Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

эк.docx

— 684.86 Кб (Скачать файл)

-    автомобильный бензин — 20 %.

Надо различать общие налоги, которые поступают в единую кассу государства, и целевые, которые имеют целевое назначение (за парковку автомобиля, сбор с владельцев собак).

Налоги можно группировать по следующим пяти признакам:

1. Объекты налогообложения:

-    налоги на доходы;

-    налоги на имущество;

-    налоги на расходы.

2. Способы взимания:

а)    прямые: подоходный, поимущественный;

б)    косвенные: акцизы — индивидуальные, универсальные; таможенные платежи.

3. Способы определения  размера налога:

-    фиксированные;

-    пропорциональные;

-    прогрессивные;

-    регрессивные.

4. Уровень налогообложения:

-    общенациональные;

-    региональные;

-    местные.

5. Порядок использования

-    общие;

-    целевые.

За счет сбора налогов формируется большая часть бюджета страны, а с другой стороны — сокращаются реальные доходы населения и фирм.

 

27.Кривая А.Лаффера. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 декабря 2012; проверки требуют 6 правок.

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

 

28.Налогово-бюджетная политика. Налогово-бюджетная политика – воздействие государства на уровень деловой активности по средствам изменения государственных расходов и налогообложения. Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен. Она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанной как с безработицей, так и с инфляцией. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с различными организациями, называются бюджетными. Они возникают в распределительном процессе и связанны с формированием и использованием центрального бюджетного фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих государственных потребностей. Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, метода управления, социальных задач. Гос. бюджет составляет собой основной бюджет государства на текущие 3 года, имеющий силу законности. Через год гос. бюджет мобилизуется средствами предприятий и организаций различных форм собственности, и частично мобилизуются доходы населения. Мобилизованные средства отправляют на социально-культурные мероприятия, на укрупнение обороноспособности страны, на содержание органов гос. управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, на погашение гос. долга, на создание гос. материальных и финансовых резервов и на финансирование народного хозяйства.Мобилизуемость государства в налоги служит одним из главных средств осуществления главных экономических мероприятий.

 

 

Основные функции бюджета:1) распределение ВВП и НД между отраслями и территориями;2) перераспределение НД и ВВП 3) государственное регулирование и стимулирование экономики;4) финансовое обеспечение социальной политики;5) контроль за образование и использование централизованного образования денежных средств.Функции бюджета реализуются через бюджетный механизм, т.е. через способы и методы формирования доходов и расходов. Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования инвестиций в экономику, с целью повышения ее эффективности. Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от масштабности структурных сдвигов экономики страны. Гос. бюджет строится по балансному методу дефицит и профицит.Основные задачи бюджетной политики:1) удержать экономику от спада производства;2) обеспечить финансовую стабильность (укрупнение денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции);3) стимулировать инвестиционную активность;4) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;5) создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расходов;6) усилить контроль за величиной гос. долга.В систему НБС помимо федерального водит бюджет и субъектов РФ (региональный) и местный бюджет (бюджет муниципального образования). Бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местного называется консалитированным бюджетом государства. Он используется и служит для представления субвенций из федерального бюджета. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на финансирование строго целевого мероприятия на безвозвратной основе.Фонды призваны обеспечить констутуционные права граждан РФ на получение пенсии, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья, соц. помощь и т.д.Федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами образует расширенный бюджет или бюджет расширенного производства. Функционирование бюджета происходит по средствам формирования и распределения доходов. Доходы создают финансовую базу деятельности государства. Через их распределение удовлетворяется общий гос. доход.

 

 

29.Кредитно-денежная политика и  ее инструменты. Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности/Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.Цели кредитно–денежной политики:1) устойчивые темпы роста национального производства;2) стабильные цены;3) высокий уровень занятости населения;4) равновесие платежного баланса.Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.Эффективность кредитно–денежной политики зависит от выбора инструментов (методов) кредитно–денежного регулирования. Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:1) изменение учетной ставки; 
2) изменение нормы обязательного резервирования;3) операции на открытом рынке.Изменение учетной ставки – старейший метод кредитно–денежного регулирования, в основе которого лежит право Центрального банка предоставлять ссуды коммерческим банкам под определенный процент, который он может изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране.При понижении учетной ставки (r) увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды (Dм), которые они могут использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег (Sм) ведет к снижению ставки ссудного процента (%) (по которому коммерческие предоставляют ссуды предпринимателям, населению). Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства (Y) (политика “дешевых денег”)

 .При повышении учетной ставки  происходит обратный процесс. Оно  ведет к сокращению спроса  на ссуды Центрального банка, что замедляет темпы роста (или  сокращает) предложение денег и  повышает ставку ссудного процента.“Дорогой  ” кредит предприниматели берут  меньше, а значит меньше средств  вкладывается в развитие производства (политика “дорогих денег”)

 .Изменение нормы обязательных  резервов (часть вклада в коммерческий  банк, которая необходима для  обеспечения гарантии выплаты  денег вкладчикам в случае  банкротства) позволяет Центральному  банку регулировать предложение  денег. Это связано с тем, что  норма обязательных резервов (R) влияет  на объем избыточных резервов (Е) (Депозит=R+E, т. е. чем больше R, тем  меньше Е), а значит способность  коммерческих банков создавать  новые деньги путем кредитования.Если  Центральный банк повысил резервную  норму, то коммерческие банки  увеличивают обязательные резервы  и сокращают выдачу ссуд (Е) (политика  “дорогих денег”)

 .И наоборот, понижение резервной  нормы переводит часть обязательных  резервов в избыточные и тем  самым увеличивает возможности  коммерческих банков к созданию  денег путем кредитования (“политика  дешевых денег”)

 .Следует учитывать, что повышение  или понижение нормы обязательных  резервов изменяет банковский  мультипликатор.Операции на открытом рынке – покупка или продажа Центральным банкам государственных ценных бумаг.Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, Центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку, и , следовательно, на предложение денег.Для увеличения денежной массы он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, что позволяет коммерческим увеличить резервы, а также выдачу ссуд и увеличить предложение денег (политика “дешевых денег”).Если количество денег в стране необходимо сократить, Центральный банк продает государственные ценные бумаги, что ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы (политика “дешевых денег”).Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным средством воздействия Центрального банка на кредитно–денежную сферу.В зависимости от состояния экономики страны Центральный банк может выбрать следующие типы кредитно–денежной политики и определенные цели. В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на сокращение денежной массы: 1) повышение учетной ставки, 2) увеличение нормы обязательного резерва, 3) продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке. Политика “дорогих денег” является основным методом антиинфляционного регулирования.В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика “дешевых денег”. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк:1)     снижает учетную ставку2)     сокращает резервную норму3)     покупает государственные ценные бумаги.

 

30.Воздействие денег на объем  производства.Модель «IS-LM». Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа (demand-side), описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса. 
Модель IS-LM была разработана английским экономистом Джоном Хиксом в 1937 г. в статье "Кейнс и неоклассики" и получила широкое распространение после выхода в 1949 г. книги американского экономиста Элвина Хансена "Монетарная теория и фискальная политика" (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена)

 




Кривая IS (инвестиции-сбережения) описывает равновесие товарного рынка и отражает взаимоотношения между рыночной ставкой процента R и уровнем дохода Y, которые возникают на рынке товаров и услуг. Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели (модели равновесия совокупных расходов или модели кейнсианского креста), но отличается тем, что часть совокупных расходов и, прежде всего, инвестиционные расходы теперь зависят от ставки процента.Ставка процента перестает быть экзогенной переменной и становится эндогенной величиной, определяемой ситуацией на денежном рынке, т.е. внутри самой модели. Зависимость части совокупных расходов от ставки процента имеет результатом то, что для каждой ставки процента существует точное значение величины равновесного дохода и поэтому может быть построена кривая равновесного дохода для товарного рынка - кривая IS. Во всех точках этой кривой соблюдается равенство инвестиций и сбережений (а в более широком смысле равенство суммы инъекций сумме изъятий), что объясняет название кривой (Investment=Savings).Кривая LM (ликвидность-деньги) характеризует равновесие на денежном рынке, которое существует, когда спрос на деньги (прежде всего обусловленный свойством абсолютной ликвидности наличных денег) равен предложению денег. Поскольку спрос на деньги зависит от ставки процента, то существует кривая равновесия денежного рынка - кривая LM (Liquidity preference=Money supply), каждая точка которой представляет собой комбинацию величин дохода и ставки процента, обеспечивающую монетарное равновесие.Пересечение кривых равновесия товарного (IS) и денежного (LM) рынков дает единственные значения величины ставки процента R (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на этих двух рынках. 
Модель IS-LM позволяет: 1) показать взаимосвязь и взаимозависимость товарного и денежного рынков; 2) выявить факторы, влияющие на установление равновесия как на каждом из этих рынков в отдельности, так и условия их одновременного равновесия; 3) рассмотреть воздействие изменения равновесия на этих рынках на экономику; 4) проанализировать эффективность фискальной и монетарной политики; 5) вывести функцию совокупного спроса и определить факторы, влияющие на совокупный спрос; 6) проанализировать варианты стабилизационной политики на разных фазах экономического цикла. 
Модель IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели: 1) уровень цен фиксирован (Р=const) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают;2) совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса;3) доход (Y), потребление (C), инвестиции (I), чистый экспорт (X) являются эндогенными переменными и определяются внутри модели;4) государственные расходы (G), предложение денег (M), налоговая ставка (t) являются величинами экзогенными и формируются вне модели (задаются извне);5) ВНП=ЧНП=НД, поскольку налоги платят только домохозяйства и косвенные налоги на бизнес отсутствуют. Исключение составляет предпосылка о постоянстве ставки процента. Если в модели "Кейнсианского креста" ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке. Планируемые автономные расходы зависят теперь от ставки процента.Совместное равновесие товарного и денежного рынков/Ни кривая IS, ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Yе и равновесной ставки процента Rе. Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис. 4.(а)). 
Одновременное равновесие на денежном и товарном рынках существует лишь при единственных значениях уровня дохода (Yе) и ставки процента (Rе) (рис. 4.(а)) Другие величины ставки процента и уровня дохода означают неравновесие на одном или обоих рынках. Например, при ставке процента R1 равновесие на денежном рынке установится при уровне дохода Y1 (пересечение линии R1 с кривой LM) , но на товарном рынке при такой ставке процента равновесие существует при уровне дохода У2 (пересечение линии R1 с кривой IS). Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Например, на рис. 4.(б), в точках А и В существует равновесие на товарном рынке (спрос на товары = предложению товаров), поскольку они лежат на кривой IS, а в точках С и D - неравновесие. Наоборот, точки С и D соответствуют равновесию на денежном рынке (спрос на деньги = предложению денег), так как они находятся на кривой LM, а точки А и В - неравновесию. Общее равновесие - это ситуация одновременного равновесия на товарном и денежном рынках в экономике, которое существует в точке Е (рис. 4.(а) и 4.(б)). Величину равновесного дохода Yе (рис. 4.(а)), соответствующую одновременному равновесию товарного и денежного рынков (а, следовательно, и рынка ценных бумаг, т.е. финансового рынка в целом) Кейнс назвал «величиной эффективного спроса».  

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономическая теория"