Уровень жизни и концепция формирования человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть проблему распределения доходов и человеческого капитала.
Основные задачи работы:
– изучить показатели уровня жизни населения;
– выявить взаимосвязь формирования человеческого капитала с уровнем доходов населения;
– проанализировать основные показатели уровня жизни населения и определить его современное состояние на примере нашей страны;

Содержание

Введение ..................................... ……………………....……………………......3
1 Определение и характеристика понятий: уровень жизни населения и человеческий капитал ………………………………………………………........4
Характеристика человеческого капитала …………………………………...4
Инвестиции в человеческий капитал …………………………....................7
Сущность и показатели уровня жизни населения ………………..……….11
2 Анализ уровня жизни населения в России ......................................……......16
2.1 Измерение интеллектуального потенциала общества .........………….….16
2.2 Статистический анализ основных показателей уровня жизни .................19
Заключение ……...................………………… ………………………………...26
Библиографический список ……….......................………………………........28
Приложение А Индекс человеческого развития ...........………………….......29

Вложенные файлы: 1 файл

2- Курсовая работа Лавреновой Т. гр 50-в, 2курс, .docx

— 741.50 Кб (Скачать файл)

Как мы выяснили, в широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций в человека. К. Макконелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте; расходы на здравоохранение - расходы на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на мобильность, благодаря, которым работник мигрирует из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [7, с.346-348].

Именно Беккер, как мы рассмотрели ранее, ввел различие между специальными и общими инвестициями в человека. Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. И выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков. Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности ее продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд.

 Еще  одна область, где вклад Г. Беккера  в теорию человеческого капитала  оказался особенно весом - это  анализ проблем экономического  неравенства. Используя разработанный  им аппарат кривых спроса и  предложения инвестиций в человеческий  капитал, Г. Беккер сформулировал  универсальную модель распределения  личных доходов. Неодинаковое расположение  кривых спроса на инвестиции  в человеческий капитал отражает  неравенство в природных способностях  учащихся, тогда как неодинаковое  расположение кривых предложения - неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам [1, С.97-99].

Предложенная Г. Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически - от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.

Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения. Т. Шульц, Э. Денисон, Дж. Кендрик и др. произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост [1, С.99].

Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря ей изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.

Совершенно очевидно, что именно человеческий капитал - является фундаментом капитала знаний предприятия, поскольку все остальные компоненты или являются производными деятельности человеческого капитала, или влияние человеческого фактора на остальные компоненты имеет определяющее значение.

Мы видим, что именно наука, знания и информация – залог успешного развития фирмы. В современной экономике именно эти составляющие оказывают значительное влияние на функционирование и прибыльность предприятия и самого человека. Следовательно, чтобы развивать данные аспекты необходимо проводить продуманную и грамотную политику на предприятии. Исходя из вышесказанного, можно полагать, что одним из основных конкурентных преимуществ предприятия является его инновационная политика [8, с.46-47]. А одним из важнейших факторов, влияющих на улучшение условий жизни и работы граждан страны, является качество управления экономикой на макро-уровне, поскольку он оказывает непосредственное воздействие на формирование среды жизнедеятельности населения.

Основными показателями, характеризующими уровень совершенства указанного механизма являются: объем и структура инвестиций в наукоемкий сектор экономики; уровень инновационной активности предприятий (организаций); качество и согласованность управленческих решений в области бюджетной, налоговой, тарифной, денежно-кредитной, валютной и таможенной политики.

Формирование и реализация эффективной государственной политики, направленной на повышение интеллектуального потенциала общества, позволит обеспечить достижение следующих основных результатов: получение новых знаний о законах развития природы, человека, общества и развитие научно-технического потенциала России; укрепление связей между наукой и образованием создает базу для выбора и реализации крупномасштабных приоритетных технологических и инновационных проектов и подготовки кадрового потенциала инновационной экономики   [9, С. 41].

Любую инновационную политику разрабатывают (создают) и внедряют сотрудники, поэтому эффективность функционирования предприятия напрямую зависит от того, насколько грамотны и образованы эти сотрудники. Исходя из этого, очевидна необходимость постоянного и непрерывного обучения сотрудников предприятия [8, с.47].

Для качественного формирования человеческого капитала согласно требованиям инновационного развития экономики является развитие у человека инновационных способностей, повышение уровня инновационной культуры. Современные экономисты-исследователи предлагают использовать механизм управления человеческим капиталом через систему профессионального образования, что повысит шансы эффективного формирования инновационного общества, в том числе и в России.

Мировое сообщество в вопросах развития системы образования и формирования человеческого каптала особое внимание уделяет долгосрочным прогнозам и определению приоритетов научно-технического развития. Это связано с так называемыми проблемами отложенного эффекта образования. То есть, за период обучения в реальной экономике происходят изменения, появляются новые технологии, правила работы и прочее.

 

 

Рис. 1.1 - Механизм управления человеческим капиталом на основе образовательного Форсайта

Стратегия формирования инновационного общества должна опираться на перспективное развитие науки и техники. Такую разработку лучше всего осуществлять с помощью Форсайта. Форсайт – это предпринимаемые на систематической основе усилия по исследованию долгосрочных перспектив развития науки, технологии, экономики и общества с целью выявления стратегических областей научных исследований и новых зарождающихся технологий, которые с высокой степенью вероятности должны принести значительный экономический эффект.

Учитывая потребности формировании нового типа общества, а также цели и задачи развития образования до 2015 г., предлагается механизм управления человеческим капиталом с использованием образовательного Форсайта, представленный на рисунке 1.1 [8, С.52, Рис. 2]. Для достижения необходимого эффекта не обойтись без вмешательства государства, системы образования, бизнес-сообщества, с целью формирования благоприятного инвестиционного климата в человеческий капитал [8, с.54].

Можно рассматривать сумму затрат в образование, переподготовку, конкретного сотрудника или всех работников предприятия как долгосрочные инвестиции в капитал знаний данного предприятия. Однако инвестиции в человеческий капитал являются оправданными, когда прослеживается тенденция повышения эффективности деятельности предприятия и пролеживается вклад конкретного сотрудника в данной тенденции. Именно эта закономерность положена в основу оценки человеческого капитала метода инвестиций (затрат на образования).

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на подготовку на рабочем месте. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов - исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей. Понятие человеческого капитала опирается на два определения образования - как ресурса (собственно человеческий капитал) и как системы (в которой происходит его накопление), что позволяет перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию [10, С. 109-110].

Зона критических значений характеризует падение уровня жизни, здоровья населения и интеллектуального потенциала общества и результативности интеллектуальной деятельности до отметки, за которой начинаются необратимые процессы в обществе и экономике (люмпенизация, вымирание и деградация общества, сдача позиций не только на мировом, но и на внутреннем рынке товаров, работ и услуг) [9, С.36].

По мере снижения инвестиций в человеческий капитал происходит падение результативности интеллектуальной деятельности, что впоследствии приводит к возникновению и углублению кризисных тенденций в экономике и снижению уровня и качества жизни населения.

1.3 Сущность и показатели уровня жизни населения

Стремление к улучшению условий жизнедеятельности и сформировалось вместе с самой жизнью. И в конечном итоге, целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан [11, с.55].

Качество жизни – это совокупность характеристик жизнедеятельности, отражающих степень удовлетворенности имеющихся и предполагаемых потребностей человечества  и условий его жизнедеятельности.

По мере развития производства человек становится все более значимым его объектом. Это обстоятельство объективно породило особую теорию качества жизни, задачу, которая сводится к концентрации индивидуальных решений распределения ресурсов в условиях дефицита и необходимости их для целей оптимального распределения среди участников воспроизводственных процессов [11, с.55].

За последние годы произошли принципиальные изменения в качестве жизни людей: улучшилось качество питания человека, повысилась комфортность жилищных условий, изменилось транспортное обеспечение, качественный скачок претерпело развитие средств связи. Более того, коммуникации стали бесконечными по своим возможностям. Новые технологии, материалы, машины быстро проникают в все страны, содействуя выравниванию условий  комфортабельной жизни. Национальные особенности начинают сглаживаться и взаимно проникать друг в друга.

На смену проектам активной экспансии человечества во внешнюю среду пришел период интереса к собственно человеку: его здоровью, продолжительности жизни, комфорту среды обитания. Все это в комплексе можно определить как качество жизни [12, С.110].

Всеобъемлющее управление уровнем и качеством жизни населения – это концепция использования целенаправленной системы методов во всех сферах жизнедеятельности, системное управление ресурсами, персоналом, производственными процессами на всех уровнях управления и во всех сферах жизнедеятельности. Это ориентация на повышение уровня жизни каждого человека, групп людей и общества в целом. Она включает в себя постановку целей, систему методов и правил, выработку решений, принципов культуры поведения, согласованную систему приоритетов общества. В целом всеобъемлющее управление качеством жизни оказывается инструментом адекватного реагирования на изменяющиеся условия окружающей среды, научно-технического развития, общества. Можно сформировать основные принципы управления качеством жизни. Это:

- приверженность  цели сохранения жизнеспособности  биосистемы Земли;

- ответственность  человека за окружающую среду  и будущие поколения;

- комплекс  показателей качества – неотъемлемый  признак сфер жизнедеятельности человека в производстве и быту;

- осознание  значимости и роли человека в системе жизнедеятельности общества;

- стремление  к удовлетворенности, благополучию, заинтересованному участию отдельного  человека, группы людей, предприятия, нации, общества.

Эти принципы реализуются через особый эффективный механизм управления качеством жизни, который базируется на системе целевой ориентации, вовлеченности каждого работника в производственный процесс и непрерывность его совершенствования [12, С.110-111].

Государственная работа по  определению и реализации заданного качества жизни развивается через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.

Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни.

Информация о работе Уровень жизни и концепция формирования человеческого капитала