Финансово-бюджетная система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:06, лекция

Краткое описание

Фискальная политика – изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного общественного продукта.
Сам термин «фискальная политика» восходит к понятию «фиск», что означает «казна, государственное хранилище денег». Впрочем, оба слова – иностранные, хотя и используются в России давно.

Содержание

Финансово-бюджетная система как сфера осуществления фискальной политики.
Инструменты фискальной политики.
Дискретная и автоматическая фискальная политика.
Альтернативные подходы к фискальной политике.
Бюджетный дефицит и профицит.

Вложенные файлы: 1 файл

Fiskalnaya_politika_gosudarstva.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

- пристрастие к стимулирующим  мерам (фискальный популизм). Меры  стимулирующей фискальной политики  воспринимаются населением и  предприятиями позитивно (снижение налогов, рост государственных заказов), а меры сдерживающие – негативно. Поэтому государственные политики более охотно идут на введение стимулирующих мер, особенно в периоды избирательных кампаний. В то же время положительный результат эти меры приносят только в определенных условиях.

Эффект вытеснения заключается в том, что стимулирующая фискальная политика ведёт к росту уровня процентных ставок и сокращению частных инвестиций.

Например, в условиях спада государство решает увеличить  свои расходы, возникает бюджетный  дефицит. Для его покрытия государство выходит на денежный рынок и осуществляет заем, в результате чего возрастает спрос на деньги и уровень процентных ставок. А поскольку объем инвестиций находится в обратной зависимости от уровня процентных ставок, то инвестиции сокращаются.

Таким образом, расширение государственных расходов приводит к вытеснению некоторого количества частных инвестиций, что снижает эффективность фискальной политики.

Подталкивание инфляции вследствие дискретной политики может происходить потому, что стимулирующая фискальная политика ведёт к росту совокупных расходов, а это, в свою очередь, является фактором инфляции спроса.

В связи с указанными недостатками дискретной фискальной политики монетаристы отдают предпочтение автоматической фискальной политике.

 

  1. Бюджетный дефицит и профицит

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. В современной рыночной экономике он связан со стимулирующей фискальной политикой; его покрытие ведёт к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный профицит – превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Он, напротив, связан со сдерживающей фискальной политикой и ведёт к снижению государственного долга.

Государственный долг – сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время профицитов.

Государственный долг имеет две основные формы:

- внешний (задолженность  перед иностранными государствами,  организациями и лицами);

- внутренний (задолженность  перед гражданами данной страны).

Способы покрытия бюджетного дефицита включают:6

- выпуск государственных  займов;

- ужесточение налогообложения;

- сеньораж (доход от  эмиссии бумажных денег, рыночная  цена которых превышает расходы  на эмиссию).

Как следует воспринимать бюджетный дефицит? Является ли он злом, с которым нужно всеми силами бороться (как, например, с безработицей или инфляция издержек)? В экономической теории эта проблема трактуется неоднозначно. Существует три концепции регулирования бюджетного дефицита.

1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета, согласно которой государство должно всегда стремиться к бездефицитности государственного бюджета, вне зависимости от экономической ситуации в стране. Этот подход господствовал до «Великой депрессии» 1930-х гг., когда выяснилось, что стремление во что бы то ни стало ликвидировать бюджетный дефицит может приходить в противоречие с целью стабилизации экономики.

Объяснить это можно  следующим образом.7 Допустим, экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. Возникает бюджетный дефицит. Стремясь сбалансировать бюджет, государство должно либо увеличить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Иными словами, государство должно прибегнуть к сдерживающей фискальной политике. В то же время, как мы знаем, в период спада стабилизации экономики может способствовать только стимулирующая фискальная политика, а сдерживающая будет лишь углублять спад и увеличивать безработицу.

Аналогично, попытка сбалансировать бюджет в условиях циклического подъема (когда образуется профицит) приведет к его искусственному продлению и ускорению инфляции спроса.

Таким образом, ежегодное  балансирование государственного бюджета  может усиливать циклические колебания и тем самым вступать в противоречие с антициклической фискальной политикой.

2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагающая, что бюджет не должен балансироваться ежегодно; достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в несколько лет.

Для того чтобы противостоять  спаду, государство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающий на этой основе бюджетный излишек может быть использован на покрытие государственного долга, возникшего в период спада.

Таким образом, данная концепция  позволяет сочетать балансирование государственного бюджета с антициклической фискальной политикой. Однако и здесь их сочетание не лишено противоречий: сбалансирование бюджета в ходе цикла возможно только в том случае, если подъемы и спады будут одинаковы по глубине и длительности, что бывает далеко не всегда.

3. Концепция функционального финансирования бюджета, в соответствии с которой вопрос о балансировании бюджета – на ежегодной или циклической основе – второстепенный. Первостепенной целью фискальной политики является обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Государство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Таким образом, проблема бюджетного дефицита не является первостепенной экономической проблемой, она производна от более важных экономических проблем, таких как цикличность, безработица и инфляция. Поэтому и преодоление бюджетного дефицита не должно быть самоцелью. В определенных условиях (при циклическом спаде экономики) бюджетный дефицит может оказывать положительное, стимулирующее воздействие на экономику, в то время как попытки его ликвидации с помощью фискальных рычагов – отрицательное (не говоря о том, что эти попытки будут безуспешными). Свои усилия государство должно направить на стабилизацию экономики, что будет способствовать и установлению бюджетного равновесия.

1 Примечание Люсов, Деньги и кредит 1993 №5 С. 62

2 Налоговый кодекс РФ статья 13

3 ст. 14 Налоговый кодекс РФ

4 ст. 15

5 Примечание Макконел, Брю Т.1 С. 263

6 Маккконел, Брю С. 249. Способы избавления от бюджетных излишков: - погашение государственного долга; изъятие избытка денежных средств из обращения

7 Макконел, Брю Т. 1 С. 366

 


Информация о работе Финансово-бюджетная система и финансовая политика государства