Фирма как экономический агент рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов поведения фирмы в условиях кризиса.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
- рассмотреть понятие фирмы;
- выявить экономическую сущность и причины появления фирм

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Экономическая сущность и причины возникновения фирмы…………5
Понятие. Целевая функция. Экономическая природа фирмы………...5
Причины возникновения фирмы………………………………………...10
Организационно-правовые формы фирм………………………………..15
Классификация фирм……………………………………………………..15
Характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………...19
Поведение фирмы в условиях кризиса…………………………………..26
Признаки кризисных явлений в экономике предприятий………………26
Модели поведения фирмы в условиях кризиса………………………….31
Заключение………………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»

 

 

 

Кафедра менеджмента организации

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 «Фирма как экономический  агент рынка»

 

 

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ: студентка гр.МНО-1 I курса

__________Попова А.М.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

________________Станишевская С.П.

 

 

 

 

 

Пермь 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Экономическая сущность и причины возникновения фирмы…………5
    1. Понятие. Целевая функция. Экономическая природа фирмы………...5
    2. Причины возникновения фирмы………………………………………...10
  2. Организационно-правовые формы фирм………………………………..15
    1. Классификация фирм……………………………………………………..15
    2. Характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………...19
  3. Поведение фирмы в условиях кризиса…………………………………..26
    1. Признаки кризисных явлений в экономике предприятий………………26
    2. Модели поведения фирмы в условиях кризиса………………………….31

Заключение………………………………………………………………………..33

Список литературы……………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема моей курсовой работы "Фирма как экономический агент рынка" выбрана на основании того, что всесторонне развитому современному менеджеру необходимо знать и понимать поведение фирмы на рынке, так как эти знания помогут ему в дальнейшей работе на предприятии.

 В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Я считаю, что фирма является главным звеном рыночной экономики, т. к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов поведения фирмы в условиях кризиса.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

- рассмотреть понятие фирмы;

- выявить экономическую сущность и причины появления фирм;

- проанализировать организационно-правовые формы фирм;

- изучить поведение фирмы в условиях кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Экономическая сущность и причины возникновения фирмы
    1. . Понятие. Целевая функция. Экономическая природа фирмы

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма. Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике все более возрастала.

Фирма является первичным звеном в системе хозяйствования, именно здесь осуществляется процесс соединения факторов производства, создаются товары и услуги, реализуются экономические интересы субъектов хозяйствования. Фирма имеет следующие характерные признаки:

  • это всегда организация людей (коллектив) связанный разделением и кооперацией труда, общими экономическими интересами;
  • Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.
  • фирму отличает экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность;
  • Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие «внешняя среда» включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.

В условиях рыночной экономики через фирмы граждане осуществляют предпринимательскую деятельность «исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».1

Фирма как хозяйственная структура и как экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала.

Первоначально понятие "фирма" (от итал. firma — подпись) означало "торговое имя" коммерсанта.

В настоящее время существует несколько определений понятия «фирма»:

  • Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.2
  • Фирма – это экономический агент, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в принятии решений о том, что, как и в каких количествах производить, где, кому, и по какой цене продавать продукцию.3
  • Фирма – это субъект рынка, деятельность которого направлена на получение прибыли. Она обладает обособленным имуществом, самостоятельно принимает решения, касающиеся привлечения (мобилизации) ресурсов, определения объема выпуска продукции и установления цен на нее.

Более сложное определение фирмы учитывает ее координирующую роль как механизма распределения ресурсов.

В Гражданском кодексе Российской Федерации, который вступил в действие с 1 января 1995 г., не употребляется понятие фирмы, принятое в международное практике и используемое по отношению к промышленной, посреднической, торговой и другой деятельности, приносящей прибыль. В нем указывается:

Статья 132. Предприятие

1. Предприятием как объектом  прав признается имущественный  комплекс, используемый для осуществления  предпринимательской деятельности.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

2. Предприятие в целом или  его часть могут быть объектом  купли-продажи, залога, аренды и других  сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных  прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.4

       Понятия «фирма»  и «предприятие» не тождественны. Предприятием уместно называть производственную организацию, осуществляющую с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг). Фирма может заниматься различными видами деятельности, совершенно не связанными между собой (производственная, торговая, финансовая), и производить весьма разнородную продукцию. Как правило, подавляющее большинство современных предприятий входит в состав тех или иных фирм. Если фирма имеет только одно предприятие, то понятия фирмы и предприятия совпадают.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс .создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии — выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение  его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений, представляют два полюса этих отношений. С другой стороны, сама фирма является продуктом рыночных отношений. В чем же проявляется связь между фирмой и рынком? Чтобы получить более ясное представление об этом, вначале выделим основные, наиболее существенные признаки таких институтов координации хозяйственных действий людей.

 

Рынок

Фирма

  • Предполагает обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам)
  • Основывается на концентрации (объединении) факторов производства
  • Господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми — через цены, деньги
  • Господство прямых (непосредственных) форм связей между сотрудниками
  • Использование экономических (материальных) стимулов; исключаются прямой диктат, приказ
  • Предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления

 

Отмеченные признаки показывают, что рынок — это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархическую, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.

Для того чтобы лучше понять экономическую сущность фирмы, важно знать, зачем нужны фирмы, и почему они возникают.

    1. Причины возникновения фирмы

Почему же существуют эти участки сознательной организации в сфере спонтанного порядка, каким является рынок? Если мы исходим из того, что рыночный механизм достаточно совершенен, что только он эффективно распределяет ресурсы и обеспечивает согласование цен и количеств экономических благ, то непонятно, зачем нужны фирмы, эти административные иерархические структуры, почему они возникают?

Почему нет "сплошного" рынка, где каждый человек представлял бы собой полностью самостоятельную мини-фирму, как это было, например, в домануфактурный период, в эпоху ремесленного производства?

Этот вопрос можно сформулировать противоположным образом: если основу современной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы спонтанный рыночный порядок?

Информация о работе Фирма как экономический агент рынка