Формування єдиної європейської валюти: історія і перспективи розвитку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее значимым последствием введения евро стало создание новых условий для функционирования международной валютно-финансовой системы. Уникальность евро связана с тем, что впервые появилась региональная международная валюта, тогда как ранее в мировой валютной системе взаимодействовали только национальные валюты.

Содержание

Введение
Глава I. История введения евро
1.1 Образование Европейского экономического и валютного союза
1.2 Введение евро
1.3 Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса перехода к евро
Глава ІІ. Перспективы евро
2.1 Выгодно ли открывать вклады в евро
2.2 Будущее евро
2.3 Ближайшие перспективы евро
Глава ІІІ. Преимущества и недостатки единой валюты

Вложенные файлы: 1 файл

мини КУРСОВАЯ.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

ЕВС, решение о создании которой было принято Европейским Советом 5 декабря 1978г., начала действовать 13 марта 1979г. В нее вошли Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Дания, Ирландия, а позднее присоединились Великобритания, Италия, Греция, Испания, Португалия и Люксембург.

рассматривать согласованную политику подъема экономики или совместные действия по борьбе с инфляцией, когда  валютная нестабильность нарушает чьи-то усилия или создает преимущество в пользу одних и наносит ущерб  другим. Таким образом, достижение валютного союза являлось одним из условий дальнейшего прогресса в европейской экономической интеграции.

Экономическая ситуация  в начале 70-х подталкивала ЕЭС  к созданию Европейского валютного  союза. Резолюция Совета Сообществ от 22 марта 1971 года определила действия, которые следовало предпринять в ходе первого трехлетнего этапа и условия перехода ко второму этапу этого плана экономического и валютного союза. Всякое поступательное движение к валютному союзу должно сопровождаться продвижением к союзу экономическому. Регулирование валютных курсов предполагает параллельную и согласованную эволюцию экономики заинтересованных стран во избежание нежелательных последствий для того или иного партнера.

Первая попытка была предпринята  в 1971г. Резолюцией Совета Сообществ, датированной 22 марта 1971 года, для подготовки взаимной обратимости европейских валют по фиксированному курсу было предусмотрено сужение пределов колебаний. Эти пределы были определены в 1% Бреттон-Вулскими соглашениями и были сужены до 0,75% Европейским валютным соглашением, действовавшим с 1958 г. Резолюция 22 марта 1971 года свела их к 0,6%. Но разразившийся международный валютный кризис сделал это соглашение неприменимым.

Резолюция Совета Сообществ, датированная 21 марта 1972 года, приведенная  в действие соглашением между управляющими центральных банков от 10 апреля 1972 года, ограничивает 2,25% колебаний между валютами шести стран ЕЭС. Четыре страны-кандидата на вступление в ЕЭС (Великобритания, Ирландия, Дания, Норвегия) немедленно присоединились к этому соглашению. Решение создало между валютами Сообщества особое обязательство: внутри «туннеля», составленного максимальными пределами

своих интересах; содействие возвращению украинских заемщиков на   западноевропейские финансовые рынки; заблаговременное согласованное решение вопросов, связанных с появлением наличных евро, и т.д.).

7. На базе уже принятых нормативных документов Национальному Банку Украины предстоит продолжить отслеживание и решение возникающих в практической деятельности правовых проблем, связанных с евро в Украине.

Введение евро затронуло  не только Украину, но и все другие государства СНГ. Хотя в силу объективных причин предпосылки для эффективной координации их валютной политики в отношении евро находятся в процессе созревания, создание Европейского Экономического и Валютного Союза, исторический опыт валютной интеграции в рамках ЕС содержит ценные уроки для совместной разработки перспективных проблем экономической интеграции в послесоветском пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕВС устанавливает базу соизмерения стоимости, предназначенную стать деньгами - ЭКЮ, и систему стабильных, но упорядочиваемых валютных курсов между странами ЕЭС. ЭКЮ (European Currency Unit - Европейская счетная единица) - центральный элемент Европейской валютной системы. Она была определена как корзина валют. Вес, приданный каждой валюте, отражает относительную долю различных государств-членов в валовом национальном продукте Европейского сообщества и в торговле внутри него, а также их вклад в механизмы краткосрочной валютной поддержки.

В рамках ЕВС для ЭКЮ  отводилась роль не просто счетной  единицы. 5 декабря 1978 г. на Европейском  совете в Брюсселе было предусмотрено  движение к «полному и целостному использованию ЭКЮ в качестве резервного средства и средства расчетов». ЭКЮ содержало характеристики настоящей валюты:

  • ЭКЮ являлось полноценным эталоном меры. Именно по отношению к нему объявлялись паритеты или центральные курсы каждой из европейских валют внутри ЕВС. Оно также являлось счетной единицей для всего, что касается ЕВС (валютных механизмов: показателя расхождений, механизмов кредита между центральными банками), а также для экономической и финансовой деятельности, и учета в Сообществе;
  • ЭКЮ являлось резервным стоимостным активом. Оно выпускалось под обеспечение валютных резервов и являлось объектом выплаты процентов. ЭКЮ были созданы Европейским фондом валютного сотрудничества под депозит государствами-членами 20% их резервов в золоте и в долларах в форме перекрестных возобновляемых кредитов. Следовательно, число созданных таким образом ЭКЮ зависело от стоимости этих резервов;
  • ЭКЮ являлось средством расчетов в операциях между центральными банками стран-членов ЕВС.

 

Заключение

1.  Появление евро – это важный этап  в развитии мировой политики и экономики. Лежащий в основе новой европейской валюты Экономический и валютный союз  государств - членов ЕС представляет собой высшую форму международной экономической интеграции, итог почти  полувекового  процесса интеграционного  строительства в Западной Европе. Впервые за последние полвека на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США.

2. Введение евро  непосредственно затрагивает стратегические интересы Украины и меняет условия интеграции в мировую экономику. В целом последствия происходящих перемен  благоприятны для  нашей  страны.  Во  всех  областях  валютных  отношений  и валютной политики открываются более широкие возможности для решения стоящих перед Украиной внешнеэкономических задач.

Интересы экономической безопасности Украины диктуют необходимость максимального использования этих возможностей. Практическая политика в отношении евро должна строиться с учетом объективных экономических возможностей, в увязке стратегических целей и тактических задач. В связи с этим все шаги в направлении расширении валютных отношений должны быть осмотрительными и постепенными, ориентированными на поступательное решение конкретных экономических задач.

  1. Работа с единой европейской валютой в Украине начиналась в условиях слабого состояния   национальной   кредитно-денежной    системы,    слабости   гривны   и   глубокой долларизации экономики. Главной задачей экономической политики правительства являются завершение реформ в    валютно-финансовой сфере и последовательное укрепление национальной валюты. Этой задаче и должны быть подчинены все шаги в отношении евро.
  2. В стратегической перспективе использование евро в Украине пройдет, по-видимому, через несколько этапов. Первоначально должен возрасти удельный вес евро во внешнеторговых расчетах. Рано или поздно возобновится процесс государственных и частных заимствований на западноевропейских финансовых рынках. Возможности этих заимствований

 

Другой крупной проблемой функционирования валютного союза является формирование единой денежно-кредитной политики. Но она может устроить не все страны, входящие в союз.

Среднесрочные перспективы еврозоны с точки зрения экономического, социального  и технологического развития нельзя считать блестящими: среднегодовые темпы роста останутся на уровне 1,8 – 2%, безработица будет колебаться между 7 и 9%, а социальное напряжение в обществе в следствии непопулярных реформ будет возрастать. Те мне менее создание и упрочнение ЭВС играет исключительно важную и постоянно возрастающую стабилизирующую роль. В долгосрочной перспективе Европа еще не потеряла шансы на прорыв, который в случае удачного и последовательного воплощения реформ может оказаться не столько уж отдаленным.*

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЮ стремилось стать  настоящей валютой внутри Европейского экономического сообщества: валютой  расчетов, вложений и долговых обязательств. Эта эволюция могла бы дойти до конца лишь в том случае, если бы европейские валютные органы приняли  необходимые решения для его превращения в полноценную валюту и установили бы связь между официальным использованием ЭКЮ и его использованием в частной сфере.

Однако ЭКЮ не суждено  было занять нынешнее место евро. Большинство  стран-участниц высказались против введения единой валюты под названием ЭКЮ, усмотрев в этом взаимосвязь со старинной французской монетой. Поэтому, дабы не давать лишнего повода для межнациональных споров, было принято решение выбрать нейтральное название для валюты, которое устроило бы всех членов ЕВС. В результате было принято решение о введении единой валюты под названием «евро».

 

1.2 Введение  евро

В 1985 году вступает в силу Акт о  единой Европе, который предусматривает  общеэкономическую интеграцию с  объединением рынков товаров, труда  и капитала. В 1988 году на саммите ЕЭС в Ганновере в отчете президента Еврокомиссии Ж. Делора было заявлено о планах создания центральной европейской банковской системы (типа ФРС США) и введения общей евровалюты. Год спустя на следующем евросаммите в Мадриде по докладу Делора принимается программа трехэтапной экономической интеграции с 1 июля 1990 года.

Первый этап перехода к единой валюте начался 1 июля 1990 года. Его целью  стало отмена всех ограничений на движение капиталов между странами – членами ЕС и между странами – членами и третьими государствами.*

.

Для торговых партнеров  стран ЕС появление единой европейской  валюты означает, прежде всего, возможность  работы в валютной зоне евро с приобретением  ряда преимуществ в виде сокращения издержек на совершение промежуточных операций при торговле товарами и услугами на национальных рынках ЕС, создания резервных фондов в евро в целях диверсификации своих авуаров, возможности привязки к ней курсов своих валют.

С введением евро образуется единый рынок капитала, более крупный и ликвидный, чем совокупность сегодняшних национальных рынков. Ограничения в доступе на рынок, обусловленные наличием разных валют, должны исчезнуть. Единое валютное пространство также сможет лучше абсорбировать приток капитала. Евро будет в меньшей степени подвержена негативным воздействиям колебаний доллара, чем немецкая марка, что может привести к переориентации международных потоков капитала: международные инвесторы сочтут инвестирование в Европе более привлекательным, а европейским инвесторам также будет выгодно вкладывать капитал в Европе. Таким образом, валютная интеграция мобилизует резервы экономического роста в Европе и в мире.

С введением единой валюты Европа должна стать зоной валютной стабильности. Европейская валютная интеграция облегчит решение данной проблемы и в глобальном масштабе. Эмитентам трех основных валют (доллар, евро, иена) будет проще договорится о стабилизации их обменных курсов по отношению друг к другу. Повышение предсказуемости колебаний обменных курсов мировых валют позволило бы ограничить связанные с ними спекулятивные переливы капитала.

Среди минусов ЭВС отметим прежде всего исчезновение рынка срочных  валютных контрактов (при фиксированном  курсе форварды, свопы и опционы  станут невозможны), однако для европейских  стран - не членов ЕС это не будет большой проблемой, поскольку при реализации внешнеторговых контрактов они прибегают к хеджированию по просьбе

Эти и ряд других решений, принятые исполнительным органом —  Комиссией Европейских сообществ (КЕС), предусматривают определенные критерии для стран - участниц ЭВС, установленные как "пропускные" для членства в валютном союзе, которые можно рассматривать как показатели "финансового здоровья". Ими являются:

  • дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП;
  • государственный долг не более 60% ВВП;
  • ежегодный рост цен не выше, чем 1,5% сверх среднего уровня инфляции в трех странах с минимальным уровнем инфляции среди государств-членов ЕС;
  • средний размер долгосрочной процентной ставки не выше 2% сверх среднего уровня этих ставок в тех же трех странах;
  • соблюдение установленных пределов колебаний между курсами валют (+15%).

Процесс продвижения  к валютному союзу ЕС распался на три фазы:

  1. Подготовительная — до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе;

Организационная  — до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной  стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза. Европейский валютный институт во Франкфурте, функционирующий с 1 января 1994 года, в 1998 году был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ). Приняты конкретные решения в отношении денежной и валютной политики: на сессии в Дублине в декабре 1996 года решено, что евро получает статус официальной денежной единицы стран-участниц  вместо их национальных валют. Соответственно в евро пересчитаны все частные и государственные активы и пассивы при сохранении для субъектов хозяйства платежных условий ранее заключенных контрактов. Пересчет в

В 1991 году в Маастрихте намечается стратегия конвертенции европейских  национальных экономик и вырабатываются ее критерии, основанные на жестком соблюдении бюджетной и финансовой политики.

После переговоров в  Маастрихте в 1992 г. главами государств-членов ЕВС было принято принципиальное решение о поэтапном реальном формировании Экономического и валютного  союза, основанного, прежде всего на введении единой европейской валюты. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов».*

Информация о работе Формування єдиної європейської валюти: історія і перспективи розвитку