Торговля как важнейшая отрасль экономики России, пути повышения уровня ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров и оказание услуг. Она составляет примерно 20% в структуре ВВП страны. По размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Торговля как объективно необходимый сектор развитие экономики………………………………………………………………..5
Торговля как отрасль экономики …………………………………....5
1.2. Виды торговли…………………………………………………………7
2. Состояние и пути повышения уровня эффективности торговых отношении……………………………………………………………….10
2.1. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности торговой отрасли в период становления рыночных отношений в России………………………………………………………………...10
2.2. Проблемы и противоречия в торговле отечественными товарами..15
2.3. Показатели развития торговли………………………………………20
3. Государственное регулирование в торговых отношениях………..25
Заключения ……………………………………………………………………..29
Список литературы …………………………………………………………….31
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

НОВАЯ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Отрасль сохраняет лидирующее положение  в сфере малого бизнеса, как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников, где осуществляющие деятельность свыше 400 тыс. субъектов малого бизнеса.

Оживление ситуации в экономике  положительная динамика а росте  доходов населения оказали позитивное воздействие на развитие рынка товаров. В частности, сегодня уже можно говорить о стабилизации ситуации в отрасли.  Современный потребительский рынок России в общем плане можно охарактеризовать следующим:

    • структурными изменениями в развитии оптовой и розничной торговли к тенденциями к росту сети современных высокоэффективных  форм торговли:
    • снижением общего объема импорта по сравнению с августам 1998 года;
    • смещением потребительских предпочтений в сторону отечественных производителей;
    • усилением роли государства и местных органов управлении в создании цивилизованных правил работы на потребительском рынке.

Перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации сегодня стоят новые задачи по проведению единой государственной торговой политики, которые в сжатом виде для сферы внутренней торговли могут быть определены так:

    • разработка основ торговой политики с учетом уровня развития конкуренции в отрасли;
    • поддержка и защита российских товаропроизводителей;
    • создание условий для стабильного функционального рынка;
    • создание условий для продвижения российских товаров и услуг на внутренние и внешние рынки;
    • информационно-аналитическое обеспечение торговой деятельности.

Положительные тенденции прослеживаются в формировании оборота и его  макроструктуре, о чем свидетельствуют  повышение цен непродовольственных товаров и укрепление позиций организованного рынка.

Позитивные сдвиги в развитии РОССИЙСКОЙ промышленности дали определенный толчок к формированию рынка отечественных товаров и повышению уровня обеспеченности торговли этими товарами до 65% (в фактических ценах). Уровень товарных запасов стабилизировался. Обеспеченность ими организаций розничной торговли колеблется от 32 до 34 дней.

Исходя из тенденций, до конца 2009 года оборот розничной торговли ожидается  в размере 2,2 трлн. рублей с годовым  приростом до 7%. [1, c.129].

Платеже способный спрос населения  на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения будет удовлетворяться в полной мере.

Должна улучшиться макроструктура оборота розничной торговли удельный вес продажи непродовольственных товаров, по оценке, повысится до 54% (против 52% в 2007 году). [10, c.231].

В объеме предлагаемых на рынке товарных ресурсов повысится доля продукции отечественных производителей.

Однако основные проблемы продовольственного рынка продолжают оставаться достаточно острыми и в текущем году, несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги.

Отечественных товарных ресурсов для  полного удовлетворения потребностей населения не хватает. Еще довольно существенной остается зависимость продовольственного рынка от импорта. Кроме того, по многим позициям не обеспечивается должная конкурентоспособности отечественной продукции как по ценам и ассортименту, так и по качеству.

Несмотря на видимое снижение поставок продовольствия по импорту, доля его  в потреблении населения продолжает оставаться относительно высокой, а по отдельным товарам может и вырасти. В частности, если в 2007 г. доля импорта занимала в общих ресурсах мясопродуктов четвертую часть, то в 2008 г. она, как показывают расчеты, выросла до трети, по молоко продуктам - соответственно - с 10% до 12%, по маслу животному - с 15% до 19%. [10, c.232]

Что касается рынка непродовольственных  товаров, то он выглядит благополучно и носит сбалансированный характер.

Можно ожидать снижения доли импортных  поставок, хотя по отдельным позициям импорт будет занимать устойчивое положение на рынке (радиоэлектроника, фототовары и другие).

Экономический кризис августа 1999 г, в  определенной степени потеснил на российском рынке целый ряд иностранных компаний. Однако те немногие благоприятные условия, созданные кризисом, не вечны и постепенно исчерпываются. Стабилизация рубля при росте цен на внутреннем рынке улучшает положение импортеров. Цены на импортные товары постепенно сближаются. Намечаемое снижение импортных таможенных пошлин еще больше улучшит условия для увеличения импорта товаров.

Наступает время реального рынка и реальной конкуренции на равных. На рынке должны быть и импортные, и наши товары. У потребителя должен быть выбор. 8 таких условиях наши товары должны отличаться качественностью и современностью.

Отрадно отметить, что сегодняшняя  продукция отдельных российских производителей приближается по качеству к продукции ведущих импортеров, а некоторая вообще уже не отличается или даже превосходит импортную.

Как известно, а целях снятия ограничений  доступа отечественной продукции на Европейский рынок было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле текстильными товарами, в соответствии с которым отменены количественные ограничения экспорта текстильных товаров и одежды при поставках е страны ЕС. Завершена работа по отмене существовавших ранее количественных ограничений на экспорт российского текстиля в страны ЕС. Таким образом, рынок 15 стран ЕС экспорта российских текстильных товаров открыт, и эта работа продолжается.

Наблюдая за некоторым оживлением производства товаров народного потребления, необходимо сказать, что эффективным механизмом взаимодействие промышленности и торговли, стабилизации потребительского рынка и сохранения единого торгового пространства является выставочно-ярмарочная деятельность.

Весьма  существенные изменения за последнее время претерпела розничная торговля.

В соответствии с Концепцией развития внутренней торговли товарами народного  потребления общими принципами развития розничной торговли уже реально  становятся:

    • формирование крупных торговых сетей;
    • универсализация продовольственной торговли;
    • -развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
    • формирование так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
    • выделение специальных зон для уличных ярмарок;
    • формирование автономных зон обслуживания вдоль авто-магистралей.

Конкуренции не только между отечественными предпринимателями, но и между российскими и западными компаниями. Известные конкурентоспособные отечественные компании уже сейчас оснащены лучше, чем ряд зарубежных супермаркетов. В этих предприятиях на весьма высоком уровне находится не только технологическое оснащение, но и менеджмент.

В сегодняшних условиях более конкурентоспособны и имеют наилучшие перспективы сети супермаркетов, способные сокращать издержки и предлагать покупателю любой, в том числе недорого. В долгосрочной перспективе сети супермаркетов и дисконтных магазинов (магазинов сниженных цен) будут развиваться более динамично. Предприятия именно такого типа будут конкурентоспособными и завтра. В связи с этим перед федеральным центром и регионами стоит задача всемерного содействия процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний и межрегиональных торговых сетей при одновременном развитии мелкого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование в торговых отношениях

 

 

Субъектом государственного регулирования  торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны.  Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования. Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди  стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.  Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.   В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов. Направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Наряду с ними, в современных  условиях перехода к экономическим  методам регулирования и саморегулирования  все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений. Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект — это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Функции государственного регулирования  сферы торговли тесно связаны  с формами (инструментами) её регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, и др.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ. текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Совершенствование механизма государственного регулирования торговли на уровне субъектов  и предприятий предусматривает преобразование структур управления, основанных на разграничение функций государственного регулирования торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подводя итоги  работы, можно  сделать следующий вывод. Сфера торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования.

Розничная торговля - это любая  деятельность по продаже товаров  или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Розничный торговец принимает решения о выборе целевого рынка, о товарном ассортименте и комплексе услуг, о политике цен, стимулировании и месте размещения предприятия. Розничным торговцам необходимо изыскивать пути повышения профессионального уровня управления собственной деятельностью и ее продуктивности.

Информация о работе Торговля как важнейшая отрасль экономики России, пути повышения уровня ее эффективности