Туристический бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 07:39, курсовая работа

Краткое описание

Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится 3 % мирового туристского потока.
Целью курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Туристический бизнес как отрасль экономики……………………....…...4
1.1. Основные характеристики и особенности туристического бизнеса….
1.2. Виды туристического бизнеса…………………….…...………………..11
2. Развитие туристического бизнеса .……………………………………….16
2.1. Проблемы развития туризма в России…………………………………16
Заключение…………………..………………………………………...……...25
Список литературы…………….……………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 1.docx

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Оглавление 
Введение……………………………………………………………………….3 
1. Туристический бизнес как отрасль экономики……………………....…...4 
1.1. Основные характеристики и особенности туристического бизнеса…. 
1.2. Виды туристического бизнеса…………………….…...………………..11 
2. Развитие туристического бизнеса .……………………………………….16 
2.1. Проблемы развития туризма в России…………………………………16 
Заключение…………………..………………………………………...……...25 
Список литературы…………….……………………………………………..26 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
               На современном этапе проблема развития туризма в России становится очень важной, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. 
               Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний туристический бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством. 
               Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится 3 % мирового туристского потока. 
               Целью курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем. Для достижения этой цели я поставила перед собой ряд задач: 
1.      Ознакомление с понятием туризм. 
 
2.      Выявление проблем, существующих в туризме в России, и путей их решения. 
I. Туристический бизнес как отрасль экономики 
 
1.1. Основные характеристики и особенности туристического бизнеса 
 
               Туризм - один из наиболее динамично развивающихся видов хозяйственной деятельности. Коллективное потребление физическими лицами общественно значимых продуктов для удовлетворения биологических и других потребностей в ходе активного отдыха, связанного с перемещением из мест проживания в места временного пребывания- это туризм. 
               Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. 
               Если туроператор нарушил сроки оказания услуги или их качество, потребитель по своему выбору вправе: 
·        потребовать уменьшения цены за оказание услуги; 
 
·        отказаться от исполнения договора об оказании услуги; 
 
·        потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. .[ 2 ]. 
 
               Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. 
               Осуществление туристической деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты. .[4]. 
               Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами. 
               Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее: 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма; 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.[ 1 ]. 
               Туроператор и турагентство по отношению к туристам являются направляющей стороной, а организации и владельцы объектов туристского профиля в местах пребывания и обслуживания туристов- принимающей стороной. 
               Принимающая сторона в туре выполняет лишь часть функций оператора: обеспечивает документальное сопровождение (визовая поддержка, медицинская помощь и, возможно, дополнительное страхование), формирование  программ и маршрутов путешествий с опорой на услуги местных транспортных, гостинично - ресторанных и экскурсионных организаций. Впрочем, экскурсионные программы все чаще рекламируются как возможность участия в них, а потому в стоимость туристической путевки не входят. 
               Поэтому свою основную задачу отечественные менеджеры видят в активном привлечении клиентов в тур, своевременном оформлении документов при оказании визовой поддержки и в обеспечении транспортного перемещения туристов к месту отдыха и обратно. В этих условиях достоверно судить о качестве предлагаемого турпродукта можно лишь отчасти. Данный подход к проблемам выездных туристов характеризуется, как стремление турфирм получить дешевую перевозку и выгодное размещение.  
               При описании потребляемого в туре продукта различают термины «обслуживание туристов» и «обеспечение туров»: 
 
               Обслуживание- работа по удовлетворению каких- либо нужд, потребностей. 
 
               Обеспечение-предоставление для чего- либо в достаточном количестве материальных средств, создание необходимых условий для осуществления чего-либо. 
 
               Компоненты обеспечения- это разнообразные материальные и духовные блага и условия из одновременного или последовательного потребления для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности или группы лиц во время досуга. 
 
               Компоненты обслуживания соотносятся только с процедурами потребления материальных и духовных благ и имеют в виду непосредственное взаимодействие производителя с потребителями компонентов. 
               Компоненты обеспечения и обслуживания определяют ассортимент и качество присутствующих на рынке турпродуктов. Если турпродукт присутствует на рынке в недостаточном ассортименте, то ни исследования эффективности рекламы и интенсивности сбыта, ни оценки эффектов коммуникации не дадут существенного прироста числа туристских отправлений и прибытий. 
 
               Объектами туристского назначения принимающей стороны могут быть: 
 
·        оздоровительные учреждения (санатории, дома отдыха, пансионаты, базы отдыха и туризма, природно-климатические зоны, иные объекты рекреации); 
 
·        объекты познавательного назначения (природные заповедники, объекты культурно-исторического наследия, исторические, архитектурные и археологические памятники, музейные собрания, другие объекты туристского интереса); 
 
·        объекты делового характера (объекты любительского или профессионального интереса) и др. 
 
               Перечисленные объекты общего и туристского назначения — это туристские ресурсы. Производимый индустрией туризма товар именуют турпродуктом. Исходя из особенностей структуры индустрии туризма, турпродукт условно можно разделить: 
 
·        активную или потребляемую, делимую часть, к которой относятся работы, компоненты обслуживания и товары туристского назначения (то есть снаряжение, путеводители, справочники, карты-схемы и т. п. продукцию); 
 
·        пассивную или неделимую часть, а потому и остающуюся неизменяемой в ходе потребления туристских услуг . Следовательно, туристские ресурсы являются неубывающая частью туристского продукта. 
 
               Описанная структура турпродукта позволяет более четко различать поставщиков компонентов обеспечения и производителей компонентов обслуживания.  
 
               Поставщиками компонентов обеспечения являются те организации и учреждения, которые предоставляют туристам материальные блага для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности или группы лиц во время досуга и формируют (или ими уже подготовлены) условия для одновременного или последовательного потребления духовных благ. 
 
               Производителями компонентов обслуживания являются те организации, которые выполняют отдельные действия, процедуры или осуществляют процессы, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ путем непосредственного или опосредованного взаимодействия персонала производителя с потребителями компонентов, то есть с туристами. 
               В общем случае и поставщики, и производители являются непосредственными участниками производства туристских продуктов.  
               Реализация турпродукта определяется спросом, но он, являясь отображением широкого спектра потребностей людей в организованном отдыхе или путешествии, может быть удовлетворен  не столько теми или иными методами сбыта, сколько самими потребительскими свойствами  всех составляющих турпродукт компонентов и образующих именно этот предмет продажи. 
 
               Успешную деятельность в организации туризма обычно связывают с систематическим маркетингом, который предполагает исследование: 
 
·        присутствующих на рынке туристских продуктов (маршруты, программы, другие виды обслуживания, а также товары туристского назначения); 
 
·        уровней спроса и предложения турпродуктов, емкости рынка по направлениям путешествий и в целом, начиная от массовых направлений и заканчивая эксклюзивными программами и маршрутами для индивидуальных и групповых потребителей; 
 
·        характеристик турпродуктов, динамики цен на них, условий продвижения турпродуктов на рынке и причин, препятствующих ему. [ 7. С. 125] 
 
               Степень разработанности методик маркетинговых исследований высокая, и в том, что они являются необходимым условием деятельности турфирм, сомнений нет. Однако значимость многих рекомендаций, основанных на методиках маркетинговых исследований, для практических задач получения турпродукта высокого качества часто оказывается недостаточной. Причина тому является отсутствие в систематизированном виде требований к разнообразным компонентам обслуживания, включаемых в турпакет. Поэтому менеджеры турфирмы и ее потенциальные клиенты вынуждены ориентироваться на общие представления о будущем качестве обслуживания в туре. 
               Туристский рынок- это не только выставки, ярмарки, презентации, рекламные туры и акции, это  место появления массовых предложений по участию в путешествиях. Туристический рынок позволяет туроператору учитывать всю совокупность социально- экономических отношений в сфере обмена, выявлять предпочтения конечных потребителей по отношению к присутствующим на рынке турпродуктам, исследовать те из них, которые получают окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.  
 
               Выставки- продажи, ярмарки, аналитические обзоры, текущие отчеты и другая информация  по турпродуктам призваны освещать реальные рыночные механизмы- цены, спроса и предложения. Сбор, анализ и интерпретация информации о турпродуктах на рынке относятся к маркетинговым исследованиям туроператора, которые помогают ему уяснить проблемы и предоставляют возможности принять разумное решение.  
               Маркетинговые исследования – это начальная стадия формирования турпродукта, и она опирается на выявленные общие потребности туристского рынка. Маркетинговые исследования помогают туроператору изначально ориентироваться в рыночных условиях: «продавать то, на что имеется либо может иметься в перспективе устойчивый спрос». 
               Вновь вводимый турпродукт на рынке вначале реализуется либо в виде ознакомительной поездки для специалистов турфирм, привлекаемых туроператором к сотрудничеству, либо как «пробная партия» с целью определения отношения к нему агентских структур и потенциальных потребителей. Лишь после этого имеет смысл планирование долговременных продаж нового туристского продукта, т. е. его коммерциализация. [6. С. 296] 
 
               Изложенное позволяет сделать вывод: ощущается потребность в новых управленческих системах воздействия не только на спрос и укрепление позиций турпродукта, но и на процесс его производства.

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды туристического  бизнеса 
 
               Систематизация и анализ теоретических вопросов туризма позволяет выделить его различные виды и формы, которые совершенствовались в процессе развития мирового туризма.  
 
               Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания. 
 
               Туризм - особый вид потребления материальных и духовных благ в разнообразных путешествиях: индивидуальных, групповых, самодеятельных или плановых. 
 
               Можно выделить следующие виды туризма. 
 
               Экскурсионный туризм – путешествие в познавательных целях.  Это одна из наиболее распространенных форм туризма.  
 
               Деловой туризм – поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д.  Обращение к туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время.  Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.  
 
               Этнический туризм – поездки для свидания с родственниками. Этот вид туризма характерен для России, так как сохранились родственные связи после распада СССР. Туристические фирмы помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.   
 
               Спортивный туризм – поездки для участия в спортивных мероприятиях.  К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие поприсутствовать на соревновании.   
 
               Водный туризм – поездки на борту теплохода, яхты и других судов по рекам, каналам озерам, морям.  Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам. 
 
               Рекреационный туризм – путешествие для отдыха и лечения.  Этот вид туризма весьма распространен во всем мире. Поездки с целью отдыха могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т. д.), занятия по интересам (охота, рыбная ловля и т.п.). Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, которые входят в маршрут, широким использованием авиационного транспорта.  
 
               Оздоровительный туризм. Этот вид туризма носит сугубо личный, индивидуальный характер. Обычная продолжительность тура на лечение 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.п. 
 
               Познавательный туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспортных средств поездки на автомашинах и автобусах представляют туристам гораздо большую познавательную возможность.  
 
               Религиозный туризм – путешествие целью которого является выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий, посещение мест, имеющих особое религиозное значение. 
 
Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их трудно выделить в чистом виде.  
 
               Также туризм можно классифицировать следующим образом: 
 
               Туризм внутренний. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы. На его долю в мире приходится 80-90% поездок. 
 
               Въездной туризм - путешествия по стране лиц, не являющихся ее жителями. 
 
               Выездной туризм - путешествия жителей одной страны в другую страну. 
 
               Международный туризм – путешествия, связанные с пересечением государственной границы. [5. С. 150] 
 
               В процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:  
 
               1.Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды.  
               2.Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся более 12 месяцев в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем. 
               3.Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. 
               Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. 
               На первый взгляд может показаться, что между формами и видами туризма нет большого различия. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма - по внешним причинам и воздействиям. 
               Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма по внешним критериям:   
 
·        по происхождению туристов;  
 
·        по организационной форме; 
 
·        по длительности пребывания в путешествии;  
 
·        по возрасту;  
 
·        по транспортным средствам;  
 
·        по времени года или сезону. 
 
               Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и между-народный. В данном случае слово «происхождение» относится не месту рождения че-ловека, а к месту его жительства и работы. 
 
               Формы туризма в зависимости от его организации. В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный - что турист организует и осуществляет свой отдых самостоятельно. 
 
               Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко вре¬мени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три - пять часов; шесть - восемь часов; девять - одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей. 
               Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками (транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм). Тран-зитный туризм - это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день, они не пред-полагают остановки на ночлег. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально - три ночлега. 
               Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше). 
               Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.  
               Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать. [9. С. 38-39] 
               Существование различных видов и форм туризма позволяет решить одну из насущных задач: организация духовных, интеллектуальных, социальных, производственных и деловых связей  мирового  сообщества.

 

II Развитие туристического  бизнеса 
 
2.1. Проблемы развития туризма в России 
               Туристический бизнес является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Существует множество проблем, которые препятствуют нормальному развитию туризма. 
               Самые актуальные проблемы отрасли: 
 
·        государственное регулирование туризма как сферы бизнеса, которая нуждается в законодательной и исполнительной поддержке, позволяющей грамотно управлять макро- и микроуровнями отрасли; 
 
·        продвижение России как туристского направления на мировом рынке, формирование благоприятного имиджа страны; 
 
·        содействие фундаментальным и прикладными научным исследованиям в области туризма путем проведения конкурсов и присуждения грантов; 
 
·        обеспечение безопасности туризма; 
 
·        проблема образования и подготовки кадров для турбизнеса. [11. С. 18-19] 
 
               По-прежнему остается острой проблема подготовки кадров. В условиях лицензирования требуется, чтобы хотя бы у одного сотрудника фирмы было специальное образование либо стаж работы в данной области не менее трех лет. Для большинства организаций характерно выполнение только второго условия. Проверки жалоб клиентов показывают, что конфликты возникают, главным образом, из-за незнания работниками фирмы современных требований, правил, инструкций.  
               В последнее время ряд учебных заведений организует семинары, курсы переподготовки, факультативы, к проведению которых привлекаются ведущие специалисты, научные работники отрасли. Однако заинтересованность в получении знаний со стороны работников турбизнеса невелика. И в результате - нарушения и ошибки, причина которых низкий профессионализм. 
               В туристской сфере проблема подготовки кадров особенно острая. И если количественный показатель уже давно превысил необходимый спрос, то качественный остается под вопросом. Среди выпускников высших и средних профильных учебных заведений мало кто связывает свою карьеру с туротраслью, тогда как она остро нуждается в квалифицированных кадрах. Казалось бы - парадокс, но причина в качестве образования. 
               Несмотря на достаточное количество факультетов и отделений, готовящих специалистов для сферы гостеприимства, проблема образования здесь еще не ушла на второй план. [7. С. 105] 
               Для ее решения были даны некоторые рекомендации: 
·        сформировать единую систему учебников, отвечающих современному комплексному подходу к образованию в туристской сфере и стандартам образовательных программ; 
 
·        разработать модели образования; 
 
·        сделать акцент на практической подготовке учащихся; 
 
·        интеграция образования и науки и координация действий, образовательных учреждений с государственными органами. 
 
               Крупные туристские объединения и корпорации, способные реализовать масштабные инвестиционные проекты, в России практически отсутствуют. У органов власти сложилось устойчивое представление о туризме, как о сфере исключительно малого бизнеса. 
               По данным Госкомстат России, в 2001 г.. в турбизнесе осуществляли свою деятельность 13 580 фирм. В 2005 г. зарегистрировано около 16,5 тыс. турагентств и 5,5 тыс. компаний с лицензиями туроператоров. Более трех четвертей из них - субъекты малого предпринимательства со средним числом сотрудников менее пяти человек. При этом круглый год работает 56% турфирм, деятельность же остальных носит сезонный характер. Крупных туроператоров с отлаженными технологиями, формирующих основу российского рынка, всего около двухсот.  
               В современных условиях такая рыночная среда приводит с точки зрения национальных интересов к крайне негативным последствиям. Каждая фирма реализует продукцию в малом объеме. Стратегия таких компаний направлена главным образом на краткосрочную реализацию прибыли. Это обстоятельство говорит о ничтожных  возможностях воздействия отдельной, даже самой крупной фирмы на развитие российского туризма. [3] 
               На уровне турагентств, в свою очередь, также встает проблема объединения. Карликовые агентства могут coxраниться, если имеют собственные „угодья": или надежный слой клиентуры, или контроль над территорией. Однако генеральная тенденция должна проявиться в создании объединений. Форм таких объединений может быть несколько: 
·        включение независимых агентств в сателлитную сеть крупных оптовиков или их объединений на различных условиях (франшиза, исключительные права и т.п.); 
 
·        создание турагентами собственных консорциумов с самостоятельным выходом на мировой рынок; 
 
·        подчинение своей деятельности уже сложившимся фирмам, создающим важные части туристского продукта (прежде всего авиакомпании или гостиничные цепи, что характерно для зарубежного опыта). [10. С. 26-27] 
 
Основными пунктами государственной поддержки развития туризма в России должны быть: 
 
·        освобождение предприятий сферы туризма от уплаты таможенной пошлины за оборудование и строй материалы, ввозимые из- за рубежа для ремонтных и строительных работ на туристских объектах; 
 
·        частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных налогов при инвестировании в материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капитальных  вложений; 
 
·        предоставление льготных кредитов (под 7- 10% годовых) на совершенствование и развитие материально- технической базы туризма, отсрочку платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.  
 
               Это основные меры государственной поддержки туризма, которые следует предпринять на уровне федеральной власти. В свою очередь, краевые и местные органы должны оказать содействие развития туризма, предоставив льготы по краевым и местным налогам. [13. С. 15-16] 
               Решение этих вопросов позволит в короткие сроки повысить конкурентоспособность материально- технической базы отечественного туризма, построить новые гостиницы, пансионаты, санатории. А значит - привлечь как российских, так и зарубежных туристов.  
               Становление рыночных отношений в России, одномоментное открытие рынка для зарубежных фирм привело к кардинальному изменению соотношений экспортно-импортных операций в туризме. Россия превратилась в страну преимущественного выездного туризма и стала ведущим рынком для турфирм Турции, Кипра, Китая, Финляндии, Польши, обеспечивая основной объем въездного туризма этих стран и значительную часть их дохода от этого вида деятельности. 
           В то же время положение в российском экспорте туруслуг не вызывает оптимизма. Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и ценах. Сопоставимость качества стоимости продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. [9. С.38-39] 
               Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристскими организациями услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно, и капитальных вложений. 
               Нынешнее состояние отечественных предприятий турбизнеса свидетельствует о том, что сами они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. Признание важности этого шага - не благородный жест в сторону туристской отрасли, а экономически выгодное решение, направленное к тому же на выполнение социальных задач. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы: 
 
·        быстрый возврат средств (4-8 лет); 
 
·        рост национального дохода без осуществления сырьевых затрат; 
 
·        увеличение занятости населения; 
 
·        рост валютных потоков. [17. С. 10-11] 
 
               Последние годы Россия практически незаметна на мировом туристическом рынке как продавец. Большая часть прибыли и доходов от въездного туризма в Россию достается иностранным компаниям. В расчете на одного посетившего Россию приходилось $660, а на одного выехавшего из России в путешествие - $1142, или в 1,7 раза больше.  
               Для привлечения туристов, российские туристические фирмы предоставляют туристические услуги в кредит. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. [12. С. 48-49]  
               Расширить масштабы предложения турпродукта России на мировом рынке могут только крупные туристские компании с участием государственных органов и капитала. Пока же такие задачи пытаются решить два главных центра туристского притяжения- Москва и Санкт- Петербург.  
               Рост туристской привлекательности российской столицы и страны в целом не случаен. Большую роль в увеличении турпотока играет политика столичных властей. Туризм признан в Москве приоритетным направлением. Столица не только благоустраивается сама, но и помогает городам Золотого кольца России. В частности, принимает участие в строительстве гостиничного комплекса в Ярославле. Такое тесное взаимодействие с регионами поможет привлечь в страну больше туристов, иностранных и своих, российских. [8. С. 5-6] 
               Несмотря на динамичное развитие въездного туризма, проблем в России предостаточно. Прежде всего, сезонность. 85% объемов продаж приходится на период с середины мая по октябрь. В это время ощущается острая нехватка гостиниц среднего класса. Еще одной насущной проблемой является слабая информированность иностранных граждан о современной России. Многие до сих пор ожидают увидеть на улицах российских городов медведей. Именно в этом направлении ведут активную работу власти Москвы. [18. С. 43-44] 
               Основные задачи в области инвестиций в туризм в субъектах Российской Федерации можно сформулировать следующим образом: 
 
·        стимулировать инвестиционные проекты туристских организаций республик краев и областей РФ; 
 
·        обеспечить заинтересованность и увеличить масштабы участия иностранных инвесторов; 
 
·        привлечь как отечественный, так и зарубежный банковский капитал; 
 
·        сформировать налоговую политику в области турбизнеса на уровне субъектов Российской Федерации; 
 
·        повышать эффективность государственных и частных инвестиций (расширять потребительские свойства турпродукта, сокращать сроки строительства объектов, рационализировать ценообразование и др.). 
               Не менее актуален вопрос налогообложения туротрасли. Российское законодательство признает как экспорт только выездной туризм, хотя в мировой практике ситуация обратная. В результате турфирмы вынуждены увеличивать стоимость туров, включая в нее НДС. Иначе придется платить налоги из собственной прибыли.  
               Еще одна проблемой является транспортная. Она включает и нехватку автобусов - основного экскурсионного средства передвижения и сложности с прохождением таможенного контроля в столичных аэропортах и вокзалах, не рассчитанных к отправке больших групп туристов.  
               Отдельно стоит проблема обеспечения безопасности туристов. По данным социологических опросов, большинство иностранных граждан оценивают уровень безопасности в столице, как "средний". Самые сильные опасения вызывают молодежные группировки "скинхеды", а также милиция, которая, по мнению респондентов, не защищает от опасности, а является ее источником. [13. С. 15-16] 
               Таким образом, необходимо навести строгий порядок в производстве и торговле турпродуктами, упорядочить и развить межрегиональный товарообмен маршрутами и программами туров. Необходимо повышать рыночную долю турпродуктов и расширять их ассортимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
               Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. 
               Однако местные власти не располагают сегодня достаточной материально-технической базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления.  
               По расчётам WTTC и Оксфордского центра экономического прогнозирования, доля туризма в ВВП России в 2006 году составит 7,8%. В туристической индустрии будет занято 4,5 млн человек, что составит 6,6% общей занятости в России. Реальный рост отрасли в следующие 10 лет должен составить 6,4% в год (при этом в Европейском Союзе рост сферы туризма, по прогнозам, будет составлять 3,1%). Соответственно, доля туризма в ВВП к 2016 году вырастет до 9,1%. 
               Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. 
               Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. 
 
               Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний туристический бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством. 
               Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров.  
               Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится всего менее 1 % мирового туристского потока. 
               Туризм является отдельной отраслью, не мобилизующей валютные поступления в Россию, а наоборот, каналом утечки валюты во внушительных размерах. Возможно, лавина предложений отдыха за рубежом была востребована нами, потому что там нам предложили за умеренные цены сервис более высокого качества. В целях поддержки развития туризма следует предпринять меры по освобождению туристских предприятий от уплаты таможенной пошлины, федеральных налогов. Это позволит российскому туризму построить новые гостиницы, отремонтировать старые, улучшится качество обслуживания. 
               Показатель туристической подвижности населения России – один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Россию. Причем в основном туристы посещают Москву и Санкт- Петербург.

 

 

Список литературы 
 
1.      Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996 г. с изменениями. № 132-ФЗ. 
2.      О защите прав потребителей от 7.02.1992. № 2300-ФЗ. 
3.      Гражданский кодекс РФ. Ч. 2(3). Новосибирск: изд-во, 2006,45с. 
4.      Кодекс об административных правонарушениях РФ. Ч. 4(3). Новосибирск: изд-во, 2006. 38 с.  
5.      Бержаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – Спб.: Издательский дом Герда, 2001.- 400с. 
6.      Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. Пособие.-2-е изд., - М.: Новое издание, 2006.-410 с. 
7.      Туристический бизнес: основы организации / И.И. Бутко и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 384с 
8.      Антипина Е. Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. № 3(6). 2005.- С.5-6. 
9.      Как сделать туризм в России доходным?//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 6, 2006. С. 38-39. 
10.  Перспективы развития туризма//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 9, 2005. С.26-27. 
11.  Российский туризм на современном этапе//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 7, 2006. С. 18-19. 
12.  Ткачева Т., Покидова Е. Потребительский экстремизм в турбизнесе//Туризм: практика, проблемы, перспективы, №1, 2006.- С. 48-49. 
13.  Туризм в 2020 году//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 1, 2005. С. 15-16. 
14.  Туризм в Германии//Курорты мира. № 7, 2005. С.56-57. 
15.  Туризм по- немецки//Туризм: практика, проблемы, перспективы. №8, 2006. С.45-46. 
 
16.  Туристские системы Германии//Туризм: практика, проблемы, перспективы. № 5, 2005. С. 33-34. 
17.  У «Натали Турс» новый взгляд на турбизнес//Туризм: практика, проблемы, перспективы. №3, 2006-. С.10-11. 
18.  Федоров В.В. Комплексная система оценки качества сервиса: единство теории и практики//Стандартизация. 2005, № 2. С. 43-44.


Информация о работе Туристический бизнес в России