Формирование индивидуального рыночного спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Деньги часто называют языком рынка, т. к. именно с их помощью совершается кругооборот товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими от населения. Правильно организованный и четко функционирующий денежный рынок играет важную роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.

Содержание

1 Введение…….………………………………………………………..5
2 Рынок: спрос, предложение, равновесие…………….……………..6
2.1 Спрос на товар: индивидуальный и рыночный………………….6
2.2 Предложение товара на рынке…………………………………..10
2.3 Механизм рыночного равновесия……………………………….13
3 Денежный рынок. Спрос на деньги и их предложение…………..15
3.1 Характеристика денежных агрегатов и предложения денег…..15
3.2 Спрос на деньги: понятие, виды и элементы…………………...17
3.3 Теоретические модели спроса на деньги .………………………20
4 Особенности денежного рынка в России…………………………24
4.1 Монетарная политика: цели и задачи…………………………...24
4.2 Состояние денежной сферы в России и совершенствование……. денежно кредитной политики……………………………………......25
Приложение А………………………………………………………...30
Приложение Б…………………………………………………………31
5 Заключение………………………………………………………….32
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 4.84 Мб (Скачать файл)

Реферат

 

Курсовая работа содержит 34 страницы, 9 рисунков, 6 источников, 2 приложения.

РЫНОК, ДЕНЕЖНОЕ РАВНОВЕСИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ, ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ, РЫНОК ДЕНЕГ, МЕХАНИЗМ СПРОСА НА ДЕНЬГИ, КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ, КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ.

Объектом исследования является денежный рынок России.

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов состояния денежного рынка и рынка денег в России.

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ,  способы группировки и сравнения, графический методы.

Курсовая работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word и представлена в распечатанном виде.

 

 

 

Министерство образования  и науки

 

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И  РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра экономики

 

 

ЗАДАНИЕ

студенту         

Группа       Факультет        Экономический                              

Тема работы):       Формирование индивидуального рыночного спроса (на примере рынка денег)                                                                                             

1. Срок сдачи студентом законченной курсовой работы            2011 г.

2. Исходные данные:

Учебники, учебные  пособия, статья в журнале «Деньги и кредит»__________

Статистические данные развития страны за 2005- 2011 гг._________________

3. Содержание курсовой работы (перечень подлежащих разработке вопросов):

  1. Динамика денежных агрегатов в России_________________________
  2. Особенности финансово-кредитной политики в России______________

4. Дата выдачи задания:______________________________________________

Руководитель__________________________________________

                                                   Подпись                                                                    

__________________________________________________________________

Задание принял к исполнению (дата) __________________________________

__________________________________________________

                         (подпись студента)

 

Содержание

 

1 Введение…….………………………………………………………..5

2 Рынок: спрос, предложение, равновесие…………….……………..6

2.1 Спрос на товар: индивидуальный и рыночный………………….6

2.2 Предложение товара на рынке…………………………………..10

2.3 Механизм рыночного равновесия……………………………….13

3 Денежный рынок. Спрос на деньги и их предложение…………..15

3.1 Характеристика денежных агрегатов и предложения денег…..15

3.2 Спрос на деньги: понятие, виды и элементы…………………...17

3.3 Теоретические модели спроса на деньги .………………………20

4 Особенности денежного рынка в России…………………………24

4.1 Монетарная политика: цели и задачи…………………………...24

4.2 Состояние денежной  сферы в России и совершенствование……. денежно кредитной политики……………………………………......25

Приложение А………………………………………………………...30

Приложение Б…………………………………………………………31

5 Заключение………………………………………………………….32

Список использованных источников.……………………………….34

 

1 Введение

Деньги часто называют языком рынка, т. к. именно с их помощью  совершается кругооборот товаров  и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими от населения. Правильно организованный и четко функционирующий денежный рынок играет важную роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.

Во втором разделе данной курсовой рассматривается рынок в целом, а также основные понятия, такие, как спрос, предложение и равновесие. и факторы его определяющие. В третьем разделе курсовой работы рассматриваются три вопроса. Первый вопрос - характеристика денежных агрегатов и предложения денег. Второй вопрос - спрос на деньги: понятие, виды и элементы. Третий вопрос – теоретические модели спроса на деньги. В четвертом разделе курсовой рассматривается особенности денежного рынка конкретной страны, а именно Российской Федерации.

Актуальность работы заключается в том, что на данный момент денежный рынок в России активно развивается.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов состояния денежного рынка и рынка денег в России.

В соответствии с целью  в работе были поставлены следующие  задачи:

  • определить динамику денежных агрегатов в России;
  • рассмотреть особенности финансово-кредитной политики в России.

Объектом исследования является денежный рынок России.

Предметом исследования является Центральный Банк России.

При написании курсовой работы использовались научные труды  следующих ученых: М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, Роберта Пендайка и др.

Информационной базой  послужили данные Росстата и Монфина. 
2 Рынок: спрос, предложение, равновесие

2.1 Спрос на товар: индивидуальный и рыночный

Рынок - косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.

Спрос - отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в  объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие  факторы, влияющие на объем спроса [1]:

    • цена блага;
    • цены других благ;
    • доходы покупателей;
    • общее количество покупателей данного блага;
    • предпочтительные вкусы покупателей;
    • инфляционные ожидания;
    • экономическая политика государства.

Различают несколько  видов спроса: рыночный, индивидуальный, совокупный, действительный, реализованный, неудовлетворенный.

Рыночный спрос - характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рисунок 2.1).

Зависимость рыночного  спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене. Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рисунке 2.1 [2].

В связи с тем, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей, то объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точек (а1, а2). В таком варианте точка спроса двух субъектов на рыночной кривой будет отображаться на рисунке 2.1. точкой А.

 

Рисунок 2.1 - Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса

Кривая спроса у каждого  потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, потому что люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие - низкий. Некоторые желают кофе, а другие - чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Основными факторами  рыночного спроса являются [2]:

  • доходы потребителей;
  • предпочтения (вкусы) потребителей;
  • цена данного блага;
  • цены товаров-заменителей и дополняющих благ;
  • количество потребителей данного блага;
  • численность населения и его возрастная структура;
  • распределение доходов среди демографических групп населения;
  • внешние условия потребления;
  • реклама;
  • стимулирование сбыта;
  • размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.

Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя; соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

 Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

В приложении А показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя фиксированный доход между двумя благами при изменении цен на продовольствие [3].

Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

Совокупный спрос - совокупный объем товаров и услуг, которые желают приобрести потребители в стране при данном уровне цен.

Совокупный спрос включает [2]:

  • спрос населения на товары и услуги (потребительские расходы);
  • спрос предпринимателей на средства производства (инвестиционные расходы);
  • закупки государством товаров и услуг (государственные расходы);
  • расходы на «чистый» экспорт (разница между экспортом и импортом. Речь идет о разности между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары).

Действительный спрос - это объем спроса населения страны или региона в условиях сбалансированного рынка, когда объем и структура спроса  полностью обеспечивается объемом и структурой  товарного предложения в определенных границах  места и времени. По сути действительный спрос – это реальный покупательский спрос. В значительной степени он характеризуется величиной макроспроса и  определяется на основе балансов денежных доходов и расходов  населения. Действительный спрос определяется покупательными  фондами населения.

Реализованный спрос - это спрос, завершающийся покупкой товара. Он составляет основную часть действительного спроса и измеряется суммой денежных средств, израсходованных на покупку товаров, или объемом реализованных на рынке товаров. Показателем реализованного спроса служит товарооборот розничной торговли. Он показывает, какие потребности в товарах и какая их часть за определенный промежуток времени удовлетворены в обществе. Вместе с тем часть потребностей не принимает форму спроса, а удовлетворяется за счет общественных фондов потребления и поступлений от личного подсобного хозяйства для личного потребления. Таким образом, спрос более узок, чем потребность.

Реализованный спрос определяется объемом фактического оборота по продаже товаров.

Логично считать, что  если товарное предложение по количеству, качеству и структуре полностью  соответствует спросу населения, то между действительным и реализованным спросом не существует никакой разницы, т.к.  весь  действительно предъявленный спрос полностью реализуется в товарах и услугах. Если  такого соответствия нет, и предложение по своим размерам и структуре не  обеспечивает спроса, то возникает неудовлетворенный спрос.

Неудовлетворенный спрос -  эта та часть фактически  предъявляемого населением спроса, которая в определенный  момент не была реализована. По каким-либо причинам: из-за  отсутствия необходимых потребителю отдельных видов (разновидностей) товаров из-за низкого качества, высокого  уровня цен и т.д.

Информация о работе Формирование индивидуального рыночного спроса