Функции социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 06:54, доклад

Краткое описание

Функции социальной защиты населения. Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения.
Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

 

Поэтому в выборе методов  помощи семье и охраны детства  важно найти «золотую середину»  и избежать перегибов. В настоящее  время в ходе реформирования семейной политики приоритетным направлением признано обеспечение социальных гарантий и  улучшение благосостояния семей  с детьми, поскольку именно семья  представляет наиболее комфортные условия  для рождения, воспитания детей.

 

Особое место в государственной  политике по поддержке семьи и  охране детства занимает проблема детской  инвалидности и плохого здоровья детей. В тридцати регионах России показатель детской инвалидности превышает  среднереспубликанский, и этот показатель растет. Основными причинами инвалидности и ухудшающегося здоровья следует  считать: ухудшение экологической  обстановки, неблагоприятные условия  труда женщин, высокий уровень  заболевания беременных, низкий уровень  материально-технического обеспечения  медицинских учреждений, не позволяющий  своевременно выявлять наследственные заболевания, рост детского травматизма. Главными причинами инвалидности у  детей и подростков являются нервно-психические  заболевания. До 80% случаев детской  инвалидности связаны с патологией течения беременности и родов.

 

Остается низким и уровень  пособий на детей, которые существенно  ниже прожиточного минимума ребенка.

 

Таким образом, несмотря на принимаемые  государством меры по социальной защите семьи и охране детства, нужно  признать, что как размеры оказываемой  финансовой помощи, так и комплекс мер организационно-технического характера  остаются в настоящее время неудовлетворительными.

 

Для улучшения социально-экономического положения семьи и детей необходимо не только расширить финансовую базу для повышения материального  положения граждан, подключая средства регионов, муниципалитетов, предприятий  и организаций, но и подготовить  и включить комплексную программу  по поддержке семьи и охране детства  в Среднесрочную программу социально-экономического развития РФ с поэтапным ее выполнением, с указанием ответственных за это государственных и общественных институтов. Причем выполнение такой программы должно быть взято под контроль не только государственными органами власти, но и общественными организациями.

 

Социально-экономические  проблемы безработицы. Как социально-экономическое  явление безработица для России — относительно новая проблема, и выработка форм социальной защиты против нее весьма актуальна. Как  экономическое явление безработица  — это «незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего  иметь работу».

 

Более развернутое и полное определение безработицы дает Толковый экономический и финансовый словарь: «не зависящее от воли работника  приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности  трудоустройства, как правило, вследствие расторжения трудового соглашения между лицом наемного труда и  нанимателем».

 

По отношению к отдельно взятому человеку безработица выражается в том, что человек вопреки  своему желанию не может найти  себе работу, которая обеспечивает ему необходимый для его существования  доход.

 

Согласно стандартам Международной  организации труда (МОТ) к безработным  относятся лица в возрасте, установленном  для измерения экономической  активности населения, которые отвечали бы следующим категориям:

не имели работы (доходного  занятия);

занимались бы поиском  работы, т.е. обращались в государственную  или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к работодателю и т.д., или предпринимали  шаги к организации собственного дела;

были бы готовы приступить к работе.

 

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском  работы и готовы приступить к ней.

 

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие  на территории Российской Федерации, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и  готовые приступить к ней. Эта  информация предоставляется Минтруда России.

 

На уровень безработицы  влияет несколько факторов: это прежде всего научно-технический прогресс, инвестиционная политика государства, политика занятости, во многом определяемая демографической ситуацией в  стране, а также некоторые другие. Общепризнанно, что безработица  — постоянный «продукт» развития производства, характерный для рыночной экономики. В ее условиях безработица  выступает как некий результат  взаимодействия меду спросом на рабочую  силу и ее предложением.

 

В рыночной экономике безработица  резко возрастает в период кризисов.

 

Учетом безработных в  России занимаются органы государственной  статистики и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Федеральная  служба государственной статистики (Росстат) определяет численность безработных  на основе данных выборочных обследований по проблемам занятости, которые  проводятся ежегодно на конец октября, а начиная с 1999 г. — на конец  ноября. По сравнению с 1998 г. к 2007 г. уровень  безработицы в России снизился с 13,2 до 6,9%. В настоящее время уровень  безработных среди мужчин несколько  выше по сравнению с этим же показателем  среди женщин.

 

Социальные последствия  безработицы заключаются в потере главной составляющей привычного для  граждан России образа жизни —  уверенности во всеобщей занятости  населения и обязательном трудоустройстве.

 

Снижая доходы семей, безработица  усиливает дифференциацию населения  по уровню жизни, что противоречит понятию  привычного уравнительного распределения, укоренившегося в сознании советских  людей. Требуется время, чтобы население  осознало, что такой характер распределения  сдерживает рост эффективности общественного  производства, пагубен для развития государственности, да и для развития человеческого потенциала.

 

Безработица также имеет  крайне неблагоприятные социальные последствия — она ведет к  алкоголизму, пьянству, наркомании, совершению противоправных поступков. Сейчас в  России в криминализации общества винят  и безработных, статистика подтверждает рост численности осужденных трудоспособного  возраста, не принимавших участия  в общественном производстве. Высокий  уровень безработицы среди молодежи отрицательно влияет на уровень рождаемости, количество браков и разводов.

 

Социальный стресс, испытываемый безработными, ухудшает здоровье человека, все больше людей подвержено психическим  расстройствам.

 

К негативным последствиям безработицы  нужно отнести и гражданское  беспокойство в обществе, вызванное  превышением ее допустимого уровня.

 

Критической величиной безработицы  принято считать 10—12%. По данным Росстата, уровень безработицы в России к середине 2007 г. составил 6,9% от числа  экономически активного населения, или 5,1 млн человек, однако с проведением  структурной перестройки в отраслях экономики уровень безработицы  может увеличиваться. В этих условиях значительное внимание должно быть уделено  мерам по социальной защите безработных, усилению влияния служб занятости, направленных на повышение квалификации высвобождаемых из отраслей работников, ускоренную переподготовку кадров в  соответствии с новыми требованиями, исходящими от использования новейших технологий, и прежде всего информационных.

 

Таким образом, важнейшая  задача для государства — не допустить  массовой безработицы. Для этого  необходимо организовать такую подготовку человека к труду, когда он, несмотря на изменения в технической базе производства, условиях труда, достаточно быстро сможет пройти переподготовку, овладеть новыми знаниями, навыками и  умениями. Судя по некоторым статистическим данным, в борьбе с безработицей наметились положительные тенденции. Так, если в 1999 г. среднее время поиска работы безработными составляло 9,7 месяца, а лица, более года ищущие работу, составляли 47,2% от общего числа безработных, то в 2001 г. эти данные заметно изменились и составили соответственно 8,2 месяца и 36,9%. Среди безработных, поданным выборочного  обследования населения по проблемам  занятости, проведенного в конце  ноября 2001 г., имели опыт работы 80,1%, соответственно не имеющих опыта  работы — 19,9%. Наибольший удельный вес  в общем числе безработных (по последнему месту работы) составляли рабочие — 47,2%, работники сферы  обслуживания — 11,8%.

 

Удельный вес среди  безработных, не имеющих профессии, специальности, довольно высок — 12,2%, что свидетельствует о недостаточных  масштабах подготовки кадров службами занятости, особенно если учесть, что  заводские службы по повышению квалификации и переподготовке кадров сегодня  практически бездействуют.

 

Задачи, стоящие перед  службами занятости в нашей стране, значительны. Это связано с тем, что гарантами занятости выступают  не только государство, местные органы власти и общественные организации, но и частный сектор экономики, а  также сам человек. В условиях рыночной экономики трудоустройство  становится его личным делом, государство  лишь оказывает ему помощь в решении  таких вопросов. Потенциальные работники  должны быть не только профессионально  обучены, но и знать, как вести  себя на рынке труда, быть образованными  в правовом отношении, ориентироваться  на рынке труда. Именно такое обучение населения становится главной задачей  служб занятости.

 

Для поддержания безработных  им может быть выплачено пособие  по безработице примерно на прожиточном  уровне, однако его выплата строго ограничена по времени, что также  заставляет трудоспособного гражданина ускорить поиск работы и трудоустроиться. Важнейшим же направлением по обеспечению  занятости населения, и здесь  государству принадлежит первостепенная роль, является стимулирование развития экономики, повышение темпов ее роста, улучшение инвестиционного климата  в стране и создание новых рабочих  мест на предприятиях всех форм собственности.

 

Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что число занятых в  среднем и малом бизнесе позволяет  иметь устойчивое экономическое  развитие, формирует средний класс, обеспечивает стабильность и гарантии занятости для большинства граждан. В Среднесрочной программе экономического развития Российской Федерации предусматривается  приоритетное развитие этих форм бизнеса, равно как и индивидуальной трудовой деятельности, и на этой основе достижения высокой занятости населения. Пока же эти виды деятельности привлекают не более 2% от общей численности  безработных. В определенной мере такая  ситуация определяется двумя обстоятельствами: криминализацией бизнеса, с одной  стороны, и коррупцией чиновничества  — с другой. Устранение этих двух основных причин — государственное  дело.

показать содержание


Информация о работе Функции социальной защиты населения