Фирма как экономический агент рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов поведения фирмы в условиях кризиса.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие фирмы;
- выявить экономическую сущность и причины появления фирм

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Экономическая сущность и причины возникновения фирмы…………5
Понятие. Целевая функция. Экономическая природа фирмы………...5
Причины возникновения фирмы………………………………………...10
Организационно-правовые формы фирм………………………………..15
Классификация фирм……………………………………………………..15
Характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………...19
Поведение фирмы в условиях кризиса…………………………………..26
Признаки кризисных явлений в экономике предприятий………………26
Модели поведения фирмы в условиях кризиса………………………….31
Заключение………………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс, первым признаком которого является относительное снижение прибыльности (и именно относительным, так как один из критериев прибыльности - “стоимость капитала” - зависит от изменения рыночных цен, кредитных ресурсов, процентных ставок и др.), может привести предприятие к банкротству.

Высокие темпы инфляции в России. Несмотря на некоторое замедление ее темпов в последнее время, постоянные инфляционные ожидания отнюдь не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей. Сопряженные с недостаточно гибкой, а зачастую попросту разорительной, особенно для диверсифицирующихся предприятий, налоговой системой государства, кредитной политикой, высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производства, а его сокращение. Высокие цены, назначаемые предприятиями на свою продукцию, зачастую имеют причиной не столько необоснованную ценовую политику этих предприятий, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет в свою очередь к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследованию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов.

Одним из явных настораживающих признаков ухудшения финансовой состоятельности могут быть изменения в статьях баланса как со стороны пассива, так и актива, увеличение или уменьшение балансовых сумм, вообще резкие изменения в структуре баланса.

Например, безусловно отрицательным признаком является уменьшение денежных средств на расчетных счетах предприятия. Однако и резкое увеличение денежных средств также свидетельствует о неблагоприятных тенденциях, так как может указывать на неэффективную инвестиционную программу предприятия.

Тревожным признаком является повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, т. е. долгов покупателей, увеличение сроков этой задолженности. Это означает, что либо предприятие проводит неразумную политику коммерческого кредита по отношению к своим заказчикам, либо сами заказчики неплатежеспособны. Разумеется, можно предположить, что рост задолженности потребителей продукции является результатом новой маркетинговой стратегии предприятия и обеспечит в будущем дополнительные доходы. Однако, следует иметь в виду, что и обратная тенденция отражает негативные моменты взаимодействия предприятия со своими потребителями. Дебиторская задолженность может резко упасть по причинам резкого вынужденного сокращения продаж в кредит или ускоренного расчета потребителей со своими долгами, чтобы выйти из дела. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж на слишком малом числе покупателей, банкротство заказчиков или сокращение рынка, вынуждающие предприятие идти на все большие уступки своим потребителям и т. д.

Для оценки тенденций симптоматичным признаком являются данные о запасах сырья и материалов, готовой продукции, связывании средств в незавершенном производстве. И в этом случае обращает на себя внимание не только резкое увеличение запасов, которое нередко означает затоваривание, но и резкое их снижение, свидетельствующее, как правило, о сбоях, неритмичности и неравномерности производства и снабжения, имеющие следствием невыполнение обязательств по взаимным поставкам.

Наиболее контролируемым параметром платежеспособности являются тенденции в изменении показателей ликвидности предприятия, т. е. способности выполнить все свои текущие обязательства. Поводом для дополнительного, более углубленного анализа и оперативного принятия соответствующих антикризисных мер должно быть не только снижение показателей ликвидности, но и их резкое повышение.

Со стороны пассива баланса симптомами неплатежеспособности могут быть увеличение задолженности предприятия своим поставщикам и кредиторам, явная замена дебиторской задолженности кредиторской. Более подробный анализ может выявить неблагоприятное изменение кредитной политики по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков. Разумеется, тревожным признаком должно быть увеличение задолженности работающим по выплатам заработной платы, акционерам, финансовым органам.

Статьи отчетов о финансовых результатах и их использовании также являются носителями предупредительных сигналов. В первую очередь здесь обращают внимание на резкие изменения в ту или иную сторону объема продаж. Так, резкий их рост может быть следствием не только новой маркетинговой стратегии, но и увеличения объема долговых обязательств, уменьшения имеющихся в распоряжении денежных средств. Безусловно, настораживающим признаком грядущего кризиса может быть увеличение накладных расходов и снижение прибыли, особенно, если их изменения сопоставить с изменениями объема продаж.

 

3.2. Модели поведения фирмы в условиях кризиса

Сейчас можно выделить три основные модели поведения фирм в условиях кризиса.

Первая и самая распространенная модель - это тотальное урезание затрат. Крупные и богатые компании стали экономить. Теперь, работая с ключевым игроком на рынке, нельзя ожидать больших бюджетов и высоких зарплат.

Экономия затронула всё. Ушли в небытие солидные представительские расходы, просторные офисы работодатели меняют на более скромные бизнес-центры на окраине города. Улицы города пестрят рекламой сдачи офисов в аренду. Даже такие мелочи, как чай и кофе, в некоторых организациях стали пунктом экономии.

Значительное снижение затрат произошло за счет сокращения заработных плат и премий (бонусов) сотрудников. В условиях кризиса работодатели используют сам факт сохранения рабочего места как мощный мотиватор: люди согласны на меньшую зарплату, только бы не остаться без работы. Компании знают, что увольнение гораздо тяжелее психологически, чем снижение уровня дохода, и пользуются этим.

Тем не менее, многим организациям не удалось избежать сокращения персонала. Как сейчас шутят, кризис 1998 года отличается от нынешнего тем, что тогда было модно иметь мобильный телефон, а сейчас - рабочий.

Большинство работодателей сильно урезали бюджеты на «необязательные» расходы - рекламу, маркетинг, ИТ. Сюда же можно отнести бюджеты на использование услуг внешних провайдеров, таких как рекрутинговые компании, PR-агентства, юридические фирмы и все виды консалтинга. Перенос большинства служб в in-house и сокращение персонала увеличило нагрузку на оставшихся сотрудников, которые, однако, готовы выполнять больший объем работы даже за меньшие деньги.

Многие компании пересмотрели свои активы и начали продавать или закрывать непрофильные направления бизнеса, что опять-таки вылилось в сокращения персонала.

"В панике руководство компаний совершает две ошибки. Во-первых, сокращаются небольшие, но заметные статьи расходов, например имиджевого характера, что сразу же посылает негативный сигнал рынку о состоянии компании. Во-вторых, бездумная борьба с издержками наносит ущерб самому бизнесу",— говорит Виктор Ларионов (управляющий партнер Most Marketing). В качестве примера он приводит своего знакомого, возглавляющего логистическую компанию. Собственники предложили ему отобрать 10% сотрудников с наибольшими зарплатами и уволить половину из них. Хотя именно эти люди и приносят фирме основные доходы.

Главный принцип при сокращении издержек — оно не должно сказываться на основном бизнесе компании и создавать панику в трудовом коллективе.

В качестве второй модели можно назвать урезание затрат, но без увольнения сотрудников. Такие организации понимают, что люди - ценный ресурс. Сохранение персонала характерно в основном для восточных компаний.

Третья модель поведения - это активное поглощение компаний-конкурентов и покупка новых бизнесов, что вовсе не исключает сокращения затрат на аренду, рекламу и т. д. Как правило, такое поведение демонстрируют ключевые игроки на рынке.

Любое изменение в компании влияет на ее поведение как работодателя. Сейчас организации действуют по принципу «взять подешевле». Так или иначе, условия диктует все равно работодатель.

Для проведения антикризисных мероприятий необходимо оценить настоящее состояние бизнеса и его будущие перспективы.

 

Заключение

        А теперь мне хотелось бы сделать следующие выводы:

        В развитой  рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются производством  товаров, их реализацией, оказанием  самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских;

        В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность "исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке";

        Гражданское  законодательство России придало  разным видам отечественной предпринимательской  деятельности правовую форму. Это означает, что государство защищает равенство участников предпринимательской деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, гражданские права. Вместе с тем отечественное гражданское законодательство построено в соответствии с нормами международного права. Все это способствует развитию предпринимательства в России в цивилизованной форме;

Нынешнее состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветающую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.

Ситуация в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной практикой. Но есть ли реальный выход из создавшегося тупика?

Думаю, да. Но преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства.

На первом этапе важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:

    • антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;
    • антикризисную поддержку приоритетных производств;
    • обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.

По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.

Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая:тескт с изм. и доп. на 10 апреля 2010 г.- М. : Эксмо, 2010. -512 с. – (Законы и кодексы)

2. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.:Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2003. – 544 с.

3. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело,2001. —416с

4. Смит А.. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс] - режим доступа (http://books.efaculty.kiev.ua/isekvc/2/).

5. Маркс К. Капитал [Электронный ресурс] - режим доступа ( http://bookz.ru/authors/karl-marks/kapital_383.html).

6. Коуз Р. Природа фирмы. – В кн.: Теория фирмы. СПб, 1995

7. www.creaiveconomy.ru/library/prd32.php

8. www.nuru.ru/ek/general/009-2htm

 

 

 

 

 

1 Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая:тескт с изм. и доп. на 10 апреля 2010 г.- М. : Эксмо, 2010. -512 с. – (Законы и кодексы)

2 Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.:Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2003. – 544 с.

3 Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело,2001. —416с

4 Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая:тескт с изм. и доп. на 10 апреля 2010 г.- М. : Эксмо, 2010. -512 с. – (Законы и кодексы)

5 Смит А.. Исследование о природе и причинах богатства народов [Электронный ресурс] - режим доступа (http://books.efaculty.kiev.ua/isekvc/2/).

6 Маркс К. Капитал [Электронный ресурс] - режим доступа ( http://bookz.ru/authors/karl-marks/kapital_383.html).

7 Коуз Р. Природа фирмы. – В кн.: Теория фирмы. СПб, 1995

8 Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело,2001. —416с

9 Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая:тескт с изм. и доп. на 10 апреля 2010 г.- М. : Эксмо, 2010. -512 с. – (Законы и кодексы)

Информация о работе Фирма как экономический агент рынка