Функции социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 06:54, доклад

Краткое описание

Функции социальной защиты населения. Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения.
Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

 

Бедность. В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет проблема бедности. Под бедностью  понимается такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором  доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление на общественно необходимом  уровне. Различают бедность абсолютную и относительную. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное  неудовлетворение первостепенных физиологических  потребностей человека в пище, одежде, жилье. Под относительной бедностью  понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый н данном обществе. Относительная  бедность показывает, насколько человек  беден по сравнению с другими  людьми.

 

Бедность как социальное явление свойственна любой экономической  системе. Однако ее острота в обществе значительно различается по отдельным  странам в зависимости от темпов их экономического развития, накопленного богатства, размера производственного  потенциала, уровня благосостояния народа, особенностей распределительной политики.

 

В наиболее развитых странах  мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются  незначительные различия в уровнях  доходов богатых и бедных, в  то время как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые  большим количеством бедных, небольшим  кругом богатых и весьма незначительным средним классом. Российская Федерация  относится к разряду стран, в  которых дифференциация доходов  и имущественные различия осуществляются по последнему способу. Размеры дифференциации доходов 10% мало- и высокообеспеченных граждан (так называемый децильный  коэффициент дифференциации — Kd) составляют, по разным оценкам, 1 : 25—30, а имущественные  различия столь велики, что никто  из специалистов не рискует их определить.

 

Признание проблемы бедности произошло в СССР в 1970-х гг., когда  были введены пособия для малообеспеченных, однако к категории бедных в то время относился узкий круг людей, определенных по демографическим признакам: возрасту, здоровью, утрате кормильца  в семье, повышенной иждивенческой  нагрузке на работающего. Некоторое  значение имели квалификационные и  территориальные различия из-за неравенства  в доходах низкоквалифицированных работников и неравенства в экономическом  развитии регионов страны. К настоящему времени бедность как социально-экономическое явление стало для России массовым: в 2007 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,9 млн человек, тогда как в 1990 г. их было всего 2,3 млн человек. За реформирование отечественной экономики самую высокую цену заплатили именно беднейшие слои населения, поскольку такие наиболее употребляемые продукты питания, как хлеб и молоко, за 1993—2000 гг. подорожали в 40-49 тыс. раз, а пенсионные выплаты увеличились лишь в 7 тыс. раз, минимальная заработная плата — в 2 тыс. раз. Однако положительные тенденции экономического развития 2000-х гг. привели к тому, что доля малообеспеченного населения к 2007 г. снизилась до 13,4%.

 

Такой сохраняющийся высокий  уровень бедного населения говорит  о том, что бедность стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и  для значительной части интеллигенции  в трудоспособном возрасте, занятых  на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в бюджетных организациях, лиц, занятых в сельском хозяйстве, пополнивших ряды малообеспеченных из-за заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей даже минимума средств  для ее простого воспроизводства. Минимальная  зарплата составляет в настоящее  время лишь 77% прожиточного минимума и 24% от средней заработной платы  в народном хозяйстве, однако этот показатель должен быть доведен до 40%.

 

Показатели бедности. Для  анализа бедности применяют несколько  методов ее количественной оценки:

статистический, определяемый для 10—20% населения при распределении  всего населения по размерам получаемых денежных расходов;

нормативный, определяемый исходя из норм потребления на основе стандартов, предусмотренных минимальной потребительской  корзиной;

экономический, определяющий количество бедных исходя из ресурсных  возможностей государства, направляемых на поддержание их материального  существования; к нему применяют  метод лишений, рассчитывающий недопотребление  важнейших продуктов питания  и товаров;

стратификационный, согласно которому к бедным относятся те люди, которые априори не могут себя обеспечить (инвалиды, старики, члены  неполных, неблагополучных и многодетных  семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.).

 

Расчеты Росстата на 2007 г. показывают, что социальная структура бедного  населения также весьма неоднородна. В процентах от общей численности  населения ее показатели выглядят следующим  образом:

дети до 16 лет 21

молодежь от 16 до 30 лет 25

трудоспособные от 31 до 59 лет 40

люди пенсионного возраста свыше 55—60 лет 14

 

 

Но есть группы населения, находящиеся на верхней границе  бедности, и речь идет в данном случае о социальной бедности, а не о  физиологической.

 

По экспертным оценкам, в  условиях относительной бедности (с  доходом до 6 тыс. руб. в месяц на душу населения) проживает более 50% граждан России.

 

Больше бедных проживает  в городах, чем в сельской местности; в наихудшем материальном положении  оказались жители Кавказа, Волго-Вятского региона, часть Восточной Сибири, Дальнего Востока, некоторые области  Северо-Запада и Центра. Наибольшее число бедных людей среди бюджетников, машиностроителей, текстильщиков. В  наихудшем положении оказались  женщины и дети.

 

Характерной чертой Российской бедности является преобладание так  называемой текучей бедности, т.е. временной  невозможности самообеспечения  по сравнению с застойной бедностью, т.е. постоянной невозможностью достичь  самообеспечения без внешней  социальной поддержки. Такое соотношение, по некоторым оценкам, составляло в  середине 1920-х гг. 30:70 (%).

 

Меры борьбы с бедностью. Борьба с бедностью или ее профилактика — важнейшая задача всякой социально  ориентированной экономики.

 

В мировой практике широко используются два главных способа. Первый способ заключается в обеспечении  и поддержании минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных  для сохранения действующих в  стране стандартов потребления. Такой  способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем  благосостояния. Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно  худшем, чем остальные граждане, положении.

 

Он применяется в развивающихся  странах, где доходы основной массы  населения низкие, а распределение  социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой  и др.) — основной метод социальной поддержки для значительной части  населения страны. Примером первой модели служит Франция, где доля государства  в системе борьбы и профилактики бедности весьма значительна. В этой стране для всех работодателей установлена  обязательная к применению минимальная  ставка заработной платы на уровне, достаточном для удовлетворения основных потребностей работающего, которая  регулярно индексируется. Помимо этого для борьбы с бедностью широко используют механизм обязательного социального страхования, предусматривающего высокие трудовые пенсии, пособия по безработице, пособия и льготы на детей, а также качественное медицинское обслуживание. Особую роль во Франции играют социальные службы при муниципалитетах. В случае отсутствия у человека страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), а также в силу особых жизненных ситуаций и обстоятельств (потеря кормильца, недееспособность и т.п.) он имеет право подать соответствующее заявление в муниципалитет, после чего ему будет оказана необходимая помощь, и не только материальная, но и психологическая, правозащитная и т.п.

 

В США помощь бедным оказывается  в рамках специальных программ, которые  охватывают от 15 до 20% населения. Основные социальные группы, которые получают субсидии, — это семьи с маленькими детьми, в первую очередь с одним  родителем или безработным кормильцем, люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, малообеспеченные работающие (через налоговые льготы), а также все граждане, имеющие  доход ниже определенного уровня. В США широкое распространение  получила помощь в натуральной форме: талоны на питание, дешевое жилье, медицинское  обслуживание пожилых, уход за малолетними  и другие виды.

 

В постсоциалистических странах  гарантированный прожиточный минимум, соответствующий уровню минимальной  пенсии, установлен лишь в Чехии. Те граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают денежные пособия. На социальную помощь в Болгарии могут  рассчитывать лишь те, кто заявляет об отсутствии минимального гарантированного дохода (его величина ниже физиологического уровня), а также отсутствии источников других доходов (сбережений, своего бизнеса, излишков жилплощади).

 

В Российской Федерации, которая  находится в настоящее время  в сложном экономическом положении, обусловленном особенностями переходного  периода, система социальной защиты бедных, малообеспеченных и семей  с детьми функционирует по второй модели — как система адресной помощи.

 

Проблема бедности в России является самой приоритетной в сфере  социальной политики. Она решается двумя путями. Первый путь предполагает ведение эффективной борьбы с  бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования  всех инструментов макроэкономической и региональной политики. Другой путь борьбы с бедностью — это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых  меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники. Раздача денежных пособий по принципу «всем сестрам по серьгам» не стимулирует  к труду тех, кому будет предоставлена  гарантия получения от государства  денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая  нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия  воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных  детей и т.п.). Подобный путь к изменению  числа бедных н стране мало приемлем и носит исключительно неэффективный  затратный характер. Поэтому стратегический путь борьбы с бедностью предполагает прежде всего экономическое оздоровление экономики на основе ускорения темпов производительности общественного труда, ускорения реструктуризации отдельных народно-хозяйственных комплексов.

 

Социальные программы  ориентированы как на текущую  поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и на борьбу с  бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную  задачу, предполагающую выделить часть  национального дохода страны в условиях крайне ограниченных ресурсов и довести  помощь до нуждающихся. Комплексная  задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного механизма, «настроенного» на наименее обеспеченных людей, при охранительных  мерах по отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты  потребления, главные из которых:

установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;

отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы  в форме монопольно низкой цены их труда;

установление и введение минимального стандарта налоговых  вычетов с целью поддержания  величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;

обеспечение доступности  для всех слоев населения социально  значимых товаров и услуг.

 

Действующая в Российской Федерации система социальных льгот  и компенсаций бедным слоям населения  в настоящий момент подвергается изменениям. Помощь оказывается социально  незащищенным категориям с низкими  доходами. В ряде регионов страны в 1997—1998 гг. были проведены пилотные программы по введению адресной помощи на базе финансирования как федерального, так и регионального бюджетов. Наиболее сложной оказалась оценка нуждаемости семей. Например, в Республике Коми предельной величиной уровня нуждаемости  признавался гарантированный денежный доход (ГДД), равный 50% прожиточного минимума, в Волгоградской области —  денежный доход также до 50% прожиточного минимума, что привело к значительному  отсеву пенсионеров из числа бедных, так как минимальная пенсия плюс компенсации оказались выше этого  уровня. Система разного рода ограничений  привела к тому, что размер пособий  по нуждаемости составил: в Коми — 85 руб., в Волгоградской области  — 68 руб. в месяц, выплатами были охвачены лишь 2—6% населения, в то же время, по данным Госкомстата, численность  нуждающихся в этих регионах составляла не менее 20%. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной  социальной помощи» использовал  принципы, опробованные в ходе эксперимента: учет всех доходов населения, включая  подсобное хозяйство, учет земли  и имущества, приносящих доход, и  т.п.

 

В ходе борьбы с бедностью  главное — это создание способов для личной самозащиты от бедности, поощрение стремления зарабатывать свой доход с предоставлением  льгот по налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

 

Пенсионная система и  ее реформирование. В 2001 г. в России численность граждан пенсионного  возраста составляла 38,6 млн человек, или 26,6% общей численности населения; в 2007 г. — 38,5 млн человек, или 27,1%. В  соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность. Пенсионные системы  государств включают в себя несколько  основных элементов: государственные  пенсионные программы, обязательные накопительные  пенсионные программы, профессиональные пенсионные программы и дополнительные накопительные программы. Как правило, в пенсионных моделях выделяют три  основные группы:

Информация о работе Функции социальной защиты населения