Фирма как основной субъект рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой является исследование развития и состояния предпринимательской деятельности в России и США.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе……….5
1.1. История возникновения предпринимательской деятельности………..5
1.2. Экономическая природа предпринимательства ……………………….7
1.3. Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Сущность предпринимательской деятельности……………………...15
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности……………………………………………………………………..15
2.2. Цели и мотивы предпринимательской деятельности………………...19
2.3. Организационные формы предпринимательской деятельности в России ………………………………………………………..………………21
ГЛАВА 3. Предпринимательство в России и в США………..…………………..26
3.1. Состояние малого предпринимательства в России…………………..26
3.2. Состояние малого бизнеса в США…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по решению общего собрания либо в установленном законом порядке. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Предпринимательство в России

 

3.1. Состояние малого предпринимательства в России.

Августовский кризис 1998 года серьезно ударил по многим малым и средним предприятиям: оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, зависимые от поставок товаров или сырья по импорту. В результате этих процессов число занятых в секторе сократилось на несколько сотен тысяч работников. Подавляющее большинство малых предприятий выпускают продукцию неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на “грани”, либо переходящих в сферу теневой экономики. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства Постоянное ухудшение внешней среды предпринимательской деятельности; о разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.); о налоговый пресс и громоздкая система отчетности; о отсутствие надежного правового, в том числе судебного, обеспечения предпринимательской деятельности; о растущее недоверие предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечить стабильные условия ведения бизнеса.

К началу 1999 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см.табл.1). Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.

Динамика числа малых предприятий с 1996 года - совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.

Таблица 1.Число малых предприятий и численность занятых на МП в России.

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Численность занятых на МП

8 479 900

8 944 800

6 209 100

6 514 800

6 207 800

6 485 800

Число МП

896 900

87 7300

841 700

861 100

868 000

890 600


 

 

Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях (см.табл.1). По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

Стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Профессионализм многих предпринимателей и управленцев возрос. Качество продукции сферы пищевой промышленности, легкой промышленности серьезно выросло. То же можно сказать и о сфере услуг. МП наиболее развит в таких отраслях, как и торговля и общепит, строительство и промышленность, а так же наука и научное обслуживание производства (см. табл.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

 

Отрасль

Число МП в %

Численность занятых в %

1. Промышленность

14,6

24

2. Сельское хозяйство

1,1

0,8

3. Лесное хозяйство

0,05

0,05

4. Транспортные связи

0,3

0,2

5. Строительство

16,6

29,9

6. Торговля и общепит

42,7

24,6

7. Материально-техническое снабжение

1,8

1,3

8. Информационное обеспечение

0,8

0,5

9. Общая коммерческая деятельность

4,8

3,9

10. Прочая деятельность в материальном  производстве

1,5

1,4

11. Бытовые услуги и жилищное хозяйство

1,8

1,1

12. Здравоохранение и спорт

1,9

1,3

13. Народное образование

0,9

1

14. Культура и искусство

0,9

0,7

15. Наука и научное обслуживание  производства

5,6

5,3

16. Финансы и пенсионное обеспечение

1,3

0,9

17. Прочие отрасли

3,35

3,05


 

Неравномерность развития МП проявляется и в отраслевом разрезе. В России малый бизнес, в основном, сосредоточен в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где он играет важную роль практически во всех сферах экономики, включая производство наукоемкой продукции (см. табл.2).

Как видно из таблицы 3, развитие малого и среднего предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах РФ, около четверти - в Москве. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см.табл.3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.9

 

Таблица 3.

Область, Район

Число МП, тыс.

Численность занятых, тыс. чел.

Калининградская

9,8

56,0

Дальневосточный

38,2

278,2

Восточно-Сибирский

35,2

284,4

Западно-Сибирский

74,7

569,5

Уральский

93,9

615,7

Северный

21,3

166,9

Северо-Западный

126,6

781,7

Центральный

275, 4               

2018,1

Северо-Кавказский

69,5

570,6

Поволжский

88,1

571,7

Центрально-Черноземный

28,9

243,1

Волго-Вятский

29,0

330,1


Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители Центрального района (см. табл.3). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития внешней среды предпринимательства.

В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микро-предприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.

Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270 тысяч. Почти треть из них сосредоточены в Северо-Кавказском районе.

В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ.

Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и стимулы для развития предпринимательства.10

 

3.2. Состояние малого бизнеса в США.

Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятия, в которых количество работников не превышает 500 человек.

По данным Администрации малого бизнеса в США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн.предприятий малого бизнеса. При этом малые предприятия использовали 54% частной рабочей силы, они ответственны за выпуск 50% продукции частного сектора и за 54% всех продаж в стране.

В основном благодаря развитию малого бизнеса в США за последние годы наблюдается  определенный экономический подъем, что в свою очередь обеспечивает существенный рост числа рабочих мест. Только в 1994г. валовой внутренний продукт (ВВП)в США вырос на 3,5% ,что является самым высоким ростом за предшествующие 14 лет. Это вызвало увеличение на 3,2 млн. рабочих мест, в том числе в малом бизнесе – более чем на 2млн.

В результате в настоящее время почти половина работников малого бизнеса зарабатывает больше, чем работники рынка большого бизнеса.

К наиболее быстро растущим секторам экономики в малом бизнесе США за последние несколько лет относятся: компьютерный бизнес (главным образом сборка и продажа, а так же ремонт), ресторанный бизнес (нередко очень небольшие заведения), медицинские офисы, поликлиники, медицинские и зубные лаборатории, различные строительные и ремонтные подрядные организации, детские сады и консультации, а так же сервис по реабилитации.

На предприятиях малого бизнеса США только за период с 1975 по 1992 гг. занятость в абсолютном выражении возросла на 82,3% (с 40,7 до 74,2 млн. чел.). за это время на крупных предприятиях  она возросла лишь на 30,3% (с 14,2 до 18,5 млн. чел.). За этот же период доля занятых на малых предприятиях в общем числе занятых увеличилась с74,2% до 80%, тогда как на крупных предприятиях сократилась с25,8% до 20%.11

За последние годы в США существенно возрос объем коммерческих и промышленных займов, выдаваемых субъектам малого бизнеса под гарантии Администрации малого бизнеса.

Только за один год –с 1993по 1994-их количество возросло с 25 тыс. до 35тыс.,а объем займов достиг, по оценке, 6 млрд долл. При этом такая тенденция имеет место , несмотря на рост банковского процента за кредит , достигшего в последние годы 2-3% годовых.

В США практикуются различные формы поощрения малого бизнеса. Так, например, в 1994г. малые предприятия получили 61,2 млрд. долл. от общей суммы 200,4 млрд.  долл. в товарах и сервисах (услуги) , купленных правительством. Кроме того, малые фирмы получили в том же году напрямую 39,2 млрд. долл.

 Малые фирмы США имеют большие достижения в области новаторства. Так, в минувшем веке ими были созданы: самолет, оптический прибор, персональный компьютер, мягкие контактные линзы, прибор “искусственное сердце” и многое другое. По данным многочисленных исследований, малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы.

В технологической индустрии почти 25% занимают фирмы со средней численностью менее  500 человек. Среди фирм с высокой технологией 93% имеют численность до 500 работников, из них 70% - до 20 человек. Ныне в США законодательно предусмотрено выделение определенной суммы денег из средств федерального бюджета на исследования и разработки малым фирмам в сфере высоких технологий, которые предназначены на исследовательские работы.

Следует так же отметить определенную тенденцию в малом бизнесе США – абсолютное и относительное увеличение числа женщин. Так, в 1994г. доля малых предприятий в индустрии обслуживания, принадлежащих женщинам, составила 60,4% - самый высокий уровень. В оптовой и розничной торговле доля женщин-владельцев малого бизнеса – составила 22,9%, в финансах – 9,5%. Число малых предприятий принадлежащих женщинам, за последние несколько лет  возросло на 7,2%, в то время как соответствующий показатель у мужчин – лишь 3,8%. Только в одном 1994 г. число предприятий, владельцами которых являются женщины, увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 150 тыс. В том же году более 5,7 млн. единоличных предприятий принадлежали женщинам. Это составляет 32,9% всех предприятий в США.12

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Фирма как основной субъект рынка