Шпаргалка по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории экономических учений".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРА (Autosaved).doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

конфлікт між  багатими й бідними, йому на зміну  приходить новий конфлікт — між  класом освічених і неосвічених  і малоосвічених. Вирішальною силою  індустріального суспільства стає клас освічених, складовою частиною якого є техноструктура.

Велика роль у індустріальному суспільстві  Гелбрейта належить державі. Технічний  прогрес автоматично зумовлює необхідність планування на державному рівні, регулювання  державного попиту, перерозподілу національного доходу через систему податків, сприяння розвитку науково-технічного прогресу, освіти, національної оборони. При цьому Гелбрейт підкреслює незалежність корпорацій, їхню самостійність, автономію щодо держави. Державу й корпорації він розглядає як дві незалежні сили, котрі плідно співпрацюють одна з одною.

У концепції  індустріального суспільства Гелбрейта  є й критичні ноти. Він критикує мілітаризм, гонку озброєнь, розуміє  складність розвязання соціальних проблем  у межах індустріального суспільства. Останнє завдання він покладає на інтелігенцію, яка керуватиметься не тільки економічними пріоритетами, а сприятиме розвитку естетичних цінностей.

Вивчаючи концепцію  Гелбрейта, слід чітко зрозуміти  алогічність цілої низки його визначень суті та порядку функціонування індустріального суспільства.

 

39. Теории классиков  — смитианцев постмануфактурного  периода. 
С конца XVIII и до середины XIX в. в экономике многих стран мира произошли существенные изменения, связанные со становлением индустриального производства, необходимой предпосылкой для которого был промышленный переворот.

1. Экономическое  учение Д. Рикардо. 
Он выделяет в обществе три основных класса владельцы земли; собственники денег и капитала, необходимого для ее обработки; рабочие, трудом которых она обрабатывается и три вида доходов рента, прибыль, заработная плата. И во-вторых, дал свою трактовку главной задачи политической экономии, заключающуюся, по его словам, в том, чтобы определить законы, которые управляют распределением доходов. 
плодотворная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накоплять капитал в изобилии без значительного уменьшения нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты. 
2. Экономическое учение Ж. Б. Сэя. 
Производство предложение будет порождать адекватное потребление спрос, т.е. производство товаров и услуг в условиях смитовского естественного порядка обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются. Гибкое и свободное ценообразование на рынке будет приводить к почти мгновенной реакции на изменения в конъюнктуре хозяйства, являясь гарантией саморегулируемости экономики. 
3. Экономическое учение Т. Мальтуса. 
Т. Мальтус фактически повторил Д. Рикардо в освещении теории прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т. Мальтуса для ее выявления из стоимости цены товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал. 
Личный вклад Т. Мальтуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи экономических процессов и природы или полемикой с Д. Рикардо, помогавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Важный аспект, в котором Т. Мальтус пошел дальше Д. Рикардо и других экономистов той поры и который остался в истории экономической мысли, — это его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта. Учитывая определенную тенденциозность суждений своих предшественников и современников по школе о производительном и непроизводительном характере труда различных классов общества, Т. Мальтус в Принципах выдвинул неожиданное в ту пору положение о недостижимости достаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и непроизводительных классов. Тем самым Т. Мальтус бросил смелый вызов тем, кто допускал абсурдную мысль о паразитизме огромных масс людей, относимых к непроизводительным классам из-за их деятельности, скажем, в вооруженных силах армии или религиозных и административных учреждениях и т.п. По мнению Т. Мальтуса, чиновничество и другие непроизводительные слои общества представляют собой совокупность третьих лиц, содействующих и созданию, и реализации общественного продукта. В частности, по Мальтусу, интересы землевладельцев отнюдь не противоречат всегда интересам остального общества — напротив, экономическое процветание зависит от процветания класса лендлордов. 
Впрочем, в частной переписке Т. Мальтус и Д. Рикардо не обошли и проблемы теории реализации. Исходя из этого заблуждения о самоуничтожающихся сбережениях, Т. Мальтус, как и Д. Рикардо, считает, что пределов для расширения производства не существует. А на вопрос о масштабах перепроизводства отвечает: Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным, также как и временным. Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо, возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы — явления временные, и в этом смысле доводы об их отступничестве от постулатов закона Сэя исключаются.

 

40. Эдвард Хейстинтс  Чемберлин 1899-1967 США. Основные  работы Теория монополистической  конкуренции: реориентация теории  стоимости 1933 г., На путях к  более общей теории стоимости  1957 г. Осн. положение — главное  условие овладения рынком или сутью монополии являя-ся контроль над предложением, а значит, и ценой, кот-й достигается усилием взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта. Все продавцы своих товаров на рынке — конкурирующие монополисты в условиях действия сил монополистической конкуренции. Рынки, на взгляд Э.Чемберлина, взаимосвязаны между собой, т.к. на каждом из них не зависящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению прод-ции. Каждый продавец рассм-ся им в кач-ве монополиста, формирующего свой круг покупателей за счет обладания своим уникальным товаром, и ур-нь дифференциации продукта, кот-й отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистов. Реальный объем предложения товаров и услуг в рез-те окажется меньше. А цены на них будут выше, чем в усл-ях чистой конкуренции. Монополия продавца на свой продукт и монополисты, конкурирующие между собой в усл-ях монополистической конкуренции, невозможны без дифференциации продукта. Э.Чемберлин отмечает, что на конкуренцию влияют неценовые ф-ры конкуренции — кач-во товара и реклама, а также местонахождение продавца, его стиль, репутация, манера поведения, деловая сноровка и личные связи его с клиентами и теми, кто у него работает. В силу монополистич-й конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объем сбыта товаров лимитирован и опр-ся 3-мя ф-рами: ценой, особенностями продукта и затратами на рекламу. По мысли ученого, эволюция конкурентной борьбы повышает кач-во товаров, а реклама, в отличие от усл-й свободной конкуренции, не допускает слияния рынков.

При монополистической  конкуренции структура рынка  представлена достаточно большим числом продавцов и на деят-сть одной  фирмы не влияет деят-ть другой, соперничающей с ней фирмы. Покупатели предпочитают ту продукцию, разновидность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками данного продавца, вход в отрасль или рынок группы товаров не ограничен. Джоан Вайолет Робинсон 1903-1983 Англия книга Теория несовершенной конкуренции 1933. По мнению Робинсона, в реальных условиях решающее значение имеет концентрация, появление гигантских корпораций, способных регулировать рынок. Монополия позволяет воздействовать на цены и сбыт, в рез-те чего монополистическая цена выше, а объем выпуска ниже, чем при совершенной конкуренции. Чистая абсолютная монополия- это одна фирма, единственный производитель продукта, не имеющего заменителей. Возникновение чистой монополии может быть связано с сильными барьерами для вступления в отрасль, монополией на сырье и т.д. Когда на рынке господствует относительно небольшое число фирм, возникает состояние олигополии. Важной особенностью олигополистической конкуренции явл возникновение

взаимозавис-ти. Каждая фирма выбирает стратегию  поведения в соотв-вии с действиями и ожидаемыми реакциями соперников. Анализ олигополистического ценообразования  исп-ет 4 модели : 1 ломаная кривая спроса- возникает, когда поведение конкурентов  различно при изменении цены: если олигополист снижает цену, то и конкуренты снижают ее, а если он повышает цену, то они обычно не реагируют;2 тайное соглашение; З лидерство в ценах; 4 принцип издержки плюс Преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов пр-ва и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих мелкие фирмы, увеличение размеров единицы управления, способствует еще большей несправедливости в распределении богатства. Обладая огромной силой

выживания, конкуренция  — будь то монополистическая или  несовершенная- непременно нуждается  в создании мех-ма, к-рый обеспечивал  бы и гарантировал ее сохранение.


Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"