Формы и методы регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 06:14, курсовая работа

Краткое описание

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Необходимость и основные направления государственного регулирования 5
1.1. Необходимость государственного регулирования 5
1.2. Основные направления государственного регулирования 6
1.3. Недостатки рынка и необходимость их преодоления. 9
Глава 2. Формы и методы государственного регулирования 13
2.1. Формы государственного регулирования 13
2.2. Экономические и административные методы регулирования 16
2.3. Косвенные методы государственного регулирования 18
2.4. Различия методов государственного регулирования 19
Глава 3. Особенности государственного регулирования российской экономики 21
3.1. Основные принципы торговой политики РФ. 21
3.2. Особенности стимулирования экспорта в РФ 24
3.3. Государственное регулирование российской экономики в сфере инновационных инвестиций. 28
3.4. Роль государственного регулирования в современной России 31
Заключение. 37
Список литературы. 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

В 2005 году ЦБ РФ укрепил  курс рубля, что отрицательно сказалось на экспорте.

На современном этапе  экономических преобразований в  России особое значение приобретают  целенаправленные усилия государства  по совершенствованию нормативной  базы, организационному и иному обеспечению  экспортной деятельности. Основные вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Однако в нем не нашли достаточного отражения такие  важные для экспортеров моменты, как бартерная и клиринговая торговля, международный франчайзинг, создание офшорных и свободных экономических зон и многое другое.

Можно сказать, что государственная  поддержка российского экспорта сегодня находится на низком уровне, хотя системы государственного страхования  и гарантирования российских экспортеров регулярно включаются в правительственные программы.

Реализация любых мер  по поддержке экспортных производств  и развития экспорта требует средств  или связана с потерями для  бюджета. Она предполагает либо необходимость иметь средства для этих целей в государственной казне (прямое кредитование предприятий-производителей и экспортеров), либо мобилизацию частных источников, что также требует средств от государства, хотя и относительно меньших (государственное гарантирование экспортных кредитов), либо недополучение бюджетом ряда поступлений (в случае снижения импортных пошлин на товары, используемые в экспортном производстве). В условиях отсутствия у государства средств на данные цели более предпочтительными представляются косвенные меры по стимулированию экспорта (те, которые не принесут дополнительных доходов в бюджет, но и не потребуют от него выделения значительных дополнительных расходов). В ряду таких мер следует отметить государственное гарантирование экспортных кредитов.

С учетом современного состояния  российской экономики и актуальных проблем ее внешнеэкономического комплекса  первоочередными задачами в области  финансового содействия экспорту являются предоставление правительством РФ гарантийных  обязательств банкам, кредитующим экспортеров, кредитование производителей-экспортеров промышленной продукции с длительным циклом изготовления, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Для решения поставленных задач была разработана и принята Концепция развития государственной поддержки экспорта промышленной продукции в РФ.

3.3. Государственное регулирование российской экономики в сфере инновационных инвестиций.

В настоящее, когда происходит активное формирование глобальных мировых  рынков, охватывающих группы стран отдельных регионов мира, среди которых единый рынок ЕС, рынки стран американского континента во главе с США и стран Тихоокеанского бассейна во главе с Японией и Китаем, определяющим фактором прогресса становится технологическое лидерство. Именно оно наиболее часто служит критерием оценки экономического развития государства. При этом базовым понятием является уровень научно-технического прогресса. В соответствии с данной методикой классификации выделяют страны, быстро прогрессирующие, производительность труда в которых очень высокая, страны со средним уровнем технологического развития и производительностью труда и страны, технологически отсталые с низким уровнем развития и производительностью труда. Это сырьевые придатки экономически развитых стран.

Закономерно возникает вопрос о том, к какой группе стран можно отнести Россию. Наша страна по ряду параметров не вписывается не  в одну из вышеперечисленных групп. В отношении России сегодня можно говорить о неприменимости понятия НТП, та как научный прогресс в стране происходит на уровне технического застоя. С годами ситуация приобретает все более парадоксальный характер. Подобная деформация в уровне развития фундаментальных исследований – во многих областях, не смотря на недостаточное финансирование со стороны государства и внедрение результатов научных исследований и разработок в производство, связанное с отсутствием необходимой материальной и технической базы.

В последнее время  много говорится о необходимости  пересмотра практики государственного регулирования всей инновационной сферы – от фундаментальных исследований до организации производства новейшей техники и внедрения технологий как на макро-, так и на мезоуровне. Следует отметить, что до настоящего момента бюджетное финансирование научных исследований и разработок остается приоритетным, несмотря на снижение его объемов. Что же касается поддержки отечественной науки из внебюджетных источников финансирования, о необходимости которой постоянно заявляют официально, то основная часть зарубежных программ, предусматривающих финансовую поддержку российских ученых, направлена на достижение конкретных целей заказчика и, как показывала практика, не может и не имеет своей целью обеспечение развития приоритетных направлений научных исследований российских специалистов. [10, c. 33]

Еще хуже ситуация с внедрением изобретений, поскольку данный этап требует, как правило, немалых финансовых затрат, которые не под силу ни государству, ни конкретному предприятию, так  как крупномасштабные прикладные разработки могут быть осуществлены лишь за счет значительных бюджетных или же внебюджетных ассигнований.

Налицо необходимость  четкой координации научно-технической, инвестиционной и промышленной политики как на уровне государства, так и  на уровне отдельных регионов. Другим немаловажным направлением деятельности в данной области является совершенствование механизма правового регулирования сферы научных исследований и разработок, прежде всего принятие закона «О государственной защите объектов интеллектуальной собственности», наведение порядка в  патентном деле, принятие единой концепции поддержки развития основных производственно-хозяйственных комплексов, основанной на защите интересов и поддержке отечественных исследователей и производителей, создающих новую технику и разрабатывающих новые технологии. Одним из важнейших направлений совершенствования государственной и региональной научно-технической политики должны стать создание благоприятного климата для инновационных инвестиций, а также разработка комплексных научно-технической проектов и бизнес-планов, включающих все стадии от фундаментальных исследований до внедрения изобретений в производство. Приоритетной задачей в данном направлении должно стать привлечение иностранного инвестора к реализации этих проектов путем установление налоговых льгот и для предприятий – участников данных инвестиционных программ. Данные меры во многом согласуются с задачами, которые Правительство РФ ставит перед собой в области совершенствования инвестиционной политики, а именно:

  • устранение избыточных административных барьеров при реализации инвестиционных проектов;
  • обеспечение гарантии стабильности осуществления инвестиционной деятельности от неблагоприятных изменений законодательства;
  • создание необходимых условий в целях повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов для решения проблем обновления и модернизации основных производственных фондов;
  • создание условий, обеспечивающих участие населения и хозяйствующих субъектов в инвестиционной деятельности.

Основной проблемой  в настоящее время является отсутствие инвестиционной политики государства на длительную перспективу, которая содержала бы не только базовые направления и принципы, но и конкретные меры по их реализации. Прежде всего необходимо вести работу в области разработки общероссийских межотраслевых инвестиционных программ, региональных программ, а также активный поиск заинтересованных иностранных инвесторов для участия в разработке конкретных инвестиционных проектов и помощи в их последующей реализации.

Основной целью реализации данных проектов должно стать создание новой техники и оборудования, внедрение передовых достижений российской науки в производство и создание  конкурентоспособной продукции с последующим выходом на мировой рынок.

3.4. Роль государственного регулирования в современной России

Как показывает мировой  опыт, успешное социально-экономическое  развитие страны во многом зависит от организации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства и современной российской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или второстепенной эта роль должна быть [9, с.156].

Говоря об особенностях государственного регулирования в  современной России, следует отметить огромную роль истории развития нашей  страны в решении данной проблемы. Обратимся к следующему периоду нашей истории – начало XX века. Страна, обескровленная непродуманной политикой своих руководителей, войной и назревающей социальной нестабильностью самостоятельно выбраться из кризисного положения не могла. Когда к началу Великой Отечественной войны стране нужно было срочно мобилизовать свои силы,  положительно себя проявила административно-командная экономика. В тяжёлые годы войны, когда нужно все ресурсы направить на укрепление военной мощи государства просто необходимо централизованное планирование со всеми своими институтами: государственное ценообразование, наряды, заказы и т.д.

Сейчас в России мы наблюдаем рыночную экономику, что, без сомнений, оказывает благоприятное  влияние на рост экономики. Рыночная экономика создаёт здоровый климат для конкуренции, свободного ценообразования, высокой эффективности производства и т.д. У неё много положительных сторон, но, говоря об эффективности различных видов экономики  невозможно выработать стандартную точку зрения, приемлемую для всех стран. Всегда следует делать поправку на состояние экономики страны и на конкретно-исторические условия.

Одной из главных проблем  современной России является определение  границ необходимого вмешательства государства в экономику.

1. Прежде всего, это  отрасли, где перестаёт эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выражаемые в денежной форме через спрос. Но существуют потребности, которые невозможно измерить в деньгах: национальная оборона,  охрана общественного порядка, национальная сеть коммуникаций и т.д., здесь без государственного вмешательства не обойтись. Так же особо пристальное внимание должно уделяться ценообразованию естественных монополий и монополиям вообще. Особо хотелось бы отметить те сферы, которые более близки к основной части населения – жилищно-коммунальные хозяйства, которые так же являются монополиями, но местное управление не  уделяет ему должного внимания.

2. Ещё одной из важнейших  функций государства в рыночной  экономике является перераспределение доходов. Рынок признаёт справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынке, в обществе же  есть люди,  не владеющие ни землёй, ни капиталом и не трудоспособные. Они не участвуют в деятельности рынка и не получают доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к таким людям, поэтому их содержание становится задачей государства. Во всех вышеперечисленных случаях оно имеет право вмешаться в перераспределение доходов, так как то, что несправедливо с точки зрения рыночного механизма, несправедливо с позиции общечеловеческих норм морали и нарушает право человека на достойное существование в обществе [9, с. 12].

3. Государство обязано  брать на себя задачу обеспечения  правовой базы: предоставление законного статуса частным предприятиям, соблюдение права частной собственности и т.д.

4. Одной из главнейших  обязанностей государства является  финансирование оборонной промышленности и связанных с ней научно-технической базы.

Проанализировав вышеперечисленные  функции, можно сделать вывод: государство в условиях рынка должно контролировать и поддерживать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно. Как правило, это отрасли общенационального значения – военная промышленность, научные разработки и т.д. С монополиями и олигополиями всё гораздо сложнее. Они создают проблемы больше  населению, чем государству. Последнему скорее выгодно существование монополий, так как чем больше они повышают цены, тем больше налогов  платят. При этом потребители никак не способны повлиять на уровень цен своим спросом. Игнорирование данной проблемы со стороны государства может привести к серьёзным последствиям, в частности к социальным взрывам. Попробуем определить причины, по которым современная экономика не справляется со своими задачами.

Во-первых, это  колоссальный бюрократический аппарат. Россия унаследовала от Советского Союза громоздкую, нерациональную структуру государственного управления. Вирус бюрократии поразил все эшелоны власти – от низших до высших. И если в некоторых странах бюрократические структуры выполняют созидательные функции, то в России бюрократические традиции сдерживают эффективное проведение экономических преобразований, являются тормозом на пути рыночных реформ. С другой стороны, через бюрократические структуры осуществляется передел собственности, в том числе и в пользу самой бюрократической элиты, имеющей неограниченный доступ к национальным богатствам страны. В России сформировался  целый сегмент на рынке финансовых ресурсов, где функционируют кредиты, которыми распоряжается бюрократическая элита. [1, с. 122] Очевидно, что между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определённая зависимость. Даже в самых развитых демократических странах процессам политической и деловой жизни часто сопутствует коррупция. Ни одному государству, как показывает практика, не удалось полностью решить эту проблему. В России коррупция процветала во все времена. Веками всё население России – снизу доверху – ориентировалось в своём стремлении к благосостоянию не на собственность, а на власть. Ещё на заре века Н.В. Гоголь писал, что “бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже для таких людей, которые не  рождены быть бесчестными”. Эти слова, написанные век назад поразительно точно соответствуют нынешней ситуации в России. Нынешние масштабы коррупции достигли абсолютных пределов. В существующих условиях невозможность заработать на жизнь честным трудом толкает многих чиновников на путь нетрудовых доходов. Для многих из них занимаемая должность стала не только источником денежного капитала, но и возможностью участвовать в перераспределении государственной собственности. Ещё одной из острейших проблем современной экономики России стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. По официальным данным Министерства внутренних дел России, из 1123 преступных группировок, выявленных в середине 90-х годов, 374 использовали связи с коррумпированными чиновниками. К началу третьего тысячелетия этот показатель увеличился почти в два раза. В 2005 году в России было совершено около  62 тыс. экономических преступлений. Коррупция в системе государственной службы всё больше приобретает характер эпидемии. Она не позволяет работать в полную силу всем вводящимся реформам, оказывает разрушительное влияние на образ жизни россиян, их правосознание и социальную защищённость [1, с. 128].

Информация о работе Формы и методы регулирования экономики