Шпаргалка по "Макроэкономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 01:37, шпаргалка

Краткое описание

Шпоры по макроэкономики

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Монетарная политика сложиласьб в связи с переходом от золотого стандарта к кредитным и бумажным деньгам, не разменным на золото, подверженным инфляции. Кол-во денег – фактор воздействия на цикл. Снабжение субъектов деньгами происходит не ч/з эмиссию, а путем создания денег банками, ч/з многодепозитное расширение банковских избыточных резервов. Деньги предлагаются под низкие %ты (экспансионистская политика) – на нисходящей ветви цикла, либо проводится политика дорогих денег (рестриктивная политика), когда надо платить высокие % за деньги – на восходящей.

Достоинства: гибкость, мобильность–ссудный % м/б изменен немедленно. Особенно действенна по отношению к инвестициям.

Борясь с кризисом, сочетают мероприятия фискальной и монетарной политик, но сами по себе эти политики не в состоянии избавить от цикличности, кризисов. Косвенно, через налоги и госзакупки, они подталкивают производство к равновесию, нл вызывают при этом не только желательные, но и нежелательные последствия.

Для прямого обеспечения пропорций общественного воспроизводства исп-ся прежде всего госсобственность в сфере произв-ва и инфраструктуры, но она нигде не доминирует. Поэтому развитые страны практикуют и другие пути прямого направления пропорций воспроизв-ва. Метод индикативного планирования: не только осуществляется тщательная состыковка мероприятий фискальной и монетарной политик. Гос-во воздействует на пропорции общественного воспроизводства, совершенствует их. Рыночный фактор формирования пропорций – цены – находится под особым вниманием гос-ва. В нескольких жизненно важных отраслях (газ, э/энергия, транспортные услуги и т.д.) существуют государственные цены. При либерализации цен устанавливаются верхние и нижние границы их изменений. Запрещены продажа товаров по завышенным ценам, обеспечивается строгая ценовая маркировка на все товары, население широко информируется о ценах и т.д. в самых динамичных экономиках – японской, южнокорейской и др. – развитие через полюса роста: гос-во сворачивает даже еще доходные, конкурентоспособные отрасли, переключая ресурсы на новейшие, самые прогрессивные. Отсюда опережающее развитие стран, в которых хоз.структура изменяется снизу, выход на самые передовые позиции, успешная конкуренция с лидерами. В планировании исп-ся 5-летние планы, и различные программы; проводятся объединения, разукрупнения, реорганизация фирм и отраслей, другие прямые воздействия на пропорции, цикличность. Проявление цикличности здесь в общем слабее, чем в др. странах.

 

31.Социально-экономическая политика гос-ва.

 

32.Основные методы макроэкономического равновесия.

 

33.Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Денежная масса.

Денежный рынок - это рынок, на котором в рез-те взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка %, представляющая собой цену денег. Включает в себя институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения денег.

Для нормального функционирования рын. экономики, поддержания стабильных темпов ее роста, уровня и динамики цен, занятости требуется определенная денежная масса – совокупность платежных средств, обращающихся в стране на данный момент. На ден.рынке равновесие устанавливается в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения (их равенстве). Кривая предложения денег показывает какое кол-во предлагаемых денег при каждом значении ставки % при прочих неизменных факторах, влияющих на объем предложения денег. Форма кривой зависит от целей проводимой денежно-кредитной политики (вертикальная при удержании ден.массы на неизменном уровне независимо от изменения ставки %-оправданно в условиях инфляции). Если кол-во денег в обращении сократится, то при имеющемся уровне резервов банки неспособны предложить кол-во денег в размере, которого желают иметь хоз-ие субъекты при исходной ставке %. В этой ситуации банки будут стремится пополнить свои резервы за счет продажи ценных бумаг, а т/же ужесточать условия получения кредита, в рез-те ставка % начнет расти. В ответ хоз. субъекты начнут большее предпочтение отдавать не деньгам, а другим активам. Произойдет скольжение по кривой спроса на деньги до уровня, когда кол-во денег, к-ое желают иметь хоз-ие субъекты, придет в соответствие с кол-вом денег, предложенных банковской системой. Изменение спроса на деньги из-за увеличения номинального НД при неизменном уровне их предложения:  увеличение спроса на деньги будет побуждать хоз-их субъектов продавать ценные бумаги, а т/же брать деньги в ссуду, что вызовет понижение рын. цены ценных бумаг и повышение ставки %. В условиях стабильного предложения денег состояние равновесия возможно тогда, когда процентная ставка повысится до уровня, при котором величина спроса на деньги соответствует их предложению.

34.РАВНОВЕСИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.ФОРМИРОВАНИЕ УРОВНЯ БАНКОВСКОГО ПРОЦЕНТА.

Денеж рынок - совокупность платежных ср-в, обращающихся в стране на данный момент. Денеж масса в обращение представляет собой предложение денег. Правом эмиссии наличных денег обладает только ЦБ.А коммерч банки создают кредитные деньги(чеки выписанные с текущ счета принимаются в качестве ср-ва обращения).По ср-вам расширения кредита коммерч-х банков увеличивается денеж масса функционирующая в эк-ке.Все коммерч банки должны иметь установленные законом обязательные резервы. Манипулируя нормой обяз-х резервов используя эффект денеж мультипликатора (величину обратную норме обязательных резервов, выражающую максим кол-во кредитных денег, кот может быть создана одной денеж единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы), ЦБ расширяет либо сжимает денеж массу в зависимости от цели денеж-кредит пол-ки. Скорость обращения денег означ кол-во оборотов в год, кот совершает в среднем денеж единица в рез-те приобретения товаров и услуг, составляющих реальный ВНП. Монеты и бумаж деньги ЦБ наиболее ликвидные активы (ликвидность-возможность быстрого перевода актива в наличность без потерь). Банковские депозиты до востребования также явл высоко ликвидными активами(по 1-ому требованию).Больш роль играет ставка % кот определяет сумму кот заемщик уплачивает кредитору в обмен за использование заемных денег. Равновесие денеж рынка отражается в пересечение кривых спроса и предолжения.Оно выражает соответствие кол-ва  денег кот рыноч субъекты желают иметь,кол-ву денег предоставляемому банковской системой при равновесной ставке %. В теории предпочтения ликвидности большую роль играет ставка %. Она определяет сумму, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование заемных денег. Ставка % обычно выражается в %х годовых. Если абстрагироваться от инфляции, то реальная ставка % представляет доход от активов, которые можно хранить в кач-ве альтернативы деньгам, т.е. она измеряет альтернативную стоимость хранения не приносящих % денег. Реальная ставка % - цена, которую приходится платить за обладание частью богатства в форме не приносящих дохода денег, а не в виде альтернативных активов, приносящих владельцу процент.

 

35. Банковская система. Структура и функции национальной экономики.

 

36.ЦБ. Его ф-ции. Деятельность ЦБ в обеспечении равновесия денежного рынка.

Банки составляют ядро кредитной системы. В рыночной экономике банковская система чаще бывает 2- или 3-уровневой. Верхний уровень занимает ЦБ. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно0финансовых учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важного условия устойчивых темпов роста экономики. Основные ф-ции ЦБ: денежная эмиссия; контроль за денежным обращением в стране; контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе.

 

37.Фискальная политика гос-ва.Мех-м и инструменты ее реализации.

ФП - манипулирование гос. расходами и налогообложением с целью поддержания равновесного ЧНП. Воздействие гос. по необходимости (дискреционная ФП) и постоянное, автоматическое (недискреционная). Дискреционная фискальная политика не эффективна, т.к. не может вовремя реагировать на изменения. Эти ограниченные возможности возмещают встроенные стабилизаторы. Их суть в увязке ставок налогов и гос. расходов с изменениями, происх. в экономике. В доходной части гос. бюджета такими стабилизатором явл-ся прогрессивная ставка налогообложения, устанавливаемая на изъятие большинства налогов. В расходной части есть индексы з/п, пособия по безработице и т.д. (если увел кол-во безработных, то автоматически увеличивается сумма на пособие по безраб). Это уменьшает сокращение доходов в общ-ве, повышает спрос и ЧНП. С государственным бюджетом связан такой инструмент макроэкономического регулирования, как фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правитель­ственными органами по изменению государственных рас­ходов и налогообложения для достижения поставленных перед экономикой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого экономического развития, увели­чение занятости, снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации де­лится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику. Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государст­венными расходами и налогами. Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение налоговых ставок. Изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального продукта, чем изменение государст­венных расходов. Это объясняется тем, что рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расхо­дов, а частично — уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Автоматическая фискальная политика. На практике уровень государственных закупок, налогов может изме­няться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существова­нием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую фискальную политику. Встроенная ста­бильность основана на тех механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроен­ными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят автоматические изменения налоговых поступлений и сис­тему пособий по безработице и социальным выплатам. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и  предприятий.   В  период  спада  производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налого­вые поступления в казну. Следовательно, увеличатся до­ходы, остающиеся у населения и предприятий. Это позво­лит в определенной степени замедлить снижение совокуп­ного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессив­ность налоговой системы. При росте ВВП увеличиваются доходы, но растут и ставки налогов. Это ведет к прогрес­сивному увеличению налоговых поступлений. Система пособий по безработице и социальные выпла­ты также оказывают автоматическое антициклическое воз­действие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по без­работице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безрабо­тице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функциони­руют и системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Для проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за этот период экономи­ческая ситуация может резко измениться.

 

38.ДЕНЕЖНО-КРЕДИТ.ПОЛ-КА ЦБ.ЦЕЛИ.ИНСТУМЕНТЫ И МЕХ-МЫ ВЛИЯНИЯ НА ВНП.

Д-к пол-ка – совокупность мер эк-кого регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого эк-кого роста путем воздействия на ур-нь и динамику инфляции, инвестиц.активность и др важнейшие макроэк-кие процессы. Д-к пол-ка – важнейший метод гос регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных усл-й для развития рын эк-ки. Она проводится ЦБ, который регулирует денежн эмиссию, облегчает или затрудняет выдачу коммерческими банками кредитов. Тем самым ЦБ воздействует на частную инвестиционную активность, динамику потребительского спроса, на ур-нь цен. К осн инструментам д-к пол-ки отн-ся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконт пол-ка), изменение нормы обязательных резервов. Наиболее активно использ-ся операции на открыт рынке, кот проводит ЦБ с гос.ценными бумагами. ЦБ также манипулирует учетной ставкой, определяющей величину платы за ссуды, кот ЦБ предоставляет коммерческим банкам. ЦБ может пониз уч ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерч банков, увеличения их активности в предоставлениии кредитов и в конеч счете увеличения денеж предложения в эк-ке=>снижение  %ставки по кредитам коммерч банков, сопровождающееся ростом инвестиц-ой активности в стране. Если ЦБ повыш уч ставку, то возможности получ-я кредитов коммерч банками снижается. В рез-те сокращаются возможности коммерч банков по предоставлению кредитов, созданию кредит денег. Происходит относительное сокращение денеж массы, предложения денег. Ставка % при этом должна повысится, а инвестиц активность снизится.

 

39.Социальная справедливость и экономическая эффективность. Приоритеты социальной политики России.

На современном этапе развития научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, т.е. человеческий фактор становится решающим в социально-экономичском развитии общества. Отсюда необходимость реализации социальной политики.

Задачи: социальная защита человека и его основных социально-экономических прав; обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом; поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества; развитие социальной инфраструктуры (жкх, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация); формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве; создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Понятие социальной справедливости в настоящее время общественным сознанием воспринимается как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. И если в силу способностей, знаний, умений, предприимчивости вклад в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение данного индивидуума. нечестные доходы, обогащение за счет ограбления населения, использования своего общественного положения воспринимаются как вызов общественному мнению, размывают социальную базу проводимых реформ, становятся источником социальной напряженности.

Проблема экономической эффективности соцполитики. сторонники либерализма док-ют, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рын. экономики:

1.деят-ть по соцобеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска нового рабочего места и одновременно приводят к росту притязаний безработного, тогда как тот, кто получает пособие, не даст согласия на любую работу с любым уровнем оплаты труда.

2.соцобеспечение способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам населения, что в целом содействует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала, к меньшему экономическому росту.

3.увеличиваются издержки на управление в связи с ростом организационных структур, занимающихся выработкой и реализацией социальной политики.

4.возможно расширение теневой экономической деятельности, поскольку растет число желающих уклониться от уплаты чрезмерных налогов, являющихся источником финансирования социальных программ.

Сторонники социальной экономики утверждают:

1.в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и кач-ва рабочей силы, создаются новые рабочие места, оказывается содействие в поисках работы;

2.в стране с переходной экономикой без социального обеспечения процесс приватизации и изменения структуры экономики стал бы невозможен вследствие неизбежного роста безработицы и других негативных явлений в соцсфере.

3.обеспечение соцстабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки для экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

В период становления рыночной экономики в России особенности распределения доходов носят негативный характер (любая ломка сложившихся экономических стереотипов, преход на новые принципы хозяйствования в любой стране связаны с усилением социальной напряженности, ухудшение условий жизни населения).

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономики"