Торстейн Веблен и его «Теория праздного класса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Во всех своих работах Веблен указывал, что в экономической науке обязателен исторический подход. Он считал, что экономическая наука должна быть исследованием реальной истории цивилизации. Для этого необходимо изучать экономические и общественные институты, их зарождение и изменение на протяжении всего их существования и до настоящего времени.
Такой исторический подход Веблен реализует в своих работах, где уделяет много внимания истории развития человеческого общества. Подобный подход обеспечивает последовательный анализ всех произошедших изменений.

Содержание

1. Историзм в подходе Веблена………………………………………..…..….3
2. Учение Т.Веблена о «праздном классе»…………………………..……….5
2.1. Трансформация инстинктов в институты……………………………......5
2.2.Институт праздного класса ………………………………………………..6
2.3.Признаки праздного класса…………………………………….………...10
3. Оценка и роль учения Т. Веблена…………………………………….…...14
4. Список использованной литературы………………………………….…..17

Вложенные файлы: 1 файл

история экономических учений итоговая.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

ФГОУВПО Вятская Государственная  Сельскохозяйственная Академия

Экономический факультет

 

Личное дело: 10058/Э Оценка:______________

Регистрационный № в деканате:_____________

Работа поступила в  деканат: «___»________ 2012 г.

 

Контрольная работа №____

Тема: Торстейн Веблен и его «Теория  праздного класса».

По (предмет): История экономических учений

Специальность: 080502 Экономика и управление на предприятии (в АП)

Форма обучения: заочная сокращенная

Выполнила: Светлова Кристина Юрьевна

Набор: 2010 год

Преподаватель: Куклин  Андрей  Владимирович

 

Регистрационный номер на кафедре:___________

Работа поступила на кафедру:«__ » _______2012 г.

 

Киров, 2012год.

 

Содержание.

1. Историзм в подходе Веблена………………………………………..…..….3

2. Учение Т.Веблена о «праздном классе»…………………………..……….5

2.1. Трансформация инстинктов  в институты……………………………......5

2.2.Институт праздного класса ………………………………………………..6

2.3.Признаки праздного класса…………………………………….………...10

3. Оценка и роль учения Т. Веблена…………………………………….…...14

4. Список использованной  литературы………………………………….…..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Историзм в  подходе Т. Веблена.

Во всех своих работах Веблен указывал, что  в экономической науке обязателен исторический подход. Он считал, что  экономическая наука должна быть исследованием реальной истории  цивилизации. Для этого необходимо изучать экономические и общественные институты, их зарождение и изменение  на протяжении всего их существования  и до настоящего времени.

Такой исторический подход Веблен реализует в своих  работах, где уделяет много внимания истории развития человеческого  общества. Подобный подход обеспечивает последовательный анализ всех произошедших изменений.

В прошлом  Веблен стремился найти истоки зарождения основных общественных институтов и  противоречий в обществе настоящего времени.

В «Теории  праздного класса» и других работах  Веблен делит историю человеческой культуры на четыре периода или стадии: 1) миролюбивая доисторическая, 2) хищническая, 3) квазимиролюбивая стадия (стадия соперничества  в денежной сфере), 4) миролюбивая  экономическая стадия.

Вторую  и третью стадии Веблен объединял  в эпоху варварства. Такое дробление  на периоды во многом схоже с периодизацией, изложенной в известном труде  Л. Моргана «Древнее общество».

На ранней стадии социального развития, когда  общество ведет мирный и оседлый  образ жизни, экономическое соперничество между членами одной группы происходит в сфере трудовой деятельности.

Затем происходит переход от миролюбивой стадии к  стадии хищничества. В это время– добыча и трофеи начинают восприниматься как доказательство превосходства их обладателя над остальными членами общества. В обществе начинается конкурентная борьба, начинают высоко цениться результаты этой борьбы. Почетным становится получение материальных предметов путем захвата, агрессии. Все же, что получено с помощью производительного труда, считается недостойным.

Образовавшиеся  различия между «доблестной» деятельностью (приобретением посредством захвата) и производственной занятостью вызывают зависть одних членов общества по отношению к другим. Труд получает пренебрежительное отношение, производственная деятельность начинает восприниматься как обременительное и недостойное  занятие, которым вынуждены заниматься низшие слои общества.

В эпоху  варварства, по мнению Веблена, закладывались  основы социального поведения и  обычаев, из которых возник стяжательский  тип экономического поведения представителей праздного класса.

Таким образом, Веблен противопоставляет два типа общественного устройства и два исторически противоположных типа экономического поведения: производительный (характерный для низших классов) и стяжательный, праздный (характерный для высших классов).

 

 

 

 

 

2. Учение Т.Веблена о «праздном классе».

2.1. Трансформация инстинктов в институты.

По мнению Веблена, главное, что движет поведением человека, это инстинкты (конечно, в  гораздо более сложной форме, чем у животных). К основным человеческим инстинктам Веблен относил: родительский, «инстинкт мастерства» (стремление к результативным и эффективным  действиям), инстинкт праздного любопытства, склонность к приобретательству, набор  эгоистических склонностей и  привычки.

На начальных  периодах развития человеческой культуры инстинкты проявляются в чистом виде, а на более поздних –  принимают завуалированные формы. Инстинкты формируют определенные типы поведения и привычки. Позднее, эти типы поведения становятся обычаями, а затем трансформируются в институты. Иначе говоря, институты – это исторически определенные формы социального поведения. В теории Веблена институты являлись основной единицей анализа культуры. Институты определяют экономические отношения и все социально-экономическое развитие общества.

Веблен  утверждал, что в процессе развития возникают противоречия между институтами  и внешней средой. Ведь по его  теории, институты возникали в  результате процессов, происходивших  в прошлом. Поэтому они не могут  полностью соответствовать требованиям  настоящего времени. Такое несоответствие, противоречие существующих институтов и реальной внешней среды влечет за собой изменение институтов. В  понимании Веблена, социальные формы (институты) изменяются таким же образом, как происходит в природе естественный отбор.

Являясь сторонником теории Ч. Дарвина, Веблен непрямую переносит закон естественного отбора на общественно-экономическое развитие (эволюцию социального устройства). То есть, сводит социально-экономический процесс к биологическим закономерностям.

Веблен  аргументирует такой подход тем, что жизнь человека в обществе, как и жизнь других видов, состоит  из борьбы за существование и процесса отбора, приспособления. При этом, идет процесс естественного отбора социальных институтов. Эволюцию в социально  экономической сфере Веблен представляет, как постоянный процесс приспосабливания человека и его мышления к меняющейся внешней среде. Вследствие этого  идет постоянный естественный отбор  наиболее соответствующих новому образу мышления социальных институтов.

2.2. Институт «праздного класса».

По Веблену, одним из важнейших институтов современного общества является институт «праздного класса». В своих работах Веблен исследует становление «праздного класса», его эволюцию, дает его характеристики и описывает последствия существования данного института для образа жизни всего общества.

Институт  «праздного класса», по Веблену, является результатом разграничения видов деятельности. На самых ранних этапах варварства «праздный класс» еще не является полностью сформировавшимся. Но именно тогда, как считает Веблен, существовали причины и обычаи, ставшие предпосылками формирования «праздного класса». Уже наличествовало разделение функций, выполняемых членами общества, и на основе этого разделения появлялись первые различия между классами. Зарождалось разделение видов занятий мужчин и женщин. За женщинами закреплялись занятия, относящиеся к производственной сфере. Мужчинам, как пишет Веблен, в большинстве предполагаются занятия военной деятельностью, охотой, ритуальной сферой и развлечениями.

Такое разделение труда, по мнению Веблена, соответствует  различию между работающим и «праздным классом» в последующие эпохи.

Веблен  перечисляет условия, необходимые  для образования «праздного класса»:

1) хищнический уклад жизни общества (война или охота), когда его члены должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью;

2) средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях, чтобы можно было освободить значительную часть общества от участия в труде.

Как пишет  Веблен, институт «праздного класса» в полной мере формируется на поздней стадии существования варварской культуры. Как пример, Веблен приводит времена феодализма в Европе и Японии. В эти времена между классами существовали четкие различия. Основная суть этих различий заключалась в том, что каждый класс должен был заниматься только определенной ему видом деятельности. И все это отражалось в образе ведения экономики того времени.

Разделение  труда сопровождалось разделением  занятий на почетные и непочетные занятия. Высшие слои общества, согласно установленным обычаям, не занимались сферой производства. Именно в этой непричастности к производственной сфере выражалось высокое положение человека.

Подобающими же этим слоям общества виды деятельности, были ограничены определенным кругом занятий, которые считались «почетными». К таким занятиям были отнесены: военное дело (как одно из основных), а также священно служение. Одно из этих двух занятий играло основную роль, в зависимости от того, насколько воинственным или религиозным было конкретное общество.

При этом, существовали очень четкие различия между классами и занятиями, присущими каждому классу. В процессе формирования и закрепления классовых различий появляются понятия «доблести», «достоинства», «почета».

По мере того, как производство приобретало  более четкую специализацию, возникало  и все более четкое разграничение  производственной и непроизводственной деятельности.

На стадии, определяемой Вебленом, как позднее  варварство, наметилась тенденция разделения высшего («праздного») класса на подгруппы. Что было обусловлено дальнейшим разделением по видам непроизводственной деятельности.

Веблен  относил к «праздному классу», помимо представителей знати и священнослужителей, также их окружение, людей, приближенных к высшим слоям общества. Со временем виды занятий «праздного класса» становились все более разнообразными, но по-прежнему главной характеристикой их деятельности с точки зрения экономики оставался ее непроизводительный вид. Соответственно, классовые различия и различия между видами деятельности «праздного класса» стали более размытыми.

Веблен  делит эту деятельность на четыре сферы: управление, военное дело, религию, спорт и развлечения. Такая дифференциация образовалась, как пишет Веблен, на этапе позднего варварства.

Производством, и всем, что было напрямую связано  с трудом по добыванию средств  к существованию, занимались только низшие слои общества. К низшим слоям относились как рабы, так и прочие зависимые люди. Веблен также упоминает, что женщины имели более низший ранг, чем мужчины. Даже женщины из высших слоев обычно освобождались в основном только от самых «грубых» видов ручных работ, но допускалась их трудовая деятельность в некоторых сферах (шитье, приготовление еды). Тогда как мужчины высших слоев общества вообще не допускаются к участию в производстве. Сфера их занятий строго ограничена.

Четыре  выделенных Вебленом направления определяют образ жизни высших слоев. Для людей, находящихся на самой вершине иерархической лестницы, эти направления, по Веблену, являются еще и единственно возможными. Все прочее не допускается обычаем. В отдельных случаях, даже спорт и развлечения не являются достойным занятием для членов самого высшего слоя общества.

А для  более низких слоев «праздного класса» возможны виды деятельности, являющиеся сопутствующими, или как бы обслуживающими основные занятия «праздного класса» (изготовление оружия, военного снаряжения, содержание и дрессировка собак, лошадей, подготовка всего необходимого для религиозных ритуалов). К этим видам деятельности в основном не допускаются низшие слои.

Позднее, к почетным сферам деятельности, помимо, войны, политики, богослужения, спорта и развлечения, стали относить еще  образование. Причем подразумевалось  образование, приобретаемое не ради каких-то практических целей. Другими  достойными занятиями стали азартные игры, участие в деятельности элитных  клубов, освоение внешней атрибутики «праздного класса», правил вежливости и этикета.

2.3. Признаки «праздного класса».

Неотъемлемыми атрибутами «праздного класса» являются: праздность, владение собственностью, расточительное потребление. Этим признакам «праздного класса» неизменно сопутствуют такие понятия, как «завистливое сравнение» и «демонстративность».

«Завистливым  сравнением» Веблен называет склонность человека сравнивать результаты своей  деятельности с результатами деятельности других людей. Эта склонность порождается инстинктом мастерства. Завистливое сравнение вынуждает человека к соперничеству, вызывает желание превзойти других.

Это превосходство  человек может реализовать своим  приобщением к праздному классу, почетной, непроизводственной деятельности. Таким образом, человек получает всеобщее уважение.

Окончательно  формируется институт «праздного класса» на квазимиролюбивой (денежной) стадии развития культуры. «Праздный класс» становится эквивалентом класса собственников. Вместе с праздностью, непричастностью к физическому труду, признаком «праздного класса» становится обладание собственностью.

Информация о работе Торстейн Веблен и его «Теория праздного класса»