Шпаргалка по дисциплине "Теория экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория экономики".

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика III курс.docx

— 290.19 Кб (Скачать файл)

 

Структура, виды и сегментация рынка. Инфраструктура. Границы рыночных отношений.

 Сегментация – разделение  потребителей данного товара  на отдельные группы, предъявляющие  к товару не одинаковые требования. Инфраструктура рынка – это  совокупность учреждений, обеспечивающих  функционирование всех видов  рынков. К ней относятся акционеры, ярмарки, биржи (товарные и фондовые) и т.д.

Функции рынка

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике

Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг

Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются

Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции

Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм

Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка

 

10 Спрос. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, воздействующие на спрос

СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которые покупатели хотят и в состоянии купить.

ОБЪЕМ СПРОСА – то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

ЗАКОН СПРОСА – количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.

КРИВАЯ СПРОСА – зависимость между ценой блага и объемом спроса, отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮШИЕ НА СПРОС

  • Цена (закон спроса)
  • Тип товара
  • Доходы покупателей
  • Численность покупателей
  • Перспективы ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и т.д.
  • Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными
  • Полезность товара и его качество
  • Реклама
  • Сезонность

 

Сдвиг кривой спроса

отражает

|

Реакцию покупателей на изменение ценовых факторов

|

изменение в денежных доходах населения

изменения в структуры населения

изменение цен на другие товары,

особенно на товары-заменители

экономическая политика правительства

изменение потребительских предпочтений

|

предполагает

Изменение спроса

|

Изменение количества товаров, которое покупатели могут

и желают купить.

Движение по кривой спроса

отражает

|

реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях

|.

предполагает

изменение величины спроса

|

Изменение количества товара, которое потребители хотят купить в результате изменения цены

при прочих равных условиях.

|

показывает

перемещение от одной точки (А) на кривой спроса к другой точке(В) на этой кривой.


 

11 Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы, воздействующие  на предложение

Предложение  денег  и   инструменты   его  регулирования. Факторы, определяющие функцию и вид кривой предложения денег.

Предложение денег — находящаяся в обращении денежная масса, т. е. все те деньги, которые покинули банковскую систему и находятся на руках и счетах населения.

В краткосрочном периоде величина денежной массы в стране, т. е. предложение денег, есть величина фиксированная. В этой связи кривая предложения денег, характеризующая зависимость предложения денег от ставки процента, есть вертикальная прямая

Кривая предложения денег краткосрочного периода.

В ряде случаев, когда наблюдается чувствительность населения к колебаниям номинальной процентной ставки, а также коммерческие банки реагируют на изменение ставки процента, кривая предложения денег может быть возрастающей функцией, но вероятность наступления этого события невелика.

В долгосрочном периоде форма кривой предложения денег, характеризующая зависимость объема денежной массы в стране от цены денег (процентной ставки), зависит от тактических целей Центрального банка (ЦБ). Тактические цели ЦБ характеризуют намерения банка каким-либо образом реагировать на изменение спроса на деньги.

Кривая предложения денег в условиях жесткой политики.

Если тактической целью ЦБ является сохранение неизменности денежной массы (М) при изменении спроса на деньги, то кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет вертикальна. В данном случае говорится о жесткой кредитной политике

Такая политика проводится тогда, когда ЦБ считает, что изменение спроса на деньги связано с изменением уровня цен (р#), и для сдерживания инфляции необходимо  держать неизменный объем денежной массы. В результате рост спроса на деньги предопределит увеличение ставки процента.

Кривая предложения денег в условиях гибкой политики

Если целью ЦБ является сохранение неизменной цены денег (ставки процента i), то в ответ на изменение спроса на деньги банк будет изменять предложение денег. В данном случае кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет горизонтальна. В такой ситуации ЦБ проводит гибкую политику.

Данная политика имеет место в том случае, если правительство считает, что спрос на деньги связан с инвестиционной программой, направленной на рост реального национального дохода, и для того, чтобы подъем экономики продолжался, необходимо поддерживать неизменной низкую ставку процента.

3. Кривая предложения денег  в условиях промежуточной политики

Если тактической целью ЦБ является сохранение определенных темпов роста денежной массы в ответ на изменение спроса на деньги, то ЦБ при увеличении спроса на деньги увеличивает денежную массу, но в меньшей мере, чем это необходимо для поддержания неизменной

ставки процента.

В этом случае кривая предложения денег в долгосрочном периоде будет иметь положительный наклон. Эта политика носит название «промежуточная» и может быть применена в том случае, если изменение спроса на деньги порождается изменением скорости обращения денег и ростом национального дохода.

Изменить денежную базу в стране ЦБ можно либо путем изменения денежной базы, что является действием предпочтительным, либо в результате воздействия на величину денежного мультипликатора.

Основными инструментами влияния на денежную массу являются:

1) проведение операций  на открытом рынке (продажа-покупка  ценных бумаг). Если ЦБ продает ценные бумаги, то он уменьшает денежную массу;

2) эмиссия наличных денег; воздействие на денежный мультипликатор через изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов.

 

12 Рыночное равновесие и его  нарушение

Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой.

Но всегда возникает ситуация, когда при изменении различных факторов, между спросом и предложением возникает дисбаланс и рыночное равновесие теряется. Ранние экономисты, представители классической школы, рассматривали рыночное равновесие как ситуацию, способную самостоятельно придти к точке равенства. Они считали, что рынок имеет способность к саморегуляции и приходит к равновесию самостоятельно без каких-либо внешних вмешательств.

Нарушение равновесия  (проблема устойчивости равновесия). Рынок тяготеет к состоянию равновесия, т.е.  состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости.

В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.


В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.


На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

Наиболее известные модели экономического равновесия и их авторы:

Ф. Кенэ — описал простое воспроизводство на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс — составил схему простого и расширенного капиталистического общественного производства и обращения (воспроизводства);

В. Ленин — расширил схему капиталистического расширенного воспроизводства за счет изменения органического строения капитала;

Л. Вальрас — предложил модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

В. Леонтьев — описал модель "Затраты — выпуск";

Дж. М. Кейнс — создал модель краткосрочного экономического равновесия;

Дж. Нейман — предложил модель равновесной расширяющейся экономики.

Различаются следующие виды равновесия: частичное, общее, реальное и устойчивое. Наиболее известная и подробная модель равновесия в условиях государственного регулирования экономики разработана Дж. М. Кейнсом.

Еще заметнее позиция Кейнса при обсуждении им общеэкономических государственных вопросов. Традиционно считалось, что богатство нации определяется его ресурсами и сбережениями. Однако Кейнс считал, что богатство нации определяется её возможностями тратить. Не следует бояться потратить активы, которые могут превратиться в хлам. Отсюда основная идея кейнсианства: надо тратить и тратить, прежде всего, в виде инвестиций. Именно это обеспечивает экономический рост и соответственно ликвидацию безработицы и бедности.

 

13 Эластичность спроса по цене

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены; это процентное изменение величины спроса, деленное на процентное изменение цены.

ЗАВИСИТ ОТ: наличие товаров-заменителей; время приспособления к изменению цены; доля потребительского бюджета, отведенного на продукт.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях (положительная, отрицательная, нулевая).

КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – показатель, выражающий отношение процентного изменения в объеме спрашиваемого блага к процентному отношению цены другого блага.

Выделяют крайние случаи:

Абсолютно эластичный спрос (возможно существование только одной цены при которой товар будет приобретаться покупателями; коэффициент ценовой эластичности спроса стремится к бесконечности)

Абсолютно неэластичный спрос (как бы не менялась цена товара, в данном случае спрос на него будет постоянным (одинаковым); коэффициент ценовой эластичности равен нулю).

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, присущие большинству товаров:

Чем больше заменителей у данного товара, тем выше степень ценовой эластичности спроса на него

Чем большее место занимают расход на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность его спроса

Спрос на предметы первой необходимости характеризуется невысокой эластичностью, спрос же на предметы роскоши эластичен

В краткосрочном периоде эластичность спроса на товар ниже, чем в более длительных.

 

14 Эластичность предложения по  цене

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ – показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара (эластичное предложение, неэластичное, абсолютно эластичное, абсолютно неэластичное).

ЗАВИСИТ ОТ: возможности длительного хранения и стоимости хранения; специфики производственного процесса: фактора времени; цены других благ.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – линия, отражающая все соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага.

Коэффициент ценовой эластичности предложения

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:

Неэластичное предложение (значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1) S1

Эластичное предложение (незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1) S2

Предложение с единичной эластичностью (изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1) S3

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория экономики"