Характеристика системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение характеристики системы государственного регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть основные цели и принципы государственного регулирования ВЭД в России;
- перечислить законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность на территории Российской Федерации;
- дать характеристику органам, осуществляющим регулирование внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Цели и принципы государственного регулирования 6
1.2 Законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации 8
1.3 Органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности 15
1.4 Организации, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ 25
2.1Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок 25
2.2 Сертификация импортных товаров 28
2.3 Регистрация экспортных контрактов на вывоз стратегически важных сырьевых товаров 30
2.4 Обязательная экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Характеристика системы государственного регулирования ВЭД.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

6. Федеральный закон Российской  Федерации «О мерах по защите  экономических интересов Российской  Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами» №  63-ФЗ от 14 апреля 1998 г. устанавливает  меры по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли  товарами, порядок введения и  применения таких мер. Это специальные  защитные меры, антидемпинговые  меры, компенсационные меры, ограничение  импорта товаров в целях выполнения  целевых федеральных программ  развития, в связи с выпуском  новых видов товаров, в целях  защиты претерпевающих структурную  перестройку отраслей российской  экономики и при проведении  мероприятий по ограничению производства  сельскохозяйственных товаров.

7. Федеральный закон Российской  Федерации «О таможенном тарифе  Российской Федерации» был принят  в 1993 г. № 5003-I от 21 мая 1993 г.  Он регулирует принципы, порядок  и методы определения таможенной  стоимости товаров, вывозимых  и ввозимых на таможенную территорию  Российской Федерации, устанавливает  размер ввозных и вывозных  пошлин. Существенные изменения  были внесены федеральным законом  № 144-ФЗ от 8 ноября 2005 г. «О внесении  изменений в Закон Российской  Федерации «О таможенном тарифе».

8. Федеральный закон Российской  Федерации «Об основных экономических»  № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. регулирует  отношения, связанные с созданием,  функционированием и ликвидацией  свободных экономических зон  на территории Российской Федерации,  инвестициями и предпринимательской  деятельностью в свободных экономических  зонах. Свободная экономическая  зона представляет собой ограниченный  участок территории Росси, в  пределах которого устанавливается  особый режим хозяйственной, в  том числе внешнеторговой, деятельности  для субъектов предпринимательской  деятельности. К свободным экономическим  зонам на территории Российской  Федерации относятся зоны экспортного  производства и свободные таможенные  зоны производственного и торгового  типов.

9. Федеральный закон Российской  Федерации «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России. Он направлен на привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Он не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, в страховые организации, на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и законодательством о некоммерческих организациях.

10. Федеральный закон Российской  Федерации «О соглашениях о  разделе продукции» № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. принят в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности. Он устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции. Некоторые изменения в закон были внесены в мае 2010 г. (Федеральный закон № 89-ФЗ от 19 мая 2010 г.).

21 апреля 2011 года Президентом  Российской Федерации был подписан  Федеральный закон «О внесении  изменений в Закон Российской  Федерации «О государственной  границе Российской Федерации»  и признании утратившим силу  части 5 статьи 32 Федерального закона  «О морских портах в Российской  Федерации и о внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» №  72-ФЗ. В данном законе, законодатель устанавливает внести в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" следующие изменения:

1) статью 9 дополнить новой  частью второй следующего содержания:  
«Требования к обозначению и оборудованию участков путей международного железнодорожного, автомобильного сообщения от Государственной границы до пункта пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) в части второй статьи 12 третье предложение изложить  в следующей редакции: «Проектирование,  строительство (реконструкция) и  оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации  пограничного, таможенного и иных  видов контроля в пункте пропуска  через Государственную границу,  осуществляются за счет средств  федерального бюджета и иных  источников финансирования, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  (при условии передачи на безвозмездной  основе помещений и сооружений  для организации пограничного, таможенного  и иных видов контроля в  пункте пропуска через Государственную  границу).»; 

3) в статье 25.1 после слов  «Государственную границу,» дополнить  словами «и порядок осуществления  хозяйственной и иной деятельности  в пределах пунктов пропуска  через Государственную границу», слово «устанавливается» заменить  словом «устанавливаются».

Также хотелось бы еще отметить достаточно новые законодательные  акты, касающиеся регулирования внешнеэкономической  деятельности РФ:

1) Постановление Правительства  Российской Федерации № 738 от 14 сентября 2009 года «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых видов воздушных судов»;

2) Письмо ФТС России № 04-21/32681 от 15 июля 2009 года «О направлении информации» (о таможенном оформлении товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ). Утверждает Перечень товаров, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, в отношении которых не целесообразно применять требования об обязательном таможенном оформлении в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, а также таможенных режимов и таможенных процедур, при использовании которых не будут применяться указанные требования;

3) Письмо ФТС России № 14-57/47295 от 6 октября 2009 года «О кодах ТН ВЭД в лицензиях Минпромторга России». Согласно нему, несоответствие кода ТН ВЭД России, указанного в лицензии Минпромторга России, коду ТН ВЭД России, заявленному в графе 33 грузовой таможенной декларации, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в регистрации таких лицензий для целей таможенного оформления либо привлечения декларанта к ответственности;

4) Письмо Минпромторга России № АД-10013/07 от 10 сентября 2009 года «Об изменении контрактной стоимости товара». Согласно данному письму изменение ранее заявленной контрактной стоимости ввозимого или вывозимого товара не влечет необходимость внесения изменений в выдаваемые ими разрешительные документы;

5) Письмо ФНС России № 2-5-09/00080@ от 2 июня 2009 года «О справочнике  ЕГАИС-ГНИВЦ» (о коде винодельческой продукции). Письмо содержит информацию по вопросу о корректировке справочника алкогольной продукции.

 

 

    1. Органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности

 

В соответствии с законодательством  Президент РФ наделен следующими функциями [6, с. 59]:

- осуществлять общее руководство  государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

- подписывать международные  соглашения, представлять Россию  на соответствующих международных  форумах;

- регулировать военно-техническое  сотрудничество;

- определять условия экспорта  драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

Государственная Дума и Совет  Федерации разрабатывают и принимают  законы, регламентирующие ВЭД, через  соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет  следующие функции:

- проводит в стране  единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;

- участвует в организации  и проведении международных переговоров;

- участвует в формировании  экспортного и импортного режимов;

- осуществляет управление  федеральной российской собственностью  за рубежом;

- регулирует величины  ставок таможенного тарифа;

- принимает конкретные  меры по защите внутреннего  рынка от массированного импорта;

- разрабатывает и осуществляет  мероприятия по реализации указов  Президента РФ.

Специальным государственным  органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических  связей (МВЭС) РФ. В его функции  входят: [6, с. 79]

- государственное регулирование  ВЭД (разработка рекомендаций  по совершенствованию нормативно-правовой  базы ВЭД; тарифное и нетарифное  регулирование деятельности участников  ВЭД; защита внутреннего рынка  и интересов отечественных экспортеров;  участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

- координация действий  российских участников ВЭД (разработка  мер по совершенствованию внешнеэкономической  политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);

- оценка перспектив и  текущего состояния внешнеэкономических  связей РФ (анализ и прогноз  мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

- кадровое и информационное  обеспечение ВЭД (подготовка и  повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);

- создание благоприятного  режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

- участие в экспортно-импортных  операциях по ряду товарных  групп через внешнеэкономические  объединения, входящие в систему  МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг»  и др.);

- руководство деятельностью  торговых представительств РФ  и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

В систему МВЭС входят: [6, с. 86]

1. Центральный аппарат  (департаменты: поддержки промышленного  экспорта; координации ВЭД; многостороннего  экономического сотрудничества; регулирования  ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый  и др. Центральный аппарат имеет  также ряд отделов и управлений).

2. Внешнеэкономические объединения,  осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров.

3. Всероссийская академия  внешней торговли, осуществляющая  подготовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях. На обучение принимаются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной деятельностью.

4. Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую информацию зарубежных информационных агентств.

5. Объединение информационного  обеспечения и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

6. В условиях децентрализации  управления ВЭД особую роль  играет институт уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся:

- проведение общегосударственной  политики в сфере ВЭД на  всей территории России, общий  государственный надзор;

Информация о работе Характеристика системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности