Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики.
Задачи работы:
1) определить понятие фискальной политики;
2) провести анализ эффективности фискальной политики;
3) определить основной элемент фискальной политики;
4) определить проблемы фискальной политики;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа фискальной политики 4
1.1. Понятие фискальной политики, её виды, элементы и значение 4
1.2. Эффективность фискальной политики, ее проблемы 19
Глава 2. Механизм функционирования фискальной политики 28
2.1. Природа фискальных проблем России. Её взаимосвязь с налоговой и бюджетной политиками 28
2.2. Состояние бюджетной системы и политики РФ, проблемы ее реформирования 38
2.3. Фискальная политика в условиях кризиса 43
Заключение 48
Список используемой литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Система и процедура  выплаты налогов должны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц. В результате налоговая система в России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по следующим направлениям:

  • государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги
  • налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены
  • возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряет социальную напряженность.

В дальнейшем по мере роста доходов  населения Россия должна сместить акценты  налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса.

 

 

 

 

 

 

1.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ, ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

Так как основным показателем эффективности применения фискальной политики является государственный  бюджет, то стоит рассмотреть влияние  различных инструментов фискальной политики  на этот показатель.

Рассмотрим влияние отдельных инструментов фискальной политики на государственный бюджет при неизменном фискальном воздействии, т.е. воздействие прочих, не рассматриваемых инструментов, остается неизменным. Это значительно упрощает анализ и позволяет проследить влияние отдельных инструментов фискальной политики в более наглядной форме.

Рассмотрим  влияние увеличения государственных  закупок на состояние государственного бюджета. Так как государственные  закупки относятся к числу  государственных расходов, то при неизменном фискальном воздействии следует говорить об образовании дефицита государственного бюджета вследствие их увеличения. Сразу встает вопрос, какого размера возникает дефицит?  Дать ответ на данный вопрос можно проследив последовательность изменений в экономических показателях:  увеличение государственных закупок увеличивает совокупные расходы, которые в свою очередь, через действие мультипликатора государственных расходов увеличивают объем национального производства. Так как величина налоговых поступлений, которые формируют государственные доходы, не зависит от величины национального дохода, то дополнительных поступлений в государственный бюджет не возникает. Отсюда логически вытекает, что величина дефицита государственного бюджета будет равняться изменению государственных закупок.

Влияние изменения  автономных чистых налогов на состояние  государственного бюджета можно  рассматривать на примере увеличения размера автономных налогов, так  как влияние изменения автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а трансфертные платежи – на его расходную часть.  Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.

Механизм воздействия  увеличения  автономных налогов на состояние государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим образом:  увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это объясняется тем, что даже при сокращении объемов национального производства, которое происходит посредством снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит от величины национального дохода.

Можно сделать  вывод, что в случае, когда налоговая  ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета или его  профицита будут равны тем изменениям в статьях госбюджета (доходной или расходной), которые вызваны тем или иным инструментом фискальной политики сокращении госзакупок - профицит будет так же меньше суммы снижения госзакупок.

Дефицит или  избыток фактического бюджета указывает не только на возможные дискреционные фискальные решения о расходах и налогах, но также и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение экономики.

Решение данной проблемы экономисты нашли, введя понятие  бюджета при полной занятости.  Бюджет при полной занятости позволяет оценить, каким был бы дефицит или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.

Исходя из этого, делается вывод о том, что дискреционная фискальная политика целенаправленно изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.

Эффективность фискальной политики во многом зависит  от скорости реакции правительства  на изменения в экономике.

В данной связи  существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности  применяемой фискальной политики. Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть»  их.

Во-вторых, существует так называемый «административный  разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.

В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда  правительство принимает решение  о фискальных мерах, и временем, когда  эти меры начнут оказывать воздействие  на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.

Фискальная  политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

В политических интересах бюджетный дефицит  порой преподносится как нечто  весьма привлекательное, а бюджетный  излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков.

Даже при  тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые  моменты, снижающие эффективность  фискальной политики, ее применение позволяет  в той или иной мере сгладить колебания  экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.

По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, –  нерациональная фискальная  политика, проводимая государством  на протяжении  практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя,  которое  установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений.

Во-первых, оказалась  скованной предпринимательская активность.

Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных  позиций, автоматически отсекались от  прибыльных сфер деятельности и начали  постепенно стагнировать, в результате  произошла своеобразная структурная  деградация российской экономики.

В-третьих,  нестерпимый налоговый пресс, стимулируя  уклонение от налогов и развитие теневого  сектора экономики, обострил бюджетные  проблемы страны.

В сложившихся  условиях актуализируются задачи оценки  эффективности действующей системы  фискального регулирования и  отыскания  путей ее  оптимизации. Решение их предполагает  множество различных подходов, среди  которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы.  Он заключается в упорядочении и совершенствовании  всего налогового  законодательства.  Необходимо прежде всего отказаться  от практики начисления  налогов на  затраты (в настоящее время именно таким  образом изымается налог на  добавленную  стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей  уплату налогов по  мере поступления  средств на счет предприятия. Уже этих  двух моментов в  действующей системе  фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне  нормальную  экономическую структуру.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть некоторые особые проблемы, возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики.

 

  1. Проблемы времени:
  • Временной лаг распознавания. Временной лаг распознавания относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место. Исключительно трудно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов, дают представления о направлении развития экономики, экономика может уже иметь четырех – или даже шестимесячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт проявится в соответствующей статистике и будет осознан.
  • Административная задержка. Колеса демократичного правительства часто крутятся довольно медленно. Обычно пройдет значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты. В действительности конгресс иногда требует так много времени для корректировки фискальной политики, что экономическая ситуация в это время полностью изменяет и предлагавшиеся меры становятся совершенно неподходящими.
  • Функциональное запаздывание. Кроме того, имеют место также временной лаг между тем моментом, когда конгресс принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Хотя можно довольно быстро ввести изменения в ставки налогов, правительственные работы – также, как строительство плотин, сооружение дорог и т. д., - включают длительные плановые периоды и еще более долгие сроки строительства.

 

  1. Политические проблемы:

 Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.

  • Другие (прочие) цели. Вспомните, что экономическая стабильность политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов. Фискальная политика правительства штатов и местных органов власти часто имеет проциклический  характер. Таким образом, правительства штатов и местные органы, так же как домашние хозяйства и частные предприниматели, стремятся увеличить расходы в период процветания и урезать их в период спада. Во время «Великой депрессии» 30-х годов значительная часть увеличения федеральных расходов была сведена на нет сокращением расходов штатов и местных органов.
  • Пристрастие к стимулирующим мерам. Дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные излишки воспринимаются в политическом плане очень болезненно. То есть, может быть, существует политическая предрасположенность в пользу дефицитов, другими словами, фискальная политика может олицетворять пристрастие к стимулированию экономики и инфляции. Почему? Сокращения налогов очень популярны в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш.
  • Деловой цикл, обусловленный политическими мотивами? Некоторые экономисты подчеркивают, что всепоглощающая цель политических деятелей не обязательно действие в интересах национальной экономики, а скорее стремление быть переизбранным. Некоторые экономисты выдвинули недавно предположение о том, что существует деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. То есть они полагают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику. В соответствии с этими взглядами, фискальная политика может быть коррумпирована, исходя из политических целей, и стать причиной экономических колебаний.

Это возможное извращение фискальной политики является по своей природе очень трудно доказуемым. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны и непоследовательны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

  1. Эффект вытеснения:

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании