Экономика Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Федеративная Республика Германия занимает одно из ведущих мест в мировой экономике. В 2004 году по общему объему ВВП ФРГ занимала третье место, уступая лишь США и Японии. Однако в связи с резким экономическим ростом таких стран как Китай и Индия, в 2007 году Германия стала пятым государством мира по данному показателю. В настоящее время Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности составляет 2,932 триллиона долларов (оценка 2010 г.). Темпы роста ВВП Германии по итогам 2010 года, согласно первоначальной оценке, достигли рекордных с момента объединения ГДР и ФРГ в 1990 году 3,6%. В 2009 году германский ВВП упал на 4,7%.
Немецкий экспорт, согласно скорректированной оценке, вырос в 2010 году на 14,2%, в то время как импорт продемонстрировал менее значительное повышение - на 13%.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ
1.1 Экономика Германии. Состояние экономики ФРГ
1.2 Промышленность Германии
1.3 Энергетика Германии
1.4 Сельское хозяйство Германии
2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ
2.1 Экономика Франции. Основные черты французской экономики
2.2 Промышленность Франции
2.3 Сельское хозяйство Франции
2.4 Внешнеэкономические связи Франции
3 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИХ ДИНАМИКА
3.1 Экономика и основные ее черты
3.2 Промышленность Великобритании
3.3 Сельское хозяйство Великобритании
3.4 Международные отношения и внешняя торговля Великобритании
4 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ИТАЛИИ
4.1 Экономика Италии
4.2 Сельское хозяйство: земледелие, животноводство, рыболовство, природные ресурсы
4.3 Промышленность: индустрия, строительство, ремесленное производство
4.4 Внешняя торговля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТ «Большая четверка» западноевропейских стран 02..doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Быстрое развитие электротехнической промышленности в ФРГ связано с внедрением информационных технологий, созданием атомной промышленности и с заказами военно-промышленного комплекса. Наиболее крупная ТНК в отрасли - «Сименс». Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры - Берлин, Мюнхен, где находится штаб-квартира и группа заводов концерна «Сименс», а также Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Кельн и др. Из электротехнической промышленности выделилась электронная индустрия - самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Основное влияние на размещение производства оказывает наличие трудовых ресурсов разного уровня квалификации и близость научных центров.

Обрабатывающая промышленность.

Германия – один из лидеров обрабатывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность Германии в значительной мере определяет успех работы немецкой экономики в целом. Производители товаров производственного назначения занимают лидирующие позиции в немецком экспорте. Рост в этой отрасли является следствием увеличения объемов международного инвестирования, вызванного процессами глобализации в мировой экономики. За счет привлечения иностранного капитала во многом удалось вывести из кризиса Восточные земли. В то же время приход иностранных инвесторов способствует увеличению заказов из-за границы: в 2000 году отмечается рост экспорта на 26,2%, тогда как внутренние заказы возросли лишь на 12,5%. Еще более показательна ситуация на рынке товаров длительного пользования, где рост экспортных поставок (15,2%) более чем в 3 раза превысил рост внутренних заказов (4,4%).

Выпуск промышленной продукции в Германии имеет стабильную тенденцию к росту из года в год. Так, в середине 2000 года был зафиксирован рост в 7,4%. Хорошая международная обстановка будет способствовать росту в дальнейшем. 2000 год был отмечен существенным повышением индекса деловой активности, предпосылки для чего были сформированы недавними налоговыми реформами и увеличением объемов утилизации в обрабатывающей промышленности. Производственные фирмы в настоящее время пополняют свои рабочие места и наращивают производственные мощности, ориентируясь на сохранение в 2001 году имеющихся объемов сбыта. Немецкие аналитики прогнозируют рост выпуска товаров обрабатывающей промышленности на 6%, в случае, если произойдет ожидаемое укрепление евро на 4,5%. Падение доллара, вызванное кратковременной стагнацией экономии США, снизит объемы экспорта в Северную Америку.

Металлургия.

Резкий подъем по всему миру испытывает сталелитейная промышленность (карта №9) . В 2000 году мировой выпуск стали достиг 800 млн. тонн против 780 млн. тонн в 1999 году. Почти 20% из этого объема производится в странах ЕС. Немецкие фирмы в последние годы смогли увеличить свою производительность и достигли лидирующего положения в Европе, производя 390 тонн каждые 1000 рабочих часов (на втором месте Италия с 375 тоннами). Вместе с тем на рынке постоянно появляются новые производители, и странам ЕС приходится проводить структурные корректировки отрасли, концентрируясь на производстве высококачественной продукции с высоким уровнем добавочной стоимости и на специализированной продукции.

После трудного для отрасли 1999 года металлургия имеет четкую тенденцию к увеличению объемов сбыта, особенно растет экспорт стали. Потребление продукции отрасли в 2000 году превзошло уровень 1999 года: возрос как внутренний спрос (+15,8%), так и внешний (+9,7%), что вылилось в рост цен производителей на 11,5%. Основа успеха в металлургии в динамичном развитии других отраслей немецкой промышленности. Высокий уровень активности имеют автомобильная промышленность, которая поглощает примерно 25% выпуска сталелитейной продукции, машиностроение (10%), электротехника (5%). Развитию отрасли также способствует оживление деловой активности на рынках Азии, Южной Америки, Восточной Европы, а также рост инвестиционных вложений в зону евро. В результате воздействия этих факторов выпуск стали в Германии возрастает на 8% в 2000 году и на 2% в 2001 году.

Международная конкуренция заставляет немецких производителей усиливать концентрацию производства для более эффективного использования производственных мощностей и дальнейшего повышения производительности. Уже сегодня 60% стали, производимой в Европе, изготавливается 5 основными концернами. Такая структурная организация позволяет европейцам конкурировать с Китаем, США, Японией, Южной Кореей. Логика развития отрасли позволяет сделать вывод, что дальнейшее усиление позиций немецких производителей на мировых рынках возможно за счет стратегических альянсов и слияния корпораций.

Чёрная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, её конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный район концентрации чёрной металлургии - запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн. тонн чугуна, 40,8 млн. тонн стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так же как и чёрная металлургия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается на побережье. Среди них - Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной - в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Авиакосмическая промышленность.

Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в мобильных системах связи, навигационных системах автомобилей, техническом обеспечении видеоконференций и др.

После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного - 23,1 %, космической промышленности - 8,6 %. Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

Пищевая промышленность (включая производство напитков и табачной продукции).

По объемам продаж пищевая промышленность Германии является четвертой отраслью экономики страны. Здесь заняты около 4 млн. человек и формируется около 15% совокупной стоимости продукции, произведенной в Германии. Ожидается лишь незначительный (2%) рост выпуска продукции в 2001 году, что вызвано высокой насыщенностью европейского рынка товарами. С повышением уровня жизни европейцев устанавливаются другие приоритеты в расходовании семейного бюджета. Если в начале 70-х годов на пищевые продукты семья тратила в среднем 22% личного бюджета, то в 2000 году этот показатель составил в Германии всего 16%.

Немецкий рынок продуктов питания предельно насыщен и строго сегментирован: десять ведущих розничных торговцев продуктами питания в настоящее время охватывают более 80% рынка. Основной способ конкурентной борьбы на рынке - ценовая политика. Пассивность потребителей способствовала снижению цен на продукты питания в 1999 году на 2,7%. Развитие отрасли возможно за счет внедрения инновационных товаров, завоевания новых рыночных ниш и увеличения объемов экспорта. Доля экспорта в пищевой промышленности составляет менее 16%. Столь низкий показатель в 1999 году объясняется кризисом в России и некоторых странах Восточной Европы.

Развитие экспорта отрасли чрезвычайно важно, так как демографические процессы в самой Германии способствуют сокращению спроса на продукты питания. По прогнозам немецких демографов к 2020 году население Германии составит только 79 млн. человек. Структура семейного бюджета населения подвергнется изменениям в сторону еще большего сокращения доли, расходуемой на потребление продуктов питания.

Анализируя структурные изменения потребительского спроса, необходимо отметить повышение среднего уровня потребления замороженных продуктов на душу населения (26,6 кг. в 1999 году); рост потребления минеральной воды (97,1 л.); молока (рост объемов производства 1,8%); фруктов и овощей, а также рост популярности безалкогольного пива, несмотря на то, что общее потребление пива в Германии падает: 127,5 литров в 1999 году против 138 литров в 1994 году.

В табачной промышленности наблюдается изменение структуры рынка, все большую долю которого занимают легкие сигареты (33% против 20% в начале 90-х годов). Общее потребление табачных изделий в странах ЕС снижается. Так, в 1999 году в Германии выкурено 173,3 млрд. шт. сигарет, что почти на 15% ниже уровня начала 90-х годов.

Основные внешнеэкономические партнеры Германии на рынке продуктов питания - страны ЕС, на которые приходится около 70% внешнеторгового оборота отрасли, благодаря похожим потребительским привычкам и близости европейских стран. Франция, Италия, Нидерланды - главные потребители немецкой продукции, особенно молочных продуктов, кондитерских изделий, мяса и пива. Однако, чрезвычайная насыщенность рынка ЕС позволяет нам сделать вывод о том, что в среднесрочный и долгосрочный период экспортные акценты будут смещены в пользу Центральной и Восточной Европы. Показательно в этой связи, что эти регионы приобретают все большее значение как объекты вложения ПИИ немецкими производителями продуктов.

Текстильная и швейная промышленность.

Ситуация в данной отрасли ярко выявляет современные тенденции глобализации в мировой экономике (карта №6, Текстильная промышленность, мини-карта). Большинство работ немецкой текстильной и швейной промышленности практически осуществляется в других странах, переносится в страны с меньшей стоимостью труда, с последующим импортом готовой продукции. Всего 20% одежды, проданной в Германии, произведены на ее территории: за границей производится 95% мужских брюк, реализуемых в ФРГ, 85% блуз и жакетов, а также почти все рубашки среднего ценового диапазона. Наличие квалифицированной рабочей силы, хорошей инфраструктуры вкупе с низкой заработной платой и географической близостью к западноевропейскому рынку - факторы, способствующие вынесению большей части производства в страны Центральной и Восточной Европы. В итоге, корпоративное взаимодействие немецких производителей формирует преобладание промежуточных товаров в экспорте отрасли, а конечных - в импорте.

Основные рынки продаж немецкого текстиля и одежды находятся в Западной Европе. Немецкие производители ориентируются на высококачественную и дорогостоящую продукцию. Благодаря благоприятной потребительской среде во Франции, странах Бенилюкса, Австрии и Швейцарии можно ожидать роста экспорта в отрасли. Вместе с тем, размещение производственных мощностей преимущественно за границей ведет к потере рабочих мест в самой Германии.

Оживление деловой активности в отрасли можно ожидать после уменьшения налогов, которое запланировано в Германии на 2001 год. Это приведет как к росту объемов производства, так и к незначительному росту цен производителей (в пределах 1-2%), что также обусловлено конъюнктурой рынка в Германии и странах ЕС.

Судостроение.

Германия является одной из ведущих европейских держав в судостроении. Выпуском различных машин для судостроения здесь занимаются более 1 млн. рабочих. Прямые поставки комплектующих смежных отраслей судостроения выполняют 350-400 предприятий страны, при этом одна треть комплектующих используется в Германии.

В 2009 году судостроители Германии сдали заказчикам 84 морских судна суммарной вместимостью 1.3 миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда евро, лучший результат со времени объединения Германии. Получено заказов на 46 судов суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда евро. То есть количество заказов упало до самого низкого с 2001 года уровня, объём строительства сократился до половины объёмов имеющихся мощностей. Итого в портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона брт на 13.3 миллиарда евро, по состоянию на 31 декабря 2009.

Военное кораблестроение достигло в 2009 году стабильных продаж, и поскольку заказы собственных германских ВМС не в состоянии полностью загрузить имеющиеся мощности, кораблестроение страны очень сильно зависит от экспорта, от иностранных заказов. Очень хорошие результаты показали в 2009 году судоремонт и конверсия, достигнув отметки 1 миллиард евро. Строительство судов для ВВП достигло хороших результатов. Итоги года в целом оказались лучшими за последние 5 лет, построено 87 судов общей стоимостью 144 миллиона евро. Особенно большим был спрос на речные прогулочные и круизные суда. За год получено заказов на 63 судна общей стоимостью 141 миллион евро. Самые большие и мощные верфи страны: Flensburger Schiffbau-Gesellschaft, ThyssenKrupp Marine Systems, Lürssen, Aker Yards Germany и Meyer Neptun Group.

 

 

1.3 Энергетика Германии 

 

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион - уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5 % своих потребностей в источниках энергии. Ещё в 1997 году 52 % объёма собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31 % - ядерной энергией, 4 % - гидроэнергией, 9 % - природным газом и 1 % - нефтью. Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

Информация о работе Экономика Италии