Управление прибылью коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:46, реферат

Краткое описание

Целью реферата является: Характеристика процесса формирования и управления прибылью банка. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучение понятия прибыли банка и ее составляющих;
- характеристика системы управления рентабельностью и прибылью;
- оценка рентабельности отдельных направлений деятельности банка.

Содержание

Введение ...............................................................................................................3
1. Формирование и использование прибыли коммерческого банка ...............4
1.1 Система управления прибылью ....................................................................4
1.2 Управление рентабельностью .......................................................................8
1.3. Оценка рентабельности отдельных направлений деятельности Банка ...18
Заключение ...........................................................................................................21
Список использованной литературы .................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

Управление прибылью КБ.docx

— 72.67 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Реферат по Банковскому делу на тему:

«Управление прибылью коммерческого банка»

 

 

Факультет: МА                                              

Выполнила: Кембель К.А.

Группа: ЭМЭ-11

Преподаватель: Титова Т.В.

 

 

 

Новосибирск,

2013 год

Содержание

  Введение ...............................................................................................................3

  1. Формирование и использование  прибыли коммерческого банка  ...............4

1.1 Система управления  прибылью ....................................................................4

1.2 Управление рентабельностью .......................................................................8

1.3. Оценка рентабельности  отдельных направлений деятельности  Банка ...18

 Заключение ...........................................................................................................21

 Список использованной  литературы .................................................................23

 

Введение

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства.  Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.  В связи с растущим числом банкротств и просроченных ссуд усилилось внимание к адекватности банковского капитала. Регулирующие органы требуют роста банковского капитала, чтобы надежнее защищать вкладчиков и обеспечить жизнеспособность страховых фондов. Банкиры предпочитают меньшие нормативы капитала, чтобы поднять прибыльность и рост активов. Эти противоречащие друг другу цели порождают конфликт между политикой надзора и деятельностью банка. Центральный банк РФ санкционировал минимальные нормы капитала, которые являются ограничителями практически для всех банков.  Одним из основных условий устойчивого развития каждого банка и банковской системы в целом является совершенствование подходов к управлению финансами коммерческих банков.  Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач стоящих перед современной Россией.  Условием доходности банковской деятельности, безусловно, является поддержание ликвидности, управление банковской прибылью, ее максимизация.  Поэтому данная тема реферата очень актуальна, ведь банковская сфера - это неотъемлемая часть современной экономики.  Целью реферата является: Характеристика процесса формирования и управления прибылью банка.  Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучение понятия прибыли  банка и ее составляющих;

- характеристика системы  управления рентабельностью и прибылью;

- оценка рентабельности  отдельных направлений деятельности банка.

Объект исследования: коммерческий банк. Предмет исследования: процесс  формирования и управления прибылью коммерческого банка. 

 

1. Формирование и управление  прибылью коммерческого банка  коммерческий банк ликвидность  прибыль

1.1 Система управления  прибылью

 

Прибыль коммерческого  банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг.  Разница между суммой валового дохода и суммой затрат, относимых в соответствии с действующем законодательством на расходы банка, называется балансовой или валовой прибылью, если эта разница имеет отрицательное значение ее называют убытком.  Валовая прибыль банка подразделяется на:

    1. Операционную прибыль, равную разнице между суммой операционных доходов и расходов. 

- Процентную прибыль – превышение полученных банком процентных доходов над процентными расходами.

- Комиссионную прибыль – превышение комиссионных доходов над комиссионными расходами. 

- Прибыль от операций на финансовых рынках – разница между доходами и расходами от этих операций. 

- Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими расходами.

    1. Прибыль от побочной деятельности – доходы от побочной деятельности за вычетом затрат на ее осуществление.
    2. Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими расходами.

Наибольшую долю в составе  прибыли составляет операционная прибыль, а в ней – процентная прибыль.(с56, 1)  Балансовая прибыль отражает лишь промежуточный финансовый результат  деятельности банка в отчетном периоде. Конечным финансовым результатом является чистая прибыль коммерческого банка, предоставляющая собой остаток  доходов банка после покрытия всех расходов, в том числе и  непредвиденных, формирование резерва, уплаты налогов из прибыли.  Чистую прибыль банка за вычетом дивидендов выплаченных акционерам банка, называют капитализируемой прибылью.  Так  чистая прибыль "Банка Москвы" за 11 месяцев 2011 г составила 4,6 млрд руб, что на 9,2% превышает аналогичный показатель годом ранее. Балансовая прибыль банка за 11 месяцев выросла на 8,8% и составила 6 млрд руб. При этом балансовая прибыль за 11 месяцев превысила прибыль за весь 2010 г на 12,6%, а чистая прибыль – на 18,6%.  Полученная банком прибыль распределяется по следующем направлениям:

    1. Уплата налогов в бюджет.
    2. Выплата дивидендов акционерам.
    3. Капитализация прибыли.

 В последние годы  большинство Российских банков  основную часть прибыли, остающуюся  в их распоряжении, направляют  на капитализацию.  Целью функционирования  коммерческого банка выступает  максимизация прибыли. На уровень  прибыли влияет структура активов  и пассивов банка: чем дешевле  банк привлекает ресурс и дороже  его размещает, тем выше его  прибыльность. Увеличение размера  прибыльности может быть достигнуто  за счет рисковых операций, по  которым банк получает более  рисковое вознаграждение. Поэтому  оценка уровня прибыли банка  тесно связана с анализом степени  защиты банка от риска. (с78, 2)  Эти исходные положения определяют составные элементы управления прибылью коммерческого банка: 

1. управление доходами  банка; 

2. контроль за формированием  прибыли банка; 

3. оценка уровня доходности  и прибыли банка с количественных  и качественных позиций; 

4. оценка рентабельности  подразделений банка; 

5. оценка рентабельности  «центров прибыли» или основных  направлений деятельности банка; 

6. анализ рентабельности  банковского продукта или услуг; 

Доходы коммерческого  банка можно подразделить на процентные и непроцентные. Управление процентным доходом включает формирование договорного процента, определения достаточной процентной маржи, выбора способа начисления и взыскания процента.  Формирование договорного процента предполагает определение его средней величины на предстоящий период на базе реальной стоимости кредитных ресурсов и достаточной процентной маржи, разработку шкалы дифференциации процентных ставок.  Другим важным показателем при осуществлении управления прибыльностью коммерческого банка выступает минимальная допустимая, достаточная процентная маржа. Она рассчитывается на основе величины общебанковских расходов и активов, приносящих доход, т.к. основное назначение процентной маржи покрытие издержек банка.  Задачей банковского менеджера является организация работы по определению средней процентной ставки по активам приносящим доход, разработки шкалы дифференциации процента, положения о способе начисления и взыскания процента.  Управление беспроцентным доходом предполагает выбор и определение содержания банковских некредитных услуг, принятие решения о методе определения банковской комиссии (тарифе) по отдельным услугам, их себестоимости, контроля за фактической себестоимостью банковского продукта.  Контроль за формированием прибыли является второй составной частью управления прибыльностью.  Достоверность величины балансовой прибыли подтверждается на основе: 

а)проверки законности формирования доходов банка 

б)анализа содержания и  правомерность операций, связанных  с расходами банка 

в)контроля формирования финансового  результата.

г)оценки правильности отражения  расходов по счетам использования прибыли. 

Существует система финансовых коэффициентов для оценки уровня доходности:  

    1. Наименование показателя 
    2. Алгоритм расчета 
    3. Экономическое содержание 
    4. Рентабельность дохода 
    5. Отношение прибыли к доходу  - Определяет количество денежных единиц прибыли, приходящихся на одну денежную единицу дохода 
    6. Доходность активов, приносящих доход 
    7. Отношение доходов к активам, приносящим доход
    8. Количество денежных единиц дохода, приходящихся на одну денежную единицу доходообразующих активов
    9. Рентабельность собственных средств 
  1. Прибыль к источникам собственных средств 
  1. Количество денежных единиц прибыли, приходящихся на одну денежную единицу собственных оборотных средств

 

 

 

 

1.2 Управление рентабельностью  (эффективностью коммерческой деятельности) банка

Рентабельность является важнейшим требованием к деятельности любого хозяйствующего субъекта. В практике финансового менеджмента она определяется как отношение фактического дохода за вычетом связанных с его получением затрат к доходу до вычета этих затрат. На всем протяжении первого этапа рыночной трансформации финансово-кредитной системы России высокий уровень данного показателя деятельности коммерческих банков обеспечивался в первую очередь благоприятной для них ситуацией на финансовых рынках.  Определенный опыт использования финансовых методов управления рентабельностью на внутрихозяйственном уровне был накоплен в нашей стране в период плановой экономики. В середине 80-х годов, в связи с переходом большинства предприятий на режим самофинансирования, они получили широкое распространение в строительстве, промышленности и на транспорте. Однако их внедрение практически не затронуло банковскую систему, продолжавшую действовать в условиях жесткой централизации управления, опирающегося исключительно на административные методы. Показательно, что подобная ситуация сохранилась и в коммерческих банках, большинство из которых создавалось как изначально негосударственные структуры.  В условиях рыночной экономики управление производственными подразделениями предприятия осуществляется с использованием преимущественно административных методов. Управленческие решения, проходящие по всей иерархической вертикали инстанций, имеют строго директивный характер. Персонифицированную ответственность за их исполнение несут руководители подразделений, в свою очередь наделенные необходимыми полномочиями для распределения полученных заданий между подчиненными. При этом какой-либо дополнительной мотивации успешного их исполнения для подразделений в целом не предусматривается. Принципиальная организация взаимодействия соподчиненных инстанций может быть таким образом отражена следующей упрощенной схемой:  Подобный подход используется любыми типами хозяйствующих субъектов за исключением крупнейших транснациональных корпораций, многозвенная иерархия инстанций в которых делает проблематичной саму возможность жесткой централизации управления. В таких структурах допускается расширение полномочий руководителей выделенных в организационной структуре управления (далее по тексту -"ОСУ") производств, филиалов, дочерних фирм. Для этого им выделяются соответствующие финансовые ресурсы, которые подлежат децентрализованному распределению. В некоторых случаях для крупных подразделений многопрофильных корпораций и холдингов может устанавливаться определенная зависимость между фактически обеспеченными хозяйственными результатами и размерами собственных целевых финансовых фондов.(с145,5)  Зарубежными учеными, специализирующимися на проблемах производственного и финансового менеджмента, такая практика объясняется нецелесообразностью какой-либо экономической мотивации структурных подразделений. Их функциональные обязанности четко определены соответствующими внутренними регламентами, за исполнение которых несут прямую административную ответственность персонально руководители этих подразделений. Даже в области персонального менеджмента экономические методы применяются в минимальном объеме, необходимая мотивация сотрудников обеспечивается самим фактом сохранения отношений трудового найма и вытекающей из него прямой оплаты труда.  Решение задачи управления экономической эффективностью деятельности банка является прерогативой менеджеров и аналитиков конкретного банка и напрямую зависит от подходов, используемых ими в повседневной работе. Однако по-настоящему успешное решение данной задачи невозможно без информационно-аналитической системы, которая позволит принимать важные управленческие решения, основываясь на своевременно полученной и проанализированной информации. (с28,4)  Одной из важных задач при работе с такой информационно-аналитической системой является сбор, преобразование и накопление исходных данных, на основании которых формируются методики анализа деятельности подразделений банка.  Анализ доходов и расходов (Для анализа достаточно данных об остатках и оборотах по счетам доходов и расходов). При этом каждому лицевому счету, открытому на счетах доходов/расходов, приписывается подразделение, которое ведет операции по этому счету.

Однако не всегда одному счету соответствует одно подразделение, чаще всего таких подразделений  несколько. В этом случае необходимо задать доли каждого из подразделений, работающих с данным счетом, для  дальнейшего "разнесения" суммы  с этого счета при расчете  прибыли подразделений.  Естественно, далеко не все подразделения банка  являются прибыльными. Так, категория  обслуживающих подразделений, к  которым относится, например, подразделение  информационных технологий, не приносят прямой прибыли и являются, по сути, убыточными. Однако нормальное функционирование банка без такой категории  подразделений невозможно. Возникает  необходимость распределения расходов конкретного подразделения по центрам  прибыли.  Для этой цели можно  использовать различные критерии (например, численность прибыльных подразделений), распределять расходы пропорционально  заданным долям или использовать более сложные алгоритмы косвенного распределения.  Общебанковские расходы  также необходимо перераспределять между подразделениями банка  и только затем рассчитывать прибыль  каждого из них.  Описанная методика является оценочной, поскольку на формирование критериев "разнесения" сумм влияют субъективные факторы. Кроме того, с  ее помощью нельзя оценить эффективность  работы обслуживающих подразделений. Однако данной методикой можно пользоваться для первичной оценки эффективности  деятельности подразделений и при  формировании системы материального  стимулирования сотрудников.  Во многих банках функция управления эффективностью подразделений банка возложена  на службу Казначейства, которая занимается управлением денежными потоками. В список обязанностей этой службы входит контроль над ликвидностью, соблюдение валютных позиций и управление ГЭПом, т.е. сбалансированностью активов и пассивов. Казначейство регулирует доходность операций (в части покрытия общебанковских затрат доходами).  При использовании названной модели банк получает возможность рассматривать Казначейство с двух позиций:  когда подразделение не является центром прибыли, а исполняет только регулирующие функции;  когда подразделение выступает как центр прибыли и пытается заработать деньги во внешней среде наряду с другими подразделениями банка. (с45, 6)

Модель работы Казначейства как монопольной службы, регулирующей потоки привлеченных и размещенных ресурсов- Здесь Казначейство выступает в роли службы, регулирующей внутрибанковские потоки привлеченных и размещенных ресурсов, т.е. все операции на внешнем и внутреннем рынке ведутся исключительно через данную службу.  Поскольку в этом случае Казначейство является своего рода монополистом, оно не должно иметь права ставить другие подразделения банка в условия хуже рыночных, т.е. устанавливать трансфертные цены "в привязке" к рынку. При этом главной задачей Казначейства остается контроль состояния ликвидности банка в целом, и вся прибыль, зарабатываемая данным подразделением, относится на общебанковскую прибыль.  Прибыль Казначейства рассчитывается как разница между ценами закупки и реализации ресурсов. Такая модель действует при отсутствии возможностей у привлекающих подразделений продавать ресурсы вовне, а у размещающих – покупать ресурсы на внешних рынках. Привлекающие и размещающие подразделения не имеют права работать напрямую между собой или проводить операции во внешней среде, минуя службу Казначейства. (с133, 11) .

Информация о работе Управление прибылью коммерческого банка