Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:52, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции экономической теории.
Предметом современной экономики является поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия экономических субъектов в процессе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения различных потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_ekz.docx

— 679.49 Кб (Скачать файл)

 

Олигополия:

Несколько крупных компаний, зависимых друг от друга

Производят как однородную, так и дифференцированную продукцию

Существуют определенные барьеры для вхождения в отрасль

Доступ к информации затруднен

Степень влияния на цену товара низкая (грозит потерей рынка или ценовой войной), преобладает неценовая конкуренция.

 

Монополия:

Единственный производитель товара

Продукт уникален, отсутствуют близкие заменители

Установлены непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения

Доступ к информации блокирован

Полная власть над ценой.

 

24.Типы рыночных структур.

 

 

Монополия – такая ситуация на рынке, при которой производство и предложение товара сосредоточено в руках одной фирмы, которая получает возможность формировать выгодные цены, изменение объема производства. На рынке существуют абсолютные барьеры.

Черты:

Единственный производитель товара

Продукт уникален, отсутствуют близкие заменители

Установлены непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного происхождения

Доступ к информации блокирован

Полная власть над ценой.

 

Двусторонняя монополия – рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист.

Естественная монополия – возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

Дуополия – рыночная структура, когда на рынке действуют 2 фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену.

Монопсония- монополия со стороны покупателя.

Олигополия – ситуация на рынке, когда производство товаров сосредоточено в рамках небольшого количества крупных фирм, которые с одной стороны обладают определенной рыночной властью, а с другой стороны соперничают между собой.

Черты:

Несколько крупных компаний, зависимых друг от друга

Производят как однородную, так и дифференцированную продукцию

Существуют определенные барьеры для вхождения в отрасль

Доступ к информации затруднен

Степень влияния на цену товара низкая (грозит потерей рынка или ценовой войной), преобладает неценовая конкуренция.

 

25. Рынок совершенной конкуренции.

Итак, рынок совершенной конкуренции есть рынок, на котором продавцами выступает огромное число мелких производителей, а покупателями - огромное число одинаковых потребителей. Все производители поставляют на рынок одинаковый товар, при этом транзакционные издержки (все издержки связанные с реализацией или приобретением товаров) должны быть нулевыми. Все продавцы и покупатели обладают всей полнотой информации о цене, количестве и одинаковости качества товара. Выход на рынок и уход с этого рынка не связан с издержками ни для продавцов, ни для покупателей. Т.е. рынок совершенной конкуренции является совершенным.

Из-за того, что товар, поставляемый всеми производителями, одинаков, и потребители знают об этом, то ни один из производителей не сможет установить на свой товар цену отличную от рыночной. Точно также ни один из потребителей не может установить цену покупки ниже рыночной, поскольку все производители информированы о рыночной цене, и при более низкой цене потребитель не сможет купить товар; а устанавливать более высокую цену покупки для потребителя нет смысла.

А поскольку и число производителей, и число потребителей велико, то состояние рыночного равновесия не изменится, если один из тех или других поведет себя нерационально и попытается установить цены отличные от рыночных. Поэтому любые попытки повлиять на цены со стороны производителей и потребителей лишены смысла.

В чем же тогда заключается совершенство конкуренции на этом рынке? А в том, что конкурируют между собой не фирмы и не потребители, а производственные функции и функции полезности. Т.е. выигрывает при совершенной конкуренции тот производитель у которого наименьшие издержки производства и тот потребитель, для которого рассматриваемый товар имеет наибольшую полезность.

Совершенная конкуренция заставляет производителей устанавливать минимальную возможную цену на свой товар, при которой можно выпустить желаемое потребителями количество товара. Аналогично, и потребителей она заставляет устанавливать максимальную возможную цену на их товар, при которой может быть потреблено выпущенное количество товара.

Поскольку совершенная конкуренция сводится к конкуренции производственных функций, то в отрасли, где наблюдается совершенная конкуренция, постоянно происходит переход к более эффективным технологиям, т.е. к более эффективному использованию производственных факторов и снижению издержек. Это объясняется тем, что более эффективные технологии позволяют получать прибыль за счет низких издержек, а прибыль стимулирует расширение производства. В то же время убыточные предприятия не имеют возможности удержаться на этом рынке, поскольку у них нет возможности повышения цен.

 

 

 

26. Монополия и ее виды. Показатели  монопольной власти. Ценовая дискриминация.

Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.

1. Естественная  монополия – возникает в результате  владение редким и невоспроизводимым  фактором производства: природная  основана на уникальности природного  ресурса (залежи алмазов в Якутии  делают Республику Соха монополистом  в рамках России) и технологическая  основана на уникальном открытии, изобретении, уникальном техническом  сооружении (РК- монополист Байконура).  
 
2. Искусственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.  
 
3. Случайная монополия – возникает в результате создания временного превышения спроса над предложением для своего круга потребителей. 

 

Показатель монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.

0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

Индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P;

Индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … + Р2n , где Н – показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н ³ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. 

 

Ценовая дискриминация-это ситуация на рынке,когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам.

 

27.Влияние монополии на экономику. Антимонопольная политика государства.

Государственный монополизм в России, складывался под влиянием следующих факторов:

1)наличие административно командной системы управления: директивное управление и централизованные доходы;

2)устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

3)концентрация и специализация производства. Здесь можно выделить и распространившуюся в свое время систему натурального распределения, которая разрушает рынок и обеспечивает всевластие монополий.

Российские монополии не являются естественными. Централизация в настоящее время, выражается в создании концернов и ассоциаций, только для того, чтобы обеспечить «спокойное» существование. Стратегия отечественных монополий направлена на расширение группы товаров неэластичного спроса. Если спрос на товар сохраняет прямую и перекрестную эластичность по цене и доходу, то возможность манипулирования ценами существенно ограничена и наоборот. Монопольные структуры не готовы к открытой и честной конкуренции. Они продолжают по-прежнему надеются на поддержку государства, хотя и возобладала преимущественно иная тенденция, неслучайно Россия старается обеспечит максимально возможную открытость национального рынка.

Монопольные структуры необходимы для решения определенных социально-экономических задач. Следовательно при осуществлении демонополизации экономики следует учитывать факт объективной необходимости монополизации. Можно выделить два варианта трансформации:

1. Демонополизации предшествует  переход к рынку, и создаются  предпосылки для конкуренции.

2. Борьба с монополизмом в  процессе перехода к рынку. Центральное  место здесь занимает механизм  рыночного саморегулирования и  косвенного воздействия на экономику.

Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

· охрана и поощрение конкуренции;

· контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

· контроль над ценами;

· защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

 

28.Полезность  как основа выбора потребителя. Общая и предельная полезность. правило максимизации полезности.

В пределах поля возможностей, ограниченного бюджетной линией, потребитель свободен осуществить любой выбор, предпочесть любую комбинацию товаров А и В. При этом потребитель основывается на субъективной оценке того удовлетворения, которое он получит от потребления товара. В экономической теории такое удовлетворение называетсяполезностью.

Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Как следует распределять денежный доход между различными товарами, которые потребители желают купить, чтобы извлечь наибольшую совокупную (общую) полезность.

Исходим из следующих положений:

Теория потребительского поведения рассматривает среднего потребителя;

-рационально ведет себя  на рынке, определяет предпочтения  в отношении приобретаемых товаров  и услуг;

-стремится извлечь наибольшую  пользу из приобретаемого набора  товаров и услуг и знает, какую  полезность он может получить  от дополнительной единицы товара;

-имеет бюджетное ограничение (его доход ограничен), знает цены  и делает выбор между альтернативными  товарами.

Правило максимизации полезности выводятся из Закона убывающей предельной полезности.

Для получения наибольшей совокупной (общей) полезности потребитель, покупая некоторый набор различных товаров, должен распределить свой ограниченный доход между ними таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на каждый товар, приносила одинаковую предельную полезность.

Отношение предельных полезностей каждого из товаров к ценам этих товаров должно быть одинаковым для всех приобретаемых товаров:

(MUA/PA) = (MUB/PB) = (MUC/PC) = … = (MUN/PN),

Где MU – предельная полезность товаров A, B, C,…,N, ,  P – цена товара A, B, C,

29. Кардиналистская (количественная) теория  потребительского поведения.

Кардиналистская, или количественная теория потребительского выбора появилась первой. Она базируется на теории полезности. Каждый человек индивидуален, поэтому для каждого из нас разные товары и услуги будут приносить разную полезность. Например, для спортсмена большую полезность будет иметь спортивный инвентарь, а для учёного – книги. Полезность  (U) направлена на удовлетворение потребностей человека, и от того насколько сильно она их удовлетворяет, будет и зависеть ценность того или иного блага.

Экономисты выделяют несколько видов полезности. Общая  полезность  (TU) – это совокупная полезность от потребления блага. Она определяется как сумма полезностей всех единиц потреблённого блага. Можно предположить, чем

большее количество блага мы потребляем, тем выше общая полезность. Это не совсем так. Действительно, при увеличении потребления блага общая полезность будет расти, однако так будет продолжаться не всегда, с определённого момента она начнёт падать. Это связано с тем, что достигнув определённого предела, благо может приносить отрицательную полезность.

Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот постулат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого. Как уже отмечалось, каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для каждого из них действует закон убывающей предельной полезности. Рациональный потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. Действительно, если предельная полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно его. В свое время это правило поведения потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона Госсена. Ныне закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия выражается равенством МU1 = MU2 = ... = MUn.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"