Торстейн Веблен и его «Теория праздного класса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Во всех своих работах Веблен указывал, что в экономической науке обязателен исторический подход. Он считал, что экономическая наука должна быть исследованием реальной истории цивилизации. Для этого необходимо изучать экономические и общественные институты, их зарождение и изменение на протяжении всего их существования и до настоящего времени.
Такой исторический подход Веблен реализует в своих работах, где уделяет много внимания истории развития человеческого общества. Подобный подход обеспечивает последовательный анализ всех произошедших изменений.

Содержание

1. Историзм в подходе Веблена………………………………………..…..….3
2. Учение Т.Веблена о «праздном классе»…………………………..……….5
2.1. Трансформация инстинктов в институты……………………………......5
2.2.Институт праздного класса ………………………………………………..6
2.3.Признаки праздного класса…………………………………….………...10
3. Оценка и роль учения Т. Веблена…………………………………….…...14
4. Список использованной литературы………………………………….…..17

Вложенные файлы: 1 файл

история экономических учений итоговая.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

Другой  важный признак «праздного класса» – «демонстративность». Это понятие подразумевает особую форму поведения, направленную на поддержание внешней демонстративной причастности к «праздному классу», подчеркиванию высокого социального положения.

Непричастность  к трудовой деятельности становится демонстративной, для представителей высшего класса труд на виду у всех становится запретным занятием.

Одной из форм демонстративности, подчеркивания  денежного успеха человека, является демонстративное потребление –  расточительность, приобретение дорогих  и бесполезных вещей, предметов  роскоши. Практически, такой стиль  поведения становится обязательным. Представители «праздного класса» должны постоянно поддерживать таким образом свой высокий статус и уважение общества. Соответственно, целью приобретения какой-либо вещи является не удовлетворение естественных потребностей человека, а желание продемонстрировать его принадлежность к тому или иному общественному классу. Происходит бесполезное расточение материальных благ во имя ложных потребностей. Такие расходы становятся даже обременительными, усложняя жизнь праздного класса. Расходы на демонстративное потребление становятся более важными, чем расходы на необходимое.

Согласно  Веблену, «праздный класс» играет ведущую роль в современном обществе. Его образ жизни становится эталоном и нормой для всего общества. Другие слои общества, побуждаемые «завистливым сравнением», стремятся к этому же идеалу. В отличие от сословного общества, где принадлежность к высшим кругам является наследственной, в денежном обществе возможен переход из одного слоя в другой. Поэтому остальные члены общества копируют поведение «праздного класса», стремясь перейти на более высокую ступень.

Веблен  утверждал, что поведение потребителей, вопреки представлениям неоклассической  теории, определяется не индивидуальными  оценками товаров по степени их полезности. Если высшие слои общества, «праздный класс», стремятся подчеркнуть свою привилегированность с помощью «демонстративного расточительства», то низшие классы стремятся копировать поведение «праздного класса».

В концепции  Веблена полезность товара состоит  из функциональной полезности (удовлетворение необходимых потребностей) и дополнительной полезности (способность приносить  покупателю товара почет, признание). Для  покупателя, по мнению Веблена, эти  виды полезности нераздельны при  оценке товара.

С современной  экономике такой тип потребления  назван эффектом Веблена. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости  и престижной. Чем товар дороже и престижней, тем выше на него спрос  среди высшего слоя общества, за которым стремятся угнаться остальные  слои.

Примером  такого поведения потребителей является сфера моды, где одежда выступает  как элемент демонстративного расточительства. Одежда быстро морально устаревает и  должна заменяться другой, более престижной.

Появление «праздного класса» Веблен связывает с возникновением частной собственности. Частная собственность же, как один из экономических институтов, по Веблену, появляется в результате склонности к соперничеству, конкуренции, присущей человеку. Собственность возникла как трофей, результат набега на другое племя или род. Собственность была знаком победы над врагом, отличала обладателя трофея от его менее удачливого соседа. С развитием культуры собственность приобретается в основном не военными, а мирными методами. Но она по-прежнему служит доказательством успеха, высокого положения в обществе.

Собственность служит явным доказательством успеха. Богатство становится почетным, поэтому увеличение собственности становится необходимым для получения одобрения со стороны общества и утверждения высокого положения в нем.

С развитием  общества обладатели собственности  становятся привилегированной группой, находясь на вершине общественной иерархии. Собственники получают продукцию от производства благодаря собственности  на средства производства, но не участвуя в производственном труде.

По Веблену, при оценке собственности люди используют завистническое сравнение. Если это  сравнение неблагоприятно для человека, он будет стремиться к достижению престижного денежного уровня жизни, принятого в данном обществе. Но и при достижении этого уровня вновь возникает желание превысить  его, чтобы превзойти остальных.

Веблен  считал, что приобретение собственности  и денежное накопление происходит не для реального потребления, а  для удовлетворения желания соперничества. Он пишет, что не наблюдается определенных пределов в стремлении к накоплению, это стремление не может быть полностью  насыщено. Накапливаемое богатство  намного больше, чем нужно человеку для личного потребления. Следовательно, по Веблену, основной целью накопления является не потребление, а погоня за престижностью на основе завистливого сопоставления.

Таким образом, завистническое сравнение служит источником стремления к практически неограниченному увеличению собственности.

 

 

 

3. Оценка и роль учения  Т. Веблена.

Таким образом, Веблен весьма тонко  анализирует многие реальные аспекты  экономики США начала XX в.: переход  экономической власти в руки финансовых магнатов, манипулирование фиктивным  капиталом как одним из главных  средств приумножения финансового  капитала, значительный отрыв капитала-собственности  от капитала-функции и т.д. Вместе с тем этот экономист был убежденным сторонником меновой концепции: корень социальных конфликтов он искал  в сфере обращения, а не производства, противоречия последней трактовались им как второстепенные.

По Веблену, основную роль в грядущих преобразованиях призваны сыграть  инженеры - технократы (лица, идущие к  власти на основании глубокого знания современной техники). Согласно его  представлениям, участие в создании передовых производственных сил, формирование высокоэффективной технологии рождает  у технократов стремление к политическому  доминированию.

Наблюдая противоречие между интересами бизнеса и развитием индустрии, инженеры проникаются ненавистью к  финансистам. Правда, "праздный класс" стремится подкупать инженеров, предоставляет им материальные блага, повышает доход. Часть инженерно-технического персонала, особенно среди лиц старшего поколения, проникает духом стяжательства, но большинство молодых инженеров  не идет на сделку с бизнесменами, поскольку  интересы научно-технического прогресса  для них важнее личного обогащения.

Конкретно картина установления "нового порядка" выглядит в произведениях  Веблена следующим образом: научно-техническая  интеллигенция начинает всеобщую стачку, которая парализует промышленность. Паралич экономики заставляет "праздный класс" отступить. Власть переходит в руки технократов, приступающих к преобразованию индустриальной системы на новых началах. Веблен утверждает, что достаточно объединиться незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы "праздный класс" добровольно отказался от власти.

Однако, по мнению Веблена, социализация собственности нужна лишь там, где  паразитизм высших слоев особенно сильно задерживает технический прогресс. При описании своего социального  идеала Веблен делал акцент на проблемах  управления, а не на собственности. Он полагал, что в условиях высокоразвитого  капитализма, на стадии господства финансиста, акционерная форма превращает крупную  капиталистическую собственность  в нечто "абсентеистское" (отсутствующее, неосязаемое).

Творчество Т. Веблена вызвало  в экономической науке весьма разноречивые отклики. Так, представители  консервативных и умеренных кругов критикуют его за неоправданно резкую, по их мнению, позицию по отношению  к крупному бизнесу. Они же указывают  на нереалистичность многих его пророчеств (например, о том, что кредит, равно  как и персонифицирующий его  банкир, в скором бедующем "отживает свой век"). Напротив, представители  левой интеллигенции боготворят Веблена за его глубокую, оригинальную критику "праздного класса", "денежной цивилизации" в целом.

Вебленовская концепция эволюции "индустриальной системы" не прошла бесследно для левоформаторского  крыла американской экономической  мысли. Она получила дальнейшее развитие в исследованиях видного экономиста и социолога Дж. К. Гелбрейта, в  ряде футурологических моделей О. Тоффлера, Р. Хейлбронера и др.

Институционализм вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествующих школ экономической  теории и, прежде всего, основанные на математике и математической статистике принципы экономического анализа неоклассиков.

Институционалисты сильны в описании реальных экономических структур и  выявлении специфики их институциональных  форм в той или иной стране, в  рассмотрении эволюции институциональной  системы, в фиксировании новых явлений  и процессов. Их работы - незаменимый  источник материала, необходимого для  понимания природы современного капитализма, особенно для анализа  его различных форм и типов, для  изучения отдельных институтов и  звеньев институциональных структур, роли институтов (в т.ч. политики государства) в стимулировании или удерживании  развития экономики. На базе эмпирических институциональных исследований было сделано немало выводов широкого теоретического характера, обогативших  политэкономию. Это относится к  различным областям и проблемам, таким, как теория потребительского спроса (идеи Веблена об эффекте  “демонстрации”, не насыщаемых “статусных”  потребностях, роли управления спросом), теория монополии (монополистическая  природа крупных компаний, роль олигополистических структур, “управляемые цены”), область  “индустриальных отношений” (отношений  труда и капитала), рынка рабочей  силы, социально-экономическая теория благосостояния, теория экономического цикла, инфляции и т.д.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. История экономических учений  – В.С. Автомонов, Москва 2008г.

2. История экономических  учений : учебник для вузов / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд. – Москва, 2006.

3. Негиши Т. История  экономических учений. М.:Аспект  Пресс, 1995

4. http://www.modernlib.ru –Электронная библиотека, Гуру менеджмента Т.Веблен.

5. http://www.be5.biz/ekonomika/i003/58.htm - Теория «праздного класса» и противоречий капиталистического общества Т. Веблена

 

 

 



 


Информация о работе Торстейн Веблен и его «Теория праздного класса»