Управление прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа формирования, распределения и использования прибыли предприятия определить основные направления ее повышения.

Содержание

Введение
1. Теоретическая глава
1.1. Прибыль и ее функции
1.2. Виды прибыли
1.3 Планирование прибыли
1.3. Распределение и использование прибыли
2. Анализ формирования и использования прибыли в ОАО «ТЭСС»
2.1. Формы и основные системы проведения анализа прибыли
2.2. Экономическая характеристика предприятия
2.3. Формирование прибыли
3. Актуальные проблемы управления прибылью в современных условиях и пути их решения
3.1. Мероприятия по оптимизации управления прибылью предприятий и их экономическая эффективность.
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления прибылью в ОАО «ТЭСС»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ формирования и использования прибыли на ООО «ЭСКБ»

 

 

 

Финансовые результаты (прибыль) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия  по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период; во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры; в-третьих, изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов; в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку. [13]

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

  • систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками  информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные  на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности ф. 2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

 

 

    1. Формы и основные системы проведения анализа прибыли

 

 

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия  являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии. По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков (рисунок 4).


 

 











 






 






















 

Рисунок 4 – Основные формы анализа прибыли

 

1. По объектам исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования.

а) Анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия — операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой осуществления анализа с целью выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия.

б) Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и персоналом предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы производственного ее потребления в инвестиционных целях.

2. По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.

а) Внутренний анализ прибыли проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну предприятия.

б) Внешний анализ прибыли осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и т.п. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.

3. По глубине аналитического исследования выделяют следующие его виды:

а) Экспресс-анализ прибыли. Он проводится по данным финансовой отчетности на основе стандартных алгоритмов расчета основных аналитических показателей формирования, распределения и использования прибыли предприятия.

б) Фундаментальный анализ прибыли. Он включает факторное исследование показателей прибыли и рентабельности предприятия.

4. По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:

а) Анализ прибыли по предприятию в целом. В процессе такого анализа предметом изучения является формирование, распределение и использование прибыли на предприятии в целом без выделения отдельных его структурных подразделений.

б) Анализ прибыли по структурному подразделению (центру ответственности). Если рассматриваемое структурное подразделение (центр ответственности) по характеру своей деятельности не имеет законченного цикла формирования прибыли, такой анализ направлен на формирование затрат (доходов). Эта форма анализа базируется в основном на результатах управленческого учета предприятия.

в) Анализ прибыли по отдельной операции. Предметом такого анализа может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным реальным проектам и другим операциям.

 5. По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли.

а) Полный анализ прибыли проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе.

б) Тематический анализ прибыли ограничивается лишь отдельными аспектами ее формирования или использования. Предметом тематического анализа прибыли может являться изучение влияния проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; прибыльность сформированного фондового портфеля; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия; эффективность избранной политики распределения прибыли; анализ альтернатив возможного использования прибыли и ряд других аспектов.

6. По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий анализ прибыли.

а) Предварительный анализ прибыли связан с изучением условий ее формирования, распределения или предстоящего использования; с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвестиционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним.

б) Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; реализации отдельных хозяйственных операций с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Как правило, такой анализ прибыли ограничивается кратким периодом времени.

в) Последующий (или ретроспективный) анализ прибыли осуществляется обычно менеджерами и собственниками предприятия за отчетный период (квартал, год). Он позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.

Для решения конкретных задач управления прибылью применяется  целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике. В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; интегральный анализ.

Горизонтальный (трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) анализа:

  • Исследование динамики показателей прибыли отчетного периода в сопоставлении с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).
  • Исследование динамики показателей прибыли отчетного периода в сопоставлении с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателями третьего квартала предшествующего года).
  • Исследование динамики показателей формирования, распределения и использования прибыли заряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных изучаемых показателей прибыли в динамике.

Все виды горизонтального (трендового) анализа прибыли дополняются  обычно исследованием влияния отдельных  факторов на изменение соответствующих  результативных ее показателей. Результаты такого исследования позволяют построить соответствующие факторные модели, которые используются, затем в процессе планирования отдельных показателей прибыли.

Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении показателей ее формирования, распределения и использования. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:

  • Структурный анализ прибыли (доходов, затрат), сформированной по отдельным видам деятельности. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса или соотношения сумм прибыли (доходов, затрат) по операционной и другим видам деятельности.
  • Структурный анализ формирования прибыли (доходов, затрат) по отдельным видам продукции. Степень агрегирования номенклатуры продукции определяется самим предприятием.
  • Структурный анализ отдельных видов налоговых платежей в общей их сумме, уплачиваемой предприятием. Такой анализ используется для формирования или оценки эффективности налоговой политики предприятия.
  • Структурный анализ активов. В процессе этого анализа рассматриваются соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия; состав используемых внеоборотных активов; структура оборотных активов; состав инвестиционного портфеля и другие структурные показатели. Результаты этого анализа позволяют оценить ресурсный потенциал генерирования прибыли предприятием.
  • Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный или коммерческий кредит и т.п.).
  • Структурный анализ распределения или использования полученной прибыли. Такое структурное разложение осуществляется в разрезе направлений распределения прибыли, а по каждому из направлений распределения — в разрезе форм конкретного ее использования.

Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного ее анализа:

  • Сравнение показателей прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и предприятий — конкурентов. Целью осуществления такого анализа является определение конкурентной позиции предприятия в рамках конкретного регионального рынка соответствующей продукции и разработка мероприятий по ее повышению.
  • Сравнение показателей прибыли (доходов, затрат) отдельных центров ответственности (структурных подразделений предприятия). Такой анализ проводится в разрезе различных типов центров ответственности.
  • Сравнение отчетных и плановых (нормативных)показателей прибыли (доходов, затрат). В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных) и определяются причины этих отклонений. Такой анализ используется для контроля процесса текущего формирования и использования прибыли и внесения, необходимых корректив в направления хозяйственной деятельности предприятия.

Интегральный анализ прибыли позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования. Системы интегрального анализа прибыли:

  • система “Дюпон”  предусматривает разложение показателя "коэффициент рентабельности активов" на ряд частных финансовых коэффициентов его формирования, взаимосвязанных в единой системе.
  • Система СВОТ-анализа [SWOT-analysis] прибыли предприятия. Основным содержанием СВОТ-анализа является исследование характера сильных и слабых сторон формирования прибыли предприятия, а также позитивного или негативного влияния отдельных внешних (экзогенных) факторов на условия ее генерирования в предстоящем периоде. Результаты СВОТ-анализа представляются обычно графически по комплексному исследованию влияния отдельных факторов на прибыль предприятия.
  • Объектно-ориентированная система интегрального анализа формирования чистой прибыли предприятия. Концепция базируется на использовании компьютерной технологии и специального пакета прикладных программ. Основой этой концепции является представление модели формирования чистой прибыли (или другого показателя) предприятия в виде совокупности взаимодействующих первичных финансовых блоков, моделирующих "классы" элементов, непосредственно формирующих сумму чистой прибыли.
  • Портфельный анализ прибыли. Этот анализ основан на использовании "портфельной теории", в соответствии с которой уровень прибыльности портфеля фондовых инструментов рассматривается в одной связке с уровнем риска портфеля (система "прибыль — риск"). В соответствии с этой теорией можно за счет формирования "эффективного портфеля" (соответствующего подбора конкретных ценных бумаг) снизить уровень портфельного риска и соответственно повысить соотношение уровня прибыли и риска.

Информация о работе Управление прибылью