготеющего к техническим изобретениям. Впоследствии Луи вместе со старшими братьями организовал компанию «Братья Рено», и постепенно фирма перешла на выпуск крупных и мощных машин.

Компания «Renault» потратила большую сумму на развитие альтернативных видов топлива для автомобилей, а так же разработку водородных двигателей. В последние годы на гонках «Формула-1» пилоты «Renault» занимают одну из лидирующих позиций.

Ситроен

Citroen - французская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей. Её многолетняя история рассказывает об эволюции завода по производству боеприпасов во время первой мировой войны, в завод по производству автомобилей серийного производства.

Андре Ситроеном – основатель компании, был сражен, увидев впервые завод Генри Форда. Тайком, Андре испытывал и разбирал на своем заводе такие известные американские автомобили, как "Бьюик", "Нэш", изучая возможность конвейерного производства. Андре наладил дилерские сети и с тех пор начали свою работу заводы  Бельгии, Англии, Германии, Италии.

Сегодня компания Citroen входит в корпорацию «Peugeot», но продолжает выпускать автомобили под своей маркой. Модельный ряд предлагает большой выбор от легковых автомобилей до грузопассажирских микроавтобусов, в области безопасности Citroen занимает лидирующие позиции.

 

 

2.3 Сельское хозяйство  Франции 

Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы, второе — по производству мяса и картофеля (после Германии) и винограда (после Италии), является крупнейшим экспортером продуктов сельского хозяйства. Структура сельского хозяйствахарактеризуется большим разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растение - и животноводства.

В растениеводстве главное — производство зерна (сборы 55—60 млн. т в год). Ведущая культура — пшеница, занимающая обычно около 1/4 пашни и 1/2 площади под зерновыми культурами. Основные пшеничные районы — Северо-французская и Аквитанская низменности. Средняя урожайность — более 60 ц/га. Велико значение кукурузы (главные посевы — на юго-западе) и ячменя. На бедных почвах Центрального массива культивируются рожь, в дельте Роны — рис. Важную роль играют широко распространенный картофель и сахарная свекла, посевы которой, как и сахарные заводы, сосредоточены в Северо-Французской низменности. В некоторых местах немалое значение имеют хмель, лен, табак, подсолнечник, рапс, цветочные плантации (у Ниццы).

Велика роль виноградарства и овощеводства; они дают по 8—10 % всей стоимости продукции сельского хозяйства. Основная часть винограда идет наизготовление вина — в среднем более 60 млн. л в год. По производству виноградных вин и их качеству Франция занимает первое место в мире. Марки напитков "Шампанское", "Коньяк", "Кагор" и многие другие широко известны за пределами страны. Главный район виноградарства — Лангедок дает около 1/3 производства вин, но это преимущественно рядовые вина. Марочные вина производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары.

Плодоводство и овощеводство являются основной специализацией многих небольших районов, снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь — Париж. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (особенно на северо-западе), грушевые и персиковые. Для Средиземноморского района характерны сливы и цитрусовые.

Животноводство имеет мясомолочное направление, важнейшая отрасль — разведение крупного рогатого скота (21,5 млн. голов, 1994 г.). Главный животноводческий район Северо-запад, здесь 1/3 поголовья крупного рогатого скота, развиты свино- и коневодство. Вторым районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней и главным ареалом овцеводства является Центральный массив. В Парижском и Северном районах плотность скота не столь велика, но интенсивность животноводства здесь выше. Мало развито животноводство в средиземноморской Франции, где бедна кормовая база. В последние годы сельское хозяйство страдает от обострения аграрного кризиса, вызванного ограниченностью внутреннего рынка и противоречиями аграрной политики ЕС (ограничивается производство зерна, молока, винограда).

Информация о работе Экономика Италии