Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики.
Задачи работы:
1) определить понятие фискальной политики;
2) провести анализ эффективности фискальной политики;
3) определить основной элемент фискальной политики;
4) определить проблемы фискальной политики;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа фискальной политики 4
1.1. Понятие фискальной политики, её виды, элементы и значение 4
1.2. Эффективность фискальной политики, ее проблемы 19
Глава 2. Механизм функционирования фискальной политики 28
2.1. Природа фискальных проблем России. Её взаимосвязь с налоговой и бюджетной политиками 28
2.2. Состояние бюджетной системы и политики РФ, проблемы ее реформирования 38
2.3. Фискальная политика в условиях кризиса 43
Заключение 48
Список используемой литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и к тому же снизится конкуренция на рынке труда. Рост заработной платы стимулирует ускорение автоматизации производства и увеличивает безработицу. Снижение налогов, увеличение государственных расходов на социальные цели порождает бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом, сбалансированность, оптимизация налоговых регуляторов — первейшая задача налоговой политики государства.

При помощи сугубо экономических  регуляторов, свойственных рыночному  хозяйству (налогообложение, кредитование, инвестирование), государство побуждает осуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую общественные потребности. Наряду с выполнением чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть, но все налоги и сборы, определенные Налоговым Кодексом Российской Федерации, не ограничивают свободное перемещение по всей территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и не препятствуют законной деятельности налогоплательщика.

Основные направления  воздействия финансово-бюджетного механизма России на процесс расширенного воспроизводства следующие:

— бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;

—  государственные  инвестиции в экономику;

— прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственные средства компаний;

—  введение при необходимости  денежно-кредитных ограничений:  регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль;

—  лицензирование;

— совершенствование  законодательства о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;

— финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Специальным налоговым  режимом признается особый порядок  исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом Российской Федерации. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно - территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИКИ РФ, ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

Бюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения  государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями  и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным устройством.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  1. федеральный бюджет РФ;
  2. бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Основная часть государственных  доходов и расходов проходит через  государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства  и местных властей. В зависимости  от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого — центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, — центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.  
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета. 
Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации.  
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Так, в бюджетной классификации  выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

  1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  3. налоги на совокупный доход;
  4. налоги на имущество;
  5. платежи за пользование природными ресурсами;
  6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

 

Из неналоговых же доходов основными являются следующие  виды:

  1. доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. доходы от реализации государственных запасов;
  4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  6. административные платежи и сборы;
  7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

В этой связи с главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных  взаимоотношений между органами власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих принципах:

  • самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления их использования и расходо<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании