Характеристика системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение характеристики системы государственного регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть основные цели и принципы государственного регулирования ВЭД в России;
- перечислить законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность на территории Российской Федерации;
- дать характеристику органам, осуществляющим регулирование внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Цели и принципы государственного регулирования 6
1.2 Законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации 8
1.3 Органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности 15
1.4 Организации, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ 25
2.1Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок 25
2.2 Сертификация импортных товаров 28
2.3 Регистрация экспортных контрактов на вывоз стратегически важных сырьевых товаров 30
2.4 Обязательная экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Характеристика системы государственного регулирования ВЭД.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1 Цели и принципы государственного  регулирования  6

1.2 Законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую  деятельность в Российской Федерации 8

1.3 Органы, осуществляющие  регулирование внешнеэкономической  деятельности  15

1.4 Организации, содействующие  развитию внешнеэкономической деятельности   21

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ 25

2.1Квотирование и лицензирование  внешнеторговых сделок  25

2.2 Сертификация импортных  товаров  28

2.3 Регистрация экспортных  контрактов на вывоз стратегически  важных сырьевых товаров  30

2.4 Обязательная экспертная  оценка количества, качества и  цены экспортируемых товаров   32

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  46

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Усиление интеграционных процессов  в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к  образованию в последнее десятилетие  двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния  внешнеторговых отношений на состояние  национальной экономики обусловило повышение значимости государственной  политики в этой сфере. Интернационализация  хозяйственной деятельности позволяет  рассматривать трансграничное перемещение  товаров, работ, услуг и его регулирование  со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:

- законодательно-правовую  базу регулирования;

- институционно- организационную структуру регулирования;

- государственное программирование  ВЭД;

- квотирование и лицензирование  внешнеторговых сделок;

- сертификацию импортных  товаров;

- регистрацию некоторых  экспортных контрактов;

- обязательную экспортную  оценку количества, качества и  цены экспортируемых товаров;

- таможенное регулирование;

- валютное и кредитно-денежное  регулирование ВЭД.

В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством  международного разделения труда, специализации  и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного  производства, улучшению качества использования  производственных ресурсов, что позволяет  рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые  требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно  меняющиеся условия межстранового  торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы  государственного воздействия на внешнюю  торговлю.

Острота данных проблем особенно велика для стран, экономика которых  переживает трансформационные изменения. Социально-экономические противоречия при реформировании внешнеторговой политики государства порождают  активные научные дискуссии о  целях, форме и содержании, методах  и способах оптимального внешнеторгового  режима страны с транзитивной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует  поиск практических мер в сфере  внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики.

Таким образом, вопросы стимулирования экономического развития на этапе перехода к рыночным отношениям при помощи инструментария государственной внешнеторговой политики имеют актуальное, научно-практическое значение.

Целью исследования является рассмотрение характеристики системы государственного регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть основные цели и  принципы государственного регулирования  ВЭД в России;

- перечислить законодательные  акты, регулирующие внешнеэкономическую  деятельность на территории Российской  Федерации;

- дать характеристику органам,  осуществляющим регулирование внешнеэкономической  деятельности;

- рассмотреть особенности государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности в России;

- обосновать.

Предмет исследования - роль государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Объект исследования – Федеральная  Таможенная Служба России.

Курсовая работа состоит:

    • Введения
    • 3х глав
    • Заключения
    • Списка литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Цели и принципы государственного регулирования

 

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоят в следующем [7, с. 56]:

- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование  ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

- единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

- единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

- обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня  имеет четкое разграничение компетенции  Федерации и ее субъектов в  сфере ВЭД. В компетенции федеральных  органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как [4, с. 79]:

- определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

- разработка соответствующих федеральных программ;

- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

- разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

- организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

- определение и реализация валютной политики страны;

- формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

- контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

- разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:

- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);

- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

- координация действий участников ВЭД;

- выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);

- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

- регулирование приграничной торговли;

- информационное обеспечение ВЭД.

 

 

    1. Законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации

 

Общую правовую базу регулирования  ВЭД в России составляют законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств. [7, с. 69]

Российское законодательство, касающееся вопросов внешнеэкономической деятельности, быстрыми темпами расширяется и  углубляется по мере вхождения России в международную экономическую  систему в качестве государства  с рыночной экономикой. Идет сближение  внутреннего права с требованиями ВТО. Многие нормативные акты готовятся  уже с учетом будущего участия  России в ВТО.

К основным нормативным актам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность России, можно отнести следующие  законы:

1. Федеральный закон Российской  Федерации «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров»  № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г. направлен  на защиту экономических интересов  российских производителей товаров  в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым  импортом на таможенную территорию  Российской Федерации. Он устанавливает  порядок введения и применения  специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер при  импорте товаров. Применяется  к правоотношениям, возникающим  в связи с расследованиями,  которые предшествуют введению  специальных защитных, антидемпинговых  или компенсационных мер при  импорте товаров. Закон не регулирует  отношения, связанные с оказанием  услуг, выполнением работ, передачей  исключительных прав на объекты  интеллектуальной собственности  или предоставлением права на  использование объектов интеллектуальной  собственности, осуществлением инвестиций  и валютного контроля.

2. Федеральный закон Российской  Федерации «Таможенный кодекс  Российской Федерации» №61-ФЗ  от 28 мая 2003 г. составляет основу  таможенного законодательства, направленного  на регулирование отношений в  области таможенного дела, в том  числе отношений по установлению  порядка перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, отношений,  возникающих в процессе таможенного  оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия)  таможенных органов и их должностных  лиц, а также отношений по  установлению и применению таможенных  режимов, установлению, введению  и взиманию таможенных платежей.

3. Федеральный закон Российской  Федерации «Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности»  № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. определяет  основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, полномочия  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации в области  внешнеторговой деятельности в  целях обеспечения благоприятных  условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических  и политических интересов Российской  Федерации.

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об экспортном контроле» №183-ФЗ от 18 июля 1999 г. устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности. Он регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Его действие распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля.

5. Федеральный закон Российской  Федерации «О военно-техническом  сотрудничестве Российской Федерации  с иностранными государствами»  № 114-ФЗ от 19 июля 1998 г. устанавливает  принципы государственной политики  в области военно-технического  сотрудничества России с иностранными  государствами. Военно-техническое  сотрудничество — это деятельность  в области международных отношений,  связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой  или закупкой, продукции военного  назначения, а также с разработкой  и производством продукции военного  назначения. В законе сформулированы  правовые и организационные основы  деятельности органов государственной  власти, государственного регулирования  и финансирования работ в области  военно-технического сотрудничества, установлен порядок участия в  осуществлении военно-технического  сотрудничества разработчиков, производителей  продукции военного назначения  и других субъектов военно-технического  сотрудничества и определены  их права в этой области.

Информация о работе Характеристика системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности