Финансово-бюджетная система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:06, лекция

Краткое описание

Фискальная политика – изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного общественного продукта.
Сам термин «фискальная политика» восходит к понятию «фиск», что означает «казна, государственное хранилище денег». Впрочем, оба слова – иностранные, хотя и используются в России давно.

Содержание

Финансово-бюджетная система как сфера осуществления фискальной политики.
Инструменты фискальной политики.
Дискретная и автоматическая фискальная политика.
Альтернативные подходы к фискальной политике.
Бюджетный дефицит и профицит.

Вложенные файлы: 1 файл

Fiskalnaya_politika_gosudarstva.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ  СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

    1. Финансово-бюджетная система как сфера осуществления фискальной политики.
    2. Инструменты фискальной политики.
    3. Дискретная и автоматическая фискальная политика.
    4. Альтернативные подходы к фискальной политике.
    5. Бюджетный дефицит и профицит.

 

  1. Финансово-бюджетная система как сфера осуществления фискальной политики.

Фискальная  политика – изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного общественного продукта.

Сам термин «фискальная  политика» восходит к понятию  «фиск», что означает «казна, государственное  хранилище денег». Впрочем, оба слова  – иностранные, хотя и используются в России давно.

При Петре I фискалом назывался чиновник, наблюдавший за законностью действий учреждений и лиц, главным образом в области финансовой и судебной. Впоследствии, в разговорной речи так стали называть ябедников, доносчиков. Возможно, поэтому определение «фискальная» применительно к политике государства нередко заменяется определением «финансовая» или «финансово-бюджетная». Однако здесь могут возникнуть определенные затруднения, связанные с неоднозначностью толкования понятия «финансы».

В обиходе и даже в  хозяйственной практике под финансами зачастую понимают просто деньги или отношения, в которых участвуют деньги (например, в поговорке «Финансы поют романсы»). С этимологической точки зрения это оправдано, т.к. латинское слово «financia» в дословном переводе означает «наличность, доход». А в экономической науке под финансами было принято понимать не все денежные отношения, а только их часть.

Финансы – экономическая категория, выражающая отношения между людьми по поводу формирования и использования фондов денежных средств.

Что это за фонды и  где они создаются? Финансовых фондов очень много. Одни из них формируются  на общегосударственном уровне, другие – на уровне регионов, третьи – на уровне отдельных хозяйствующих  субъектов.

В связи с этим, финансовые отношения можно подразделить на две большие группы:

- государственные (централизованные) финансы, включающие отношения по поводу образования и использования государственных фондов денежных средств;

- финансы предприятий и отраслей народного хозяйства (децентрализованные финансы), включающие отношения по поводу формирования и использования денежных фондов на уровне отдельных предприятий.

Сегодня к этим двум группам  нередко добавляют и третью – личные финансы, формируемые на уровне отдельного домохозяйства.

Следует отметить, что по поводу выделения в составе финансов группы отношений, не связанных с участием государства, в советский период отечественной истории долгое время шла дискуссия. Дело в том, что само существование финансовых отношений выводилось из двух основных предпосылок – существования развитых товарно-денежных отношений, а также развития государства и его потребностей.

На базе этого теоретического постулата возникли две концепции:

1) условно-правовая теория финансов, согласно которой финансы трактовались как денежные отношения, организуемые государством, обязательно имеющие властный (императивный) характер;

2) экономическая теория финансов, согласно которой в экономике существуют и такие денежные фонды, к которым государство не имеет непосредственного отношения, однако отношения по поводу распределения и использования средств этих фондов являются по своему экономическому содержанию финансовыми. Эта точка зрения получила в итоге наибольшее распространение.

Таким образом, понятие  «финансы» носит более общий  характер, чем понятие «фиск», свою финансовую политику могут осуществлять не только государство, но и отдельные хозяйствующие субъекты. Чтобы исключить такое двойное толкование, мы в дальнейшем применительно к государству будем пользоваться понятием «фискальная политика».

Фискальная политика государства, безусловно, оказывает  влияние на финансы предприятий, но главная сфера ее развертывания – государственные финансы, или финансово-бюджетная система страны.

Финансово-бюджетная  система – сложившаяся в обществе система отношений по формированию, распределению и использованию государственных фондов денежных средств.

Государственные фонды денежных средств:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды.

Государственный бюджет – основной централизованный фонд денежных ресурсов, используемых для осуществления государством его функций и задач. Это главный финансовый фонд любого государства.

Внешне же государственный  бюджет выступает в виде сметы (баланса) доходов и расходов государства. Впервые в таком виде он появился в Англии (в последней трети XVII в.), затем во Франции (в конце XVIII в.), а в XIX в. практика составления бюджета распространилась на все развитые страны.

Следует отметить, что  в финансовой сфере Россия шла  в ногу с Европой. Первые сведения о смете государственных доходов и расходов и о сметах отдельных городов относятся к 1645 г. Однако определенных правил для составления смет, так же как и баланса доходов и расходов, тогда не существовало.

В 1722 г. Камер-коллегия составила  роспись государственных доходов  и расходов на 1723г.

С 1802 г. Министерство финансов стало ежегодно составлять подробные  росписи государственных доходов  и расходов, но лишь с 1811 г. начинается составление ежегодных бюджетов по единообразной форме с группировкой расходов по разделам.

В настоящее время через государственный бюджет перераспределяется более 2/3 национального дохода Российской Федерации. Средства, аккумулируемые в нем, направляются на удовлетворение важнейших государственных потребностей.

Что это за потребности  и кто их определяет? Чтобы ответить на этот вопрос, надо уточнить, кто срывается под общим понятием «государство». Кого считать государством – Правительство РФ, областную или районную администрацию? Очевидно, и тех, и других, и третьих; все это – государственные органы управления. Однако очевидно и то, что определять направления использования бюджетных средств они будут по-разному: на федеральном уровне приоритетом может быть развитие аэрокосмического комплекса, а на районном – озеленение улиц. Поэтому государственный бюджет представляет собой не один общегосударственный фонд, а множество бюджетов разных видов и уровней.

Структура государственного бюджета, или бюджетное устройство, зависит от типа государства и может состоять из двух или трех уровней.

В унитарных (единых) государствах бюджетное устройство включает два уровня: центральный бюджет и местные (муниципальные) бюджеты.

В федеративных государствах к этим двум уровням добавляется еще один промежуточный уровень – бюджеты членов федерации (в США – штатов, в ФРГ – земель, в Швейцарии – кантонов, в России – республик, краев, областей).

Такое дезагрегирование государственного бюджета на множество  бюджетов, с одной стороны, позволяет более эффективно распоряжаться имеющимися денежными средствами, но, с другой стороны, порождает противоречия в процессе аккумулирования этих средств. В некоторых случаях это может приводить даже к «войне бюджетов».

Несмотря на различия и противоречия, все бюджеты являются элементами единого консолидированного бюджета страны, составляемого в форме баланса доходов и расходов центральных и местных органов управления, утверждаемого в законодательных органах власти и принимающего силу закона.

Итак, по своей форме  государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства.

Основными статьями доходов государственного бюджета являются:

- поступления от бизнеса  (налоги на бизнес);

- поступления от домохозяйств (личные налоги).

Основными статьями расходов государственного бюджета являются:

Расходы госбюджета:

- расходы на народное  хозяйство;

- расходы на социальную  сферу (культура, наука, здравоохранение,  социальное обеспечение);

- расходы на оборону;

- расходы на государственное  управление.

Помимо государственного бюджета, в финансово бюджетную  систему страны входят различные внебюджетные фонды. В России к ним относятся:

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального  страхования;

- Государственный фонд  занятости населения;

- Фонд обязательного  медицинского страхования и др.

Функционирование внебюджетных фондов мало чем отличается от формирования и использования средств государственного бюджета, поэтому отдельно мы их рассматривать не будем, а остановимся на том, как государство воздействует на экономику через государственный бюджет.

  1. Инструменты фискальной политики.

В рамках фискальной политики государство может воздействовать на экономику с помощью двух основных инструментов:

- взимание налоговых  платежей (налогообложение);

- осуществление государственных  расходов.

Первым инструментом фискальной политики являются налоги.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный взнос в госбюджет или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательством.

Как видно из данного  определения, понятие налога имеет  обобщающий характер. Помимо собственно налогов в него входят и другие разновидности обязательных платежей, приравненные к налогам (сборы, пошлины).

Вся совокупность налогов  и приравненных к ним платежей представляет собой налоговую систему страны, состав которой закрепляется законодательными актами. В России таким актом является Налоговый кодекс РФ.

Основными принципами построения налоговой системы являются:1

- равнонапряженность  налогового изъятия; 

- однократность налогообложения  (недопущение двойного налогообложения);

- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;

- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

Виды налогов могут быть самыми разнообразными, в зависимости от конкретных критериев классификации. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. В зависимости от объекта налогообложения все налоги делятся на:

- прямые налоги;

- косвенные налоги.

Прямые налоги налагаются на отдельное лицо (юридическое или физическое), при этом объектом налогообложения служат либо доходы этого лица (такие налоги еще называют личными), либо стоимость его имущества (такие налоги называют реальными).

Примерами личных прямых налогов могут быть подоходный налог  с населения, налог на прибыль предприятий и др.

Примерами реальных прямых налогов являются налог на недвижимость, налог на наследство и др.

Косвенные налоги, в отличие от этого, налагаются не на конкретное лицо, а на определённые виды деятельности (например, на куплю-продажу товаров), объектом налогообложения здесь является сумма сделки, цена товара или ее часть.

Примерами косвенных  налогов являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.

2. В зависимости от шкалы налогообложения налоги делятся на:

- прогрессивные налоги;

- регрессивные налоги;

- пропорциональные налоги.

Прогрессивный налог – налог, ставка которого растет по мере роста облагаемой суммы.

Регрессивный  налог – налог, ставка которого понижается по мере роста облагаемой суммы (чаще всего это относится к косвенным налогам).

Пропорциональный  налог – налог, по которому установлена единая стабильная ставка, не зависящая от облагаемой суммы.

В общих чертах прогрессивные  налоги – это те налоги, бремя  которых наиболее сильно давит на богатых, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по бедным, а пропорциональные налоги равномерно распределяют налоговое бремя на всех.

3. В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляется налоговая сумма, налоги в России подразделяются на:

- федеральные налоги;

- налоги субъектов  федерации;

- местные (муниципальные)  налоги.

К федеральным налогам и сборам в России относятся:2

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

3) налог на прибыль  (доход) организаций;

4) налог на доходы  от капитала;

5) подоходный налог  с физических лиц;

6) взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина  и таможенные сборы;

9) налог на пользование  недрами;

10) налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право  пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные  сборы.

К региональным налогам и сборам в России относятся:3

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный  бизнес;

7) региональные лицензионные  сборы.

К местным налогам и сборам в России относятся:4

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование  или дарение;

5) местные лицензионные  сборы.

Информация о работе Финансово-бюджетная система и финансовая политика государства