Ценообразование в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ модели рынка совершенная конкуренция и ценообразования на рынке товаров в её условиях.

В первой главе работы рассматриваются теоретические вопросы, понятия и механизм функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции, во второй главе рассматривается ценообразование рынка товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 РЫНОК В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 4

1.1 Понятие и сфера распространения совершенной конкуренции 4

1.2 Понятие и определение рыночного спроса 7

1.3 Понятие и определение предложения 9

ГЛАВА 2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 11

2.1 Равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде 11

2.2 Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика1.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 3 - Определение выпуска, максимизирующего прибыль фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Продолжая таким образом наблюдать за изменением объема предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль при изменении цены блага, можно убедиться в том, что кривая предельных затрат устанавливает зависимость объема предложения от цены, т. е. является одновременно и кривой предложения фирмы.»[4]

 

ГЛАВА 2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

2.1 Равновесие фирмы и отрасли в коротком периоде

Вспомним, что на рынке совершенной конкуренции:

1) за рубль покупателя конкурирует множество продавцов одного и того же товара, и доля каждого из них настолько мала, что он не в состоянии повлиять на рыночную цену;

2) желающих купить этот товар тоже много, и доля каждого из них мала;

3) всем участникам рыночных сделок равнодоступна информация о технологии, ценах и других условиях;

4) отсутствуют барьеры для входа в отрасль и выхода из нее: возможно свободное перемещение ресурсов между отраслями.

При перечисленных условиях на рынке установится единая для всех участников сделок цена. Если кто-то попытается реализовать свой товар выше сложившейся цены, то покупатели обратятся к другому продавцу; а продавать по более низкой цене он не будет потому, что он может без затруднений продать по более высокой (единой) цене.

Серьезного анализа требует и другой весьма интересный для покупателей и продавцов вопрос: на каком же уровне установится эта единая цена?

Как известно, конкретный уровень цены товара складывается в результате взаимодействия спроса и предложения в отрасли. Как формируется рыночный спрос на отдельный товар рассказывалось в первой главе.  Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса. Кривые же индивидуального спроса показывают, какое количество товара намерен купить потребитель при различных ценах на данный товар и при неизменных прочих условиях. Точно так же кривую отраслевого предложения можно построить, произведя горизонтальное суммирование кривых предложения всех фирм данной отрасли.

Этот вывод нуждается, однако, в некоторых уточнениях, для разъяснения которых воспроизведем теперь кривые АТС и AVC, как это сделано на рис. 4. Отметим, что при цене выше Р2 при оптимальном объеме выпуска фирма получает положительную экономическую прибыль, при цене ниже Р3 экономическая прибыль фирмы отрицательна при любом объеме, а оптимальный объем лишь минимизирует убытки фирмы. При цене ниже Р1 выручка фирмы не покрывает переменных затрат и при любом положительном объеме выпуска убытки фирмы будут превышать величину постоянных затрат. Следовательно, оптимальным для фирмы будет решение о прекращении производства, так как нулевой выпуск даст возможность свести убытки к величине постоянных затрат.

Рис. 4 - Линия предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Таким образом, не вся линия МС, а только ее часть над кривой АVС будет представлять график функции предложения фирмы в коротком периоде.

Если произвести горизонтальное сложение кривых предложения короткого периода всех фирм, выпускающих одинаковый вид продукции, то получим кривую отраслевого предложения в коротком периоде.

Теперь как будто бы есть все данные для того, чтобы узнать, на каком уровне установится цена на рынке совершенной конкуренции: точка пересечения отраслевых кривых спроса и предложения определяет цену блага (Р0 на рис. 5).

 

Рис. 5 - Равновесие отрасли (а) и отдельных фирм (б-г) на рынке совершенной конкуренции в коротком периоде

Эта цена предстает перед каждой из фирм данной отрасли как извне заданный (экзогенный) параметр, величина которого непосредственно не зависит от выпуска фирмы.

Чтобы узнать, какой объем выпуска при сложившейся цене выберет каждая из фирм, достаточно на семейство кривых затрат фирм нанести линию рыночной цены Р0 и точки пересечения МС, с Р0 укажут искомые объемы предложения. На рис. 5,б-г видно, что фирмы 1-3 предложат соответственноQ1 - Q3 единиц продукции.

              Фирма 1 имеет положительную экономическую прибыль: средняя выручка от единицы продукции превышает средние затраты на нее (EQ1 > FQ1). Фирма 2 имеет нормальную прибыль, включенную в экономические затраты так, что ее экономическая прибыль равна нулю. Фирма 3 при сложившейся цене покрывает лишь переменные затраты и несет убытки в размере невозмещенных постоянных затрат. В случае, когда цена ниже минимальной величины средних переменных издержек,  то конкурентная фирма ми­нимизирует свои издержки в кратко­срочной перспективе, прекратив свое существование, то есть закрывшись(рис. 6). В данном случае не существует та­кого объема производства, при кото­ром фирма могла бы нести убытки ниже своих совокупных постоянных издержек.

Рис. 6 - Соотношение цены и издержек, когда единственным выходом для фирмы является прекращение деятельности

 

2.2 Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде

Является ли равновесие, установившееся в отрасли в коротком периоде, стабильным? Нет, и вот почему.

Во-первых, в длительном периоде все применяемые в производстве ресурсы являются переменными (по определению длительного периода). Кроме того, совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Следовательно, линии средних и предельных затрат всех фирм данной отрасли будут идентичны.

Во-вторых, примем во внимание, что вход на рынок совершенной конкуренции и выход с этого рынка открыт для всех фирм. Если минимум средних затрат фирмы окажется выше сложившейся на рынке цены (Р1 на рис. 7,а), то часть фирм покинет рынок, отраслевое предложение уменьшится, что приведет к повышению цены. Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены (Р2), то фирмы данной отрасли получают положительную экономическую прибыль (сверхприбыль) и это будет стимулом для других фирм к переходу в данную отрасль. Вследствие этого отраслевое предложение повысится, а цена упадет.

Рис. 7 - Равновесие отрасли (а) и отдельных фирм (б) на рынке совершенной конкуренции в длительном периоде

 

Равновесие отрасли в длительном периоде установится только тогда, когда цена совпадет с минимумом средних затрат. Когда цена установится на уровне Pl, процесс приспособления предложения к спросу закончится и цена стабилизируется.

Поскольку в состоянии рыночного равновесия длительного периода соблюдается равенство

LMСi = LАСi = РL,

то, во-первых, фирмы достигли оптимальных размеров своих производственных мощностей (LMCi = LACi) и оптимального объема выпуска LMCi = РL); во-вторых, отрасль не будет привлекать капитал из других отраслей, так как при сложившейся цене в ней уже не образуется сверхприбыль

(РL= LACi).

Однако при достижении долговременного отраслевого равновесия равенство можно расширить:

SMCi = SACi = LMCi = LACi = РL.

В этом легко убедиться, взглянув на рис. 8

 

Рис. 8 - Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в длительном периоде

 

Фирма, которая создала бы производственные мощности, отличные от представленных семейством кривых АТC2, MС2, оказалась бы убыточной (рис. 5,в).

Итак, при данной технике производства на рынке совершенной конкуренции цена товара тяготеет к минимальным средним затратам длительного периода (LAC). А это в свою очередь означает, что при достижении отраслевого равновесия длительного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю.

В правильности этого вывода читатель может усомниться: ведь отдельные фирмы могут использовать уникальные факторы производства, как-то: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и времени.

Действительно, расходы ресурсов на единицу продукции у конкурирующих фирм могут различаться, но экономические затраты при этом у них будут одинаковыми. Последнее объясняется тем, что в условиях совершенной конкуренции на рынке факторов фирма сможет приобрести фактор, обладающий повышенной производительностью, если заплатит за него цену, поднимающую затраты фирмы до общего уровня в отрасли. В противном случае этот фактор перекупит конкурент.

Если же фирма уже располагает уникальными ресурсами и конкурент их не перекупит, тем не менее повышенная цена должна быть учтена в составе альтернативных затрат, потому что по такой цене ресурс можно было бы продать.

До сих пор мы исследовали, как влияют на рыночную цену изменения, происходящие на стороне предложения. Однако в длительном периоде может измениться и спрос на продукцию отрасли. Рассмотрим последствия этого изменения, воспользовавшись рис. 9.

 

Рис. 9 - Линия предложения отрасли при совершенной конкуренции в длительном периоде при постоянных ценах на факторы производства

 

Если после достижения равновесия отраслевой спрос возрастет (сдвиг D0 в D1), то вначале (в коротком периоде) цена поднимется с PL до P1. При такой цене фирмы станут получать свехприбыль, что приведет к увеличению предложения в отрасли как за счет расширения производства в отдельных фирмах, так и вследствие прихода новых фирм (на рис. 9 это отразится сдвигом S0 в S1). В результате цена снова снизится до PL, так как именно этой величине равен минимум LAC, фирм при данной технологии. Если же спрос сократится (D0 в D1), то фирмы будут вынуждены снизить объемы производства, а часть из них уйдет из отрасли. Отраслевое равновесие переместится из точки E0 в точку Е3. При цене P2 фирмы окажутся в положении, представленном на рис. 5,г, или даже в "запредельном" положении. Некоторые фирмы станут закрываться и переходить в другие отрасли. Рыночное предложение сократится (сдвиг ), и цена возрастет сР2 до РL.

Если соединить все возможные точки равновесия отрасли в длительном периоде при различных сочетаниях совокупного спроса и совокупного предложения (на рис. 9 это точки Е4, Е0, E2), то образуется линия предложения отрасли в длительном периоде - SL.

Поскольку мы предположили цены на факторы производства неизменными, линия SL проходит параллельно оси абсцисс. Это имеет место не всегда. Увеличивающийся по мере расширения производства благ отраслевой спрос на факторы может привести к их подорожанию. Тогда у фирмы возрастут затраты (сдвинется вверх семейство кривых рис. 8) и равновесие отрасли установится при более высокой цене (рис. 10, а).

 

Рис. 10 - Линия предложения отрасли при совершенной конкуренции в длительном периоде при растущих (а) и снижающихся (б) по мере расширения производства ценах на факторы

 

Иногда по мере увеличения объема используемого фактора производства его цена снижается. Тогда с расширением производства в отрасли может снижаться минимум средних затрат у отдельных фирм. В таких условиях рост отраслевого спроса вызовет в длительном периоде не только увеличение объема предложения, но и снижение равновесной цены (рис. 10,б).

Обратим также внимание на то, что характер изменения кривой средних затрат фирмы в длительном периоде (LAC) определяет число фирм, работающих в отрасли. Давайте выясним, сколько фирм будет на конкурентном рынке. При U-образной кривой LАС каждая из фирм в длительном периоде выйдет на свой технически оптимальный объем выпуска и общее число фирм в отрасли однозначно определится объемом рыночного спроса при цене, равной LAC.

Пусть, например, минимум LAC, равный рыночной цене, достигается при объеме выпуска фирмы, равном 10 единицам, а объем спроса при этой же цене равен 1000. Значит, на рынке будет действовать 1000 : 10 = 100 фирм.

Если средние затраты фирмы в длительном периоде не зависят от объема выпуска, то число фирм в отрасли нельзя определить однозначно. Для удовлетворения отраслевого спроса, например в 1000 единиц продукции, могут работать либо 1000 фирм, каждая из которых производит по одной единице, либо 10 фирм с производством 100 единиц у каждой. Возможны и другие комбинации числа фирм и объемов выпуска каждой из них.

Итак, в условиях совершенной конкуренции:

а) равновесная цена установится на уровне минимальных средних затрат длительного периода;

б) число фирм, функционирующих в отрасли в длительном периоде, определяется кривой затрат длительного периода и кривой спроса;

в) с изменением спроса на продукцию отрасли равновесная цена может остаться неизменной, снизиться или возрасти в зависимости от того, как при этом изменяются цены на факторы производства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночная цена складывается в результате согласований планов потребителей и производителей на рынке конкретного блага. Кроме затрат фирм, предпочтений и доходов покупателей на формирование рыночной цены существенное влияние оказывает тип рынка.

На рынке совершенной конкуренции в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума.

При изменении спроса или предложения текущее рыночное равновесие нарушается, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения - цена или количество, - различают механизм приспособления по Вальрасу и Маршаллу.

Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров