Шпаргалка по дисциплине "Теория экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория экономики".

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика III курс.docx

— 290.19 Кб (Скачать файл)

1 Предмет экономической теории  в историческом развитии

Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление ОЭТ как синтеза современной экономической мысли.

Название науки «экономия» впервые ввел Аристотель. Как наука ЭТ развивалась на протяжении 300 лет (17-19 вв.) в качестве политэкономии. Этот термин ввел французский экономист А. Монкретьен, опубликовавший «Трактат политической экономии». «Политейя» - общественное устройство, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон. Первым экон. учением стал меркантилизм. Его сущность: богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу товарного и денежного обращения. Два этапа. 1 (15-16 вв.) – монетаризм, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. 2 – протекционизм – увеличить экспорт, уменьшить импорт, поддерживать нац. экономику. А. Монкретьен, Кольбер, У. Стаффорд, Петр 1, И. И. Посошков. Классическая школа. Источник богатства – труд во всех сферах общественного производства. Истинное богатство не деньги, а товары. У. Пети, фр. судья Буагильбер. Физиократы. Отождествляли производство  с сельским хозяйством. Франция, середина 18 в., французский вариант классической школы. Основатели: Франсуа Кенэ. Представители: Тюрго, Дюпон де Немур, Мирабо. Яркие представители Адам Смит и Давид Риккардо. Идеи Смита: минимальное вмешательство государства в экономику; рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции. Марксизм. К. Маркс (1818 – 1883). Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Теория прибавочной стоимости, ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства. Рынок – могучее средство накопления капитала. Этот процесс закончится обострением классовой борьбы и гибелью капитализма. Маржинализм. Зародился в 70-е годы 19 в. Представители: К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас. Задача политэкономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Вместо политэкономии – экономика. Использовали математические модели, 90-е годы 19 в. Маршалл встроил в маржинализм моменты теории Риккардо, в результате чего появилась неоклассическая система. Д. Кларк, А. Маршалл, А. Пигу. Предмет исследований – «чистая экономика», единичный объект исследования – поведение и субъективные мотивы «экономического человека», который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Это микроэкономический подход. Маржинализм впитал в себя теорию Д. М. Кейнса – рыночное регулирование делает экономику нестабильной – нужно гос-ое вмешательство. Предмет анализа – народное хозяйство в целом. Это макроэкономический подход, а направление – кейнсианство. Реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает институционально-социологическое направление. Т. Веблен, У. Митчелл, М. Вебер. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок – лишь часть их. Идеал общества «социального благоденствия», где есть социопрограммы, индикативное планирование и другие формы вмешательства государства, «шведская модель» экон. развития. В современной России четыре направления: 1 – марксистская концепция; 2 – марксизм с современным кейнсианством; 3 – перенесение западной теории в отечественную науку; 4 – принципиально новая концепция.

 

2 Основные функции экономической  теории и методы ее изучения

Экономические законы и категории. Предмет и метод современной ОЭТ.

Экон. закон – это наиболее существенные и устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экон. явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления. Экон. законы объективны, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей; законы человеческой деятельности; исторически приходящие; открытие и применение экон. законов требуют определенных усилий, т.к. сильное противодействие отживших сил общества. Законы образуют систему экон. законов – закономерности развития общества. Нарушение одного закона – нарушение всей системы и равновесия в обществе. Специфические: законы развития конкретно исторических форм хозяйствования. Общие: законы свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Экон. категория – это научная абстракция, выражающая сущность экон. явления (товар, деньги и т.д.). Экон. закономерности – объективно существующие повторяющиеся связи экон. явлений и процессов характеризующие  поступательное развитие хозяйственной системы. Современная школа, обобщая взгляды классиков, дает свое определение ЭТ. ЭТ – это наука, изучающая производственные отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления различных товаров и услуг. Место ЭТ в системе наук выражено в ее тесной связи с учебными дисциплинами (экономика, статистика, история, социология, политология). Однако ЭТ имеет свой предмет исследования, т. е. специфические особенности, позволяющие выделить ее среди системы наук как самостоятельную область знаний. Предмет ЭТ – это воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических явлений и процессов. Методы: исторический, логический, сравнительный анализ, графические изображения. Исторический – это способ научного познания, предполагающий исследование экон. явлений и процессов в присущей им последовательности исторического развития. Логический – это способ научного познания, предполагающий всестороннее и углубленное исследование причинно-следственных связей, сложившихся между изучаемыми явлениями. Сравнительный анализ – это способ научного познания, предполагающий сопоставление исследуемых явлений с явлениями, изученными ранее, с целью выявления общих или различных черт между ними. Графические изображения – это способ научного познания, предполагающий построение графиков, т.е. масштабных изображений критериев и показателей исследуемых явлений с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур.

 

3 Микро-, макроэкономика, мировая экономика

МИКРОЭКОНОМИКА – это составная часть экономической теории, изучающая поведение отдельных экономических субъектов.

ОБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ – это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.

Макроэкономика – это наука о функционировании национальной экономики в целом; наука об агрегированном поведении в экономике; составная часть экономической теории; одна из общественных дисциплин.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на:

  • фискальную политику;
  • монетарную политику;
  • политику зарплата-цены;
  • внешнеэкономическую политику.

Мировая экономика — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом, мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединённых международными отношениями.

В понятие мировой экономики входят четыре уровня: микроуровень, мезоуровень, макроуровень и международный уровень. В качестве основного выступает макроуровень, на котором рассматривается функционирование сложных крупных самостоятельных экономических систем, каковыми чаще всего являются национальные экономики. На микроуровне изучается функционирование простых однородных систем и субъектов, составляющих макроэкономические структуры. Таковыми субъектами являются фирмы и домохозяйства. Мезоуровень составляют сложные подсистемы, входящие в национальные экономики (например, отрасли и экономические регионы). Международный уровень представляет собой уровень взаимодействия национальных экономик мира, а также различных над- и межнациональных экономических институтов. При таком подходе основными субъектами международных экономических отношений обычно признаются государства, транснациональные корпорации (ТНК), международные экономические организации и интеграционные объединения национальных экономик.

 

4 Потребности и их классификация. Закон возрастающих потребностей

 

5 Факторы производства и плата  за их использования

Факторы производства. Производственная функция.

Когда ресурсы вовлечены в процесс производства они становятся факторами производства. Факторы – производственные ресурсы. Предпринимательская деятельность – специфический фактор производства. Предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства. Предпринимательская способность – особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всех остальных ФП в целях создания благ и услуг. ФП взаимосвязаны и дополняют друг друга. Отсутствие одного из ФП ведет к разрушению всей системы. Производственная функция – отношение между любым набором ФП и максимально возможным объемом продукции. Отражает технологическую зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции. Характеризуется изоквантой, т.е. различным сочетанием ФП при выпуске одного и того же количества продукции. Чтобы обеспечить максимальный объем производства при минимальном количестве затрат, необходима определенная комбинация используемых ФП, что достигается построением производственной функции: Q=f(L,K,M);Q – количество выпускаемой продукции при данной технологии; L – затраты труда; K – затраты капитала; М – затраты ресурсов в стоимостной форме. Кобба-Дугласа. Q=f(A*L*K);L – уровень производительности труда; К – капитал; М – природные ресурсы; А – заменяет коэффициент воздействия земли на трудовые результаты; степени учитывают внедрения в производство НТР. Общие свойства:1 – существует предел для повышения объема производства, который может быть достигнут повышением затрат одного ресурса при прочих равных условиях;2 – существует определенная взаимозаменяемость ФП. Взаимозаменяемость ФП происходит без сокращения объема производства.

 

6 Основные экономические проблемы (что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, способна ли система адаптироваться)

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

 

7 Экономическая система и ее  типы (традиционная экономика, командная  экономика, рыночная экономика, смешанная  экономика)

Экон. система общества. Подходы. Типы собственности.

Чистый капитализм – преобладает индивидуальная частная собственность, поведение субъекта мотивируется личными интересами, власть как функциональный элемент самого рынка, роль государства в экономике ограничена. Командная система – противоположные приоритеты, экон. власть централизована, рынок не регулятор экономики, государство может быть основным экон. субъектом. Смешанная экономика – многообразие форм хозяйствования, параллельно сосуществующих как части единого организма, многополюсность экон. бытия и каждый полюс имеет сущностное значение; двойственное отношение:1 – противоречит одноплоскостному видению мира;2 – основная тенденция развития – от свободной конкуренции к несовершенной. Традиционная экономика – характерна для неразвитых стран, это первичный тип экон. систем, основана на обычаях, традициях, национальных культурных корнях, устойчива, плохо поддается реформированию.

 

8 Понятие рынка как экономической  категории. Структура рынка

9 Рынок и его функции рынка

Рынок.

 Рыночная экономика  – экономика, в которой существует  полная свобода субъектов экон. отношений, развиты товарно-денежные  отношения, все формы собственности  и виды предпринимательства имеют  равные возможности для развития, а роль государства в экономике  ограничена. Функционирование рыночной  экономики предполагает наличие  определенных ее элементов, которые  в совокупности составляют рыночную  систему. 1эл. – производители и  потребители. Потребление личное  и производительное. 2эл. – экон. обособленность, обусловлена частной  или смешанной формами собственности  на базе корпоративного управления  производственными силами. 3эл. –  цены: а) складываются в результате  спроса и предложения; б) определяют  сферу деятельности рыночных  отношений на данный товар. 4эл. – спрос и предложение, обеспечивают  постоянную связь между производителями  и потребителями материальных  благ. 5эл. – конкуренция, обеспечивает  максимизацию прибыли и на  этой основе расширение масштабов  производства, функция – определить  величину экон. регуляторов (цены, прибыль, % и  т.д.)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория экономики"