Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 14:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономической теории"

Вложенные файлы: 1 файл

эконом теория 14 ноября.docx

— 209.87 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 11

Межотраслевая конкуренция — один из видов капиталистической конкуренции, характеризующийся борьбой между капиталистами различных отраслей хозяйства за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал, за его наиболее выгодное приложение. Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный процесс перелива капиталов из одной отрасли хозяйства в другую и устанавливаются пропорции воспроизводства общественного капитала.

Межотраслевая конкуренция  приводит к тому, что капиталисты  покидают отрасли с низкой нормой прибыли и устремляются в отрасли, где норма прибыли наиболее высокая. В результате этого в ряде отраслей производство сокращается, спрос на создаваемые товары начинает превышать их предложение, рыночная цена этих товаров возрастает выше их стоимости, норма прибыли в этих отраслях поднимается до среднего уровня. В то же время в отраслях с высокой нормой прибыли в результате большого прилива капиталов, ищущих более выгодного применения, усиливается внутриотраслевая конкуренция, производство расширяется, предложение товаров начинает превышать спрос на них, вследствие чего падают рыночные цены и норма прибыли.

В условиях свободной конкуренции  в результате постоянного перелива капиталов из одной отрасли в  другую в поисках более прибыльного  их применения и происходит образование средней (общей) нормы прибыли. Таким образом, через механизм межотраслевой конкуренции закон стоимости стихийно регулирует распределение капиталов, средств производства и рабочей силы между различными отраслями капиталистического хозяйства. В межотраслевой конкуренции находят свое выражение те экономические отношения, которые складываются между капиталистами разных отраслей хозяйства при дележе совокупной прибавочной стоимости, производимой всем рабочим классом данной страны. В условиях монополистического капитализма перелив капитала из одной отрасли в другую затрудняется. Однако межотраслевая конкуренция не исчезает, ока способствует выравниванию отраслевых норм прибыли в интересах монополий.

Внутриотраслевая  конкуренция — один из видов капиталистической конкуренции; борьба между частными товаропроизводителями, создавшими товары одного вида, за наиболее выгодные условия их производства и сбыта; борьба между капиталистами одной отрасли производства за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Внутриотраслевая конкуренция ведет к образованию единой рыночной цены на товары данного вида, в основе которой лежит общественная (рыночная) стоимость этих товаров.

Предприятия с высокой  производительностью труда и  соответственно низкой, при реализации своей продукции по рыночным ценам  или даже по несколько сниженным  ценам получают добавочную прибыль, источник которой — избыточная прибавочная стоимость. Предприятия же с низкой производительностью труда и соответственно высокой индивидуальной стоимостью продукции при реализации ее по рыночным ценам теряют часть созданной прибавочной стоимости и получают низкую норму прибыли, а иногда не могут даже возместить издержки производства. Внутриотраслевая конкуренция ведет к разорению простых товаропроизводителей и мелких капиталистов, к концентрации производства и капитала, к углублению классовых противоречий буржуазного общества; победу в ней одерживают предприятия с высокой степенью концентрации капитала.

Эта конкуренция, с одной  стороны, служит стимулом к техническому прогрессу и повышению производительности труда на капиталистических предприятиях, а с другой — выступает как  тормоз развития производительных сил, поскольку порождает коммерческую тайну, препятствует повсеместному  быстрому внедрению достижений науки  и техники в данную отрасль  хозяйства, влечет за собой расхищение производительных сил и сопровождается прямыми разрушительными последствиями, особенно в условиях господства крупного монополистического капитала, когда  методы внутриотраслевой конкуренции  становятся наиболее жестокими.

 

Вопрос 12

 

 

Долгосрочный  и краткосрочный периоды в  деятельности фирмы.

В теории фирмы фактор времени играет существенную роль, поэтому нужно выявить отличия двух понятий, используемых экономистами: “долгосрочный период” и “краткосрочный период”. Впервые эти понятия были введены в экономическую теорию Альфредом Маршаллом. Они не означают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.

В течение весьма длительного времени все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена и т.д. Это означает, что “по истечении долгосрочного периода фирма полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность долгосрочного периода, следовательно, такова, что фирма имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики. Если, например, фирма установила, что спрос на ее продукцию возрос, то может пройти десять лет, прежде чем она позволит себе осуществить перестройку предприятия и замену оборудования”1. Таким образом, долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.

Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого вре­мени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.

В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работников. Даже после этого пройдет какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.

Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.

 

Вопрос 13

Карта изоквант (Map of isoquant) представляет собой набор изоквант, каждая из которых иллюстрирует максимально допустимый объем производства продукции при любом данном наборе факторов производства. Карта изоквант является альтернативным способом изображения производственной функции.

Смысл карты изоквант аналогичен смыслу карты кривых безразличия для  потребителей. Карта изоквант схожа с контурной картой горы: все большие высоты показаны посредством кривых.

Карта изоквант


Карта изоквант может быть использована для того, чтобы показать возможности выбора среди множества  вариантов организации производства в рамках короткого периода, когда, например, капитал является постоянным фактором, а труд — переменным фактором.

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"