Уровень жизни и концепция формирования человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть проблему распределения доходов и человеческого капитала.
Основные задачи работы:
– изучить показатели уровня жизни населения;
– выявить взаимосвязь формирования человеческого капитала с уровнем доходов населения;
– проанализировать основные показатели уровня жизни населения и определить его современное состояние на примере нашей страны;

Содержание

Введение ..................................... ……………………....……………………......3
1 Определение и характеристика понятий: уровень жизни населения и человеческий капитал ………………………………………………………........4
Характеристика человеческого капитала …………………………………...4
Инвестиции в человеческий капитал …………………………....................7
Сущность и показатели уровня жизни населения ………………..……….11
2 Анализ уровня жизни населения в России ......................................……......16
2.1 Измерение интеллектуального потенциала общества .........………….….16
2.2 Статистический анализ основных показателей уровня жизни .................19
Заключение ……...................………………… ………………………………...26
Библиографический список ……….......................………………………........28
Приложение А Индекс человеческого развития ...........………………….......29

Вложенные файлы: 1 файл

2- Курсовая работа Лавреновой Т. гр 50-в, 2курс, .docx

— 741.50 Кб (Скачать файл)

Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа и др.), а также социальную удовлетворенность положением дел в государстве.

Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей.

Надо заметить, что понятие «хорошая жизнь» по своей трактовке  субъективно. Однако многие представления о благосостоянии можно считать общепринятыми. К ним относятся:

- способность  и возможность планировать свою  жизнь;

- хорошее  здоровье;

- материальный  достаток;

- качественное  образование;

- наличие  чувства собственного достоинства;

- физическая  безопасность;

- наличие  гражданских и политических свобод;

- качественная  природная среда [12, С. 111-112].

Не протяжении всей истории человечества складывались определенные стандарты качества жизни.

Стандарт – это совокупность допустимых значений, контролируемых показателей минимально необходимых – для положительно влияющих и максимально допустимых – для отрицательно влияющих.

Как правило, стандарт отражает уровень развития техники  и технологии, сложившиеся национальные традиции, природные возможности. Он разрабатывается на определенный период и периодически пересматривается по мере научно-технического развития, повышения ВВП страны, роста образовательного уровня населения. Во всех этих случаях ужесточаются показатели стандарта жизни.

По определению ООН, «уровень жизни» - это уровень удовлетворения потребностей населения (труд, пища, одежда, жилище, медицинское образование, культурное развитие, социальное обеспечение), обеспечиваемый массой потребляемых товаров, услуг и сложившихся условий жизни [12, С. 112].

Наиболее обобщенным показателем уровня жизни является соотношение размера имеющихся доходов и минимально необходимых расходов, от чего, главным образом, зависит степень удовлетворения потребностей. Для государства в целом это доход, реальный годовой объем ВВП на душу населения; для региона – это региональный валовой продукт на душу населения; для отдельного человека – это совокупный личный доход в месяц с учетом личного дохода и бесплатно предоставляемых услуг (минимальный размер оплаты труда и уровень прожиточного минимума).

Нормативные потребительские бюджеты, различающиеся по уровню достатка граждан, занимают важное место среди показателей состояния уровня жизни. Они являются нормативами личных денежных доходов и расходов населения и характеризуются значениями «низкие», «средние», «высокие» [11, с.55].

Во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦУЖ) разрабатывается применительно к современным условиям система нормативных потребительских бюджетов, включающая: потребительские бюджеты низкого достатка (бюджеты прожиточного минимума и социально-приемлемые потребительские бюджеты); среднего достатка (потребительские бюджеты средних стандартов жизни; высокого достатка (потребительские бюджеты высоких стандартов жизни).

По уровню достатка различают пять групп: 1 – наиболее нуждающиеся, 2 – низкообеспеченные, 3 – обеспеченные ниже среднего уровня, 4 – среднеобеспеченные, 5 – высокообеспеченные [13, С.66].

Одним из показателей уровня общественного развития и качества жизни населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), представляющий собой совокупность показателей уровня развития человека в той или иной стране. ИРЧП характеризует достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

- индекс  ожидаемой продолжительности жизни  – здоровье и долголетие, измеряемые  показателем средней ожидаемой  продолжи-тельности жизни при рождении;

- индекс  валового национального дохода  – достойный уровень жизни, измеряемый  величиной ВНД на душу населения  в долларах США по паритету  покупательной способности;

- индекс  образования – доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой  продолжительностью обучения детей  школьного возраста и средней  продолжительностью обучения взрослого  населения [14, С.53-54].

Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что человеческий капитал занимает важное место в развитии экономики стран и всецелом развитии общества. Развитие теории человеческого капитала привело к тому, что основным источником доходов сегодня являются способности людей. Высокая квалификация работника цениться на успешных фирмах и предприятиях. Основные капиталовложения и инвестиции сегодня идут на среднее и высшее образование населения, поскольку необходимы высококвалифицированные кадры на предприятиях. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения.

В итоге, качественное формирование человеческого капитала и обеспечит повышение уровня жизни населения. Механизм управления человеческим капиталом через систему национального образования позволит увеличить шансы эффективного формирования инновационного общества в России. Для достижения необходимого эффекта потребуется вмешательство государства, системы образования, бизнес-сообщества с целью формирования благоприятного климата, способствующего повышению благосостояния населения.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ уровня жизни населения в России
    1. Измерение интеллектуального потенциала общества

Теория человеческого капитала объясняет множество явлений, происходящих в реальной жизни, и в частности, в развитии общества, накоплении его интеллектуального потенциала, ситуацией на рынке труда, формированием доходов населения, их дифференциацией и распределением. Теперь исследуем статистические данные по уровню интеллектуального потенциала общества, что будет очень интересным.

В качестве одной из основных причин снижения интеллектуального потенциала общества можно назвать снижение уровня и качества жизни населения, в основном его высокоинтеллектуальных слоев и последующее ухудшение его физического и умственного здоровья.

Основным показателем уровня общественного развития и качества жизни населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), представляющий собой совокупность показателей уровня развития человека в той или иной стране. ИРЧП характеризует достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы, более наглядно они представлены в Приложении А. Теперь остановимся на каждом из них, проанализируем данные Росстата.

Обратимся к таблице 2.1, чтобы наглядно рассмотреть составляющие индекса ожидаемой продолжительности жизни – здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении [15, Табл. 4.1, с. 77].

 

Таблица 2.1 -  Основные демографические показатели

 

Показатель

1990г

1996г

2004г

2007г

2009г

2010г

Численность населения – всего, тыс. чел

147 665

148 292

144 168

142 221

141 904

141 914

Ожидаемая продолжительность жизни, число лет – все население

69,2

65,8

65,3

67,5

68,7

-

Естественный прирост, убыль (-) населения

2,2

-5,3

-5,6

-3,3

-1,8

-

Миграционный прирост, убыль (-) населения

1,9

3,5

0,7

1,8

1,8

-


 

Итак, проанализировав представленные данные, сделаем вывод: за  20 лет население нашей страны заметно сократилось, за последние 10 лет наблюдается постепенный рост ожидаемой продолжительности жизни, убыль населения не значительно уменьшается, наблюдается приток мигрантов.

По последним данным Росстата: численность постоянного населения Российской Федерации на 1 октября 2011г. составила 142,9 млн.человек и с начала года уменьшилась на 47,1 тыс.человек, или на 0,03%. Естественная убыль населения в январе-сентябре 2011г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 82,1 тыс.человек. Миграционный прирост на 62,3% компенсировал численные потери населения. В январе-сентябре 2011г. в России отмечалось снижение числа родившихся и числа умерших, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 67,2 года [16]. Таким образом, для повышения ИРЧП необходимо улучшать жизненные условия населения, повышать общий уровень продолжительности жизни.

Далее обратимся к такой категории, как образование – доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

 

Таблица 2.2 -  Основные показатели образования

 

 

1980г

1995г

2005г

2009г

Число дошкольных образовательных учреждений, тыс

74,5

68,6

46,5

45,3

Охват детей общим образованием, %

-

-

94,6

99,8

Число образовательных учреждений нач. проф. образования, тыс. чел

4045

4166

3392

2658

Выпущено квалиф. Рабочих из ОУ нач.проф. образования, тыс.

1489

928

688

543

Число СУЗов

2505

2634

2905

2866

Выпущено специалистов из СУЗов, тыс.

721

474

684

631

Число ВУЗов

494

762

1068

1114

Численность студентов в ВУЗах, тыс. чел

3046

2791

7064

7419

Выпущено специалистов из ВУЗов, тыс.

460

403

1152

1442


 

Итак, анализ данной таблицы [15, Табл. 7.1, с. 220] показал, что: за период с 1980-2009гг. численность дошкольных образовательных учреждений сократилась, само общее начальное образование стало почти всеохватывающим. Число образовательных учреждений начального профессионального образования сокращается, поскольку, на мой взгляд, необходимость в таких работниках сокращается. Но с другой стороны, возросло количество СУЗов, хотя число их выпусков перестало расти. Также продолжает расти и число высших учебных заведений, что положительно сказывается на формировании интеллектуального потенциала общества. Специалисты с высшим профессиональным образованием более востребованы на рынке труда. Нельзя не заметить, что их количество возрастает, что в свою очередь повышает профессиональную конкуренцию.

Не менее важную роль оказывает и динамика ВВП.  Индекс валового национального дохода – достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВНД на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности. Темпы прироста ВВП во втором квартале 2011 года представлены на Рисунке 2.1 [17], из которого можно наблюдать положительную динамику в нашей стране. ВНД на душу населения составляет на 2011 год $15 258.                        

 

Рисунок 2.1 - Темпы прироста ВВП во втором квартале 2011 года

 

Итак, теперь обратимся к Таблице 2.2 Россия в рейтинге ИРЧП занимает 65-е место после Албании (64-е) и перед Казахстаном (66-е).

Первый рейтинг был опубликован в 1990 году с данными за 1988 год. Тогда еще существовал СССР, занявший в рейтинге 26-е место (между Чехословакией и Болгарией), а США, которых мы догоняли, – 19-е (между Австрией и Израилем). Две супердержавы мира разделяли в то время всего семь стран. Сегодняшнюю же Россию от США отделяет 61 страна. В этом признак того факта, что Россия находится в обвале. Такой факт подтверждает и рейтинг ИРЧП для постсоветской России-1994 (с данными за 1992 год), в котором Россия занимала 34-е место. В то время еще действовала инерционность советской системы, поэтому результат рейтинга был высокий [8, с.50].

 

 

Табл. 2.2 - Индекс развития человеческого потенциала стран мира 2010 года

Зона критических значений характеризует падение уровня жизни, здоровья населения и интеллектуального потенциала общества и результативности интеллектуальной деятельности до отметки, за которой начинаются необратимые процессы в обществе и экономике (люмпенизация, вымирание и деградация общества, сдача позиций не только на мировом, но и на внутреннем рынке товаров, работ и услуг), что ведет к ухудшению жизни населения страны.

Информация о работе Уровень жизни и концепция формирования человеческого капитала