Теория трансакционных издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Понятие трансакционных издержек в экономике является новым, но в то же время часто употребляемым.
Проанализировав материал из несколько различных источников литературы, мы смело можем заявить, что изучение трансакционных издержек на сегодняшний день весьма актуально. Они представляют собой затраты на заключение всех форм сделок в производственном процессе, а так же издержки, которые несет общество при выборе экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий и фирм.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1.Теория трансакционных издержек
1.1.История возникновения трансакционных издержек……………………….5
1.2.Понятие трансакции. Виды трансакционных издержек……………..........14
1.3.Классификация трансакционных издержек…………………………..........18
2.Как снизить трансакционные издержки
2.1.Способ минимизации трансакционных издержек………………………...22
2.2.Стратегия снижения трансакционных издержек……………………..........25
3.Анализ трансакционных издержек в российской экономике........................27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………...........................................33
Приложения...........................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

План.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из вышесказанного можно придти к следующему выводу: в соответствии с логикой теории трансакционных издержек, совокупные издержки хозяйственного процесса в экономике подразделяются на производственные издержки (которые существовали бы даже в натуральном хозяйстве изолированного индивида) и собственно трансакционные издержки, представляющие специфическую форму издержек взаимодействия людей.

Таким образом, трансакционные издержки являются неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности в обществе, а потому они характерны для всех типов хозяйственных систем (как рыночных, так и нерыночных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Классификация трансакционных издержек.

 

Существуют различные  классификации трансакционных издержек. Это связано с тем, что у каждого учёного свой взгляд на проблему. Обозначим самые распространённые из них. Наиболее известные классификации – составленные Р. Коузом и О. Уильямсоном. Так же свой вклад в составление классификаций внёс Р.И. Капелюшников.

Коуз в своё время  предложил разделить трансакционные издержки на:

1. Издержки поиска информации. Перед заключением сделки необходимо выяснить, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов, и каковы сложившиеся на данный момент цены. Эти издержки возникают в связи с тратой времени и ресурсов для поиска необходимой информации, а также потерь, которые возникают из-за неполноты информации.

2. Издержки ведения  переговоров и заключения контрактов. На проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов уходит большое количество средств. Величина издержек напрямую зависит от количества участников сделки и сложности её предмета. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений являются причиной возникающих затрат.

3. Издержки измерения.  Любой продукт или услуга несет в себе комплекс характеристик. При совершении обмена учитываются лишь некоторые из них с приблизительной точностью. Иногда для того чтобы оценить качество товара приходиться пользоваться интуицией, т. к. некоторые из них невозможно измерить. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.

4. Издержки спецификации  и защиты прав собственности. Сюда входят расходы на содержание судов, арбитража, госорганов, время и ресурсы, потраченные для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

5. Издержки оппортунистического  поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Он подразумевает недобросовестное поведение, которое нарушает условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе. Существуют две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

Отлынивание (shirking) – ситуация при которой сотрудник работает с меньшей отдачей и менее ответственен, чем это предусматривалось договором. Обычно это явление порождается отсутствием контроля и сотрудник начинает заниматься на работе своими делами прежде, чем берется за работу.. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.

Вымогательство (holding-up) наблюдается  в тех случаях, когда кем-либо из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда  у его партнеров появляется возможность  претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.[2]

6. Издержки "политизации". Это затраты, которые возникают во время принятия решений внутри какой-либо организации. В коллективе решение принимается путём голосования в том случае, если участники равны. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то распоряжения, выдвигаемые руководством обязательны к выполнению. Они возникают потому что предприниматель учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии. К ним относятся издержки, которые возникают в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры (можно говорить о затратах на внутрифирменное управление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной стратегии).

Сюда же можно добавить ещё один пункт, предложенный Капелюшниковым:

7.   Внешние эффекты - появляются при любых трансакционных затратах и представляют собой интересы третьих лиц, т.е. возникают «внешние эффекты», которые и  являются трансакционными издержками.

Для того чтобы определить результат использования нерыночных форм организации необходимо при сопоставлении убедиться в том, что результат превышает затраты. Только в этом случае мы можем сделать выбор в апользу того или иного типа экономической организации.

В таблице 1 (см.приложение 1) сведены воедино все возможные типы экономических организаций, из которых делает выбор предприниматель, с выделением в каждом затрат и результата, соотнесение которых и лежит в основе выбора (менеджерского решения).

Из таблицы видно, что, с одной стороны, растут издержки (на стороне затрат), а с другой - растут гарантии защиты трансакции (на стороне результата). Предприниматель делает конкретный выбор, соотнося затраты и результаты. Альтернатива, которой он отдает предпочтение, обеспечивает ему значительное (по сравнению с другими) превышение результата над затратами. Можно считать это правилом выбора защиты трансакции.

И всё же разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. Здесь нам в этом помог О. Уильямсон, который говорит о трансакционных издержках ex ante (предполагаемые издержки: расходы на сбор информации, переговоры, связанные с подписанием договора и другие издержки, возникающие до принятия договора.) и ex post (фактические издержки: расходы на контроль или достижение выполнения обязательств, возникающие после соглашения.).

Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде табл.2 (см.приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.КАК СНИЗИТЬ  ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

2.1.Способ минимизации трансакционных издержек

 

Наличие трансакционных затрат стимулирует к изысканию технических и организационных средств для их сокращения. Один из таких способов минимизации трансакционных затрат - организация фирмы. Фирмы, по словам Коуза, возникают вследствие дороговизны рыночной координации. Они создаются с целью подавления ценового механизма и замене его системой административного контроля. Действительно, многие трансакции3 дешевле осуществлять внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на трансакционных затратах, "иерархия" вытесняет рынок. Благодаря фирмам сокращаются затраты поиска, утрачивается необходимость беспрерывного перезаключения контрактов, экономические отношения становятся устойчивыми. Иначе говоря, в мире без трансакционных затрат (а именно таковы нередко идеализированные модели экономической теории) фирмы были бы не нужны.

Но почему экономика не может вся целиком строиться наподобие единой гигантской фирмы? Попыткой реализовать эту идею на практике можно считать плановую экономическую систему, сложившуюся в бывших социалистических странах. Ее неслучайно называют термином "командная экономика". На первый взгляд, все правильно: чем больше организация, тем меньше трансакционные затраты, а значит, минимальными они станут тогда, когда всю экономику сверху донизу будут пронизывать командные отношения - при полном устранении рынка.

Но подобные рассуждения  неправильные, так как любая иерархическая организация так же не свободна от трансакционных затрат, как и рынок, и они нарастают по мере увеличения ее масштабов. При превышении определенного размера "иерархия" начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации стремительно увеличиваются. Осуществить подчинение работников целям фирмы при помощи системы стимулов, контроля и надзора обходится все дороже и дороже. Поэтому организация экономики всей страны на подобие одной гигантской фирмы, к чему призывал Карл Маркс и Энгельс, ведет не к уменьшению, а к возрастанию трансакционных затрат.

Это означает, что ни рынок  не обладает абсолютными преимуществами перед иерархией, ни иерархия - перед рынком. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Поэтому при принятии решения фирма определяет, как организовать ту или иную сделку - обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна оценить затраты и выгоды того и другого варианта.

В этом ключ к решению  вопроса об оптимальных размерах фирмы. Они будут определяться той  точкой, где предельные затраты использования  рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна иерархия, после - рынок (разумеется, в зависимости от конкретных технологических, отраслевых и тому подобных условий оптимальный размер фирмы будет различным).

"Чистый рынок" и "чистая иерархия" - это противоположные понятия, не исчерпывающие всего многообразия организационных фирм. Существует много промежуточных, гибридных образований (своего рода "квазифирм").[3]

Различные виды трансакций можно выстроить в такой ряд: безличные акты купли-продажи, совершающиеся "здесь и сейчас" и не требующие специального юридического оформления; разовые, краткосрочные контракты; регулярно повторяющиеся или долговременные контракты; "квазифирмы" (или контракты с вертикальными ограничениями); полноценная фирма.

К слову, квазифирма — это система долгосрочных отношений между генеральным штабом и другими участниками корпоративной сети в роли субподрядчиков, образуя эксклюзив участников.

Итак, фирма необходима, в случае достижения с её помощью более высокой эффективности (производственные плюс трансакционные затраты минимизируются), чем с этим бы справились несколько мелких организационных единиц, которые можно из нее составить. И наоборот, необходимо ограничить размеры организации, когда одна крупная фирма не может повторить результаты, которых добиваются две, три или больше мелких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Стратегия снижения трансакционных издержек

 

Важнейшим направлением стратегии снижения трансакционных издержек является системное накопление информации4 о потенциальных клиентах, конкурентах, группах стратегического влияния, которых можно рассматривать в качестве потенциальных партнеров по рыночным трансакциям. Международный опыт поиска и анализа подобной информации показывает, что игнорирование этой функции может привести к увеличению трансакционных издержек, и в итоге — к банкротству фирмы.

Следует заметить, что не всегда снижение трансакционных издержек  должно быть направлено на экономию затрат по подготовке и заключению самой сделки. Главное обеспечить эффективность этих затрат, то есть получить прибыль, реально оправдывающую эти затраты. Стратегия снижения трансакционных издержек направлена на предотвращение потенциально неэффективных затрат на совершение сделок.

Крайне необходимо изучить конкурентов существующих и потенциальных. Знать своего конкурента настолько же важно, как и знать своего клиента. Фирма должна проводить как и анкетирование клиента, так и анкетирование конкурента, выявляя его «профиль». На основе этого документа можно выработать стратегию поведения фирмы - в этом заключается его ценность, а так же он сообщает информацию о конкуренте.

Аналогичную информацию можно получить обо всех «контактных  аудиториях», группах стратегического влияния, поставщиках и посредниках. При наличии таких банков данных, постоянном их уточнении и поддержании в актуальном состоянии можно существенно сократить трансакционные издержки, предотвратить заключение невыгодных контрактов и соглашений, а также предотвратить ведение переговоров с заведомо отрицательными результатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫХ  ИЗДЕРЖЕК В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Трансакционные издержки возникают при определенных условиях. Имеются в виду отношения контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.

Особой ценностью для реализации конкретного проекта являются специфические активы.  Они связывают контрагентов таким образом, что если один из них откажется выполнять условия контракта, то может принести большие убытки другому. Нельзя заранее предсказать необходимость адаптации условий контракта к новым обстоятельствам, а опасность оппортунизма заставляет искать «соответствующие контрактные гарантии». следовательно в контракте всегда имеются слабые места с точки зрения его потенциальной гибкости. При изменении обстоятельств у одного из контрагентов возникает повод отказаться от намеченного в соглашении хода проведения сделок, а для второго это означает убытки, связанные с расхождением намеченного в контракте хода сделки и ее конкретной реализации. Данный тип издержек относится к трансакционным и указывает на причину существования институтов в экономике. Их функция - обеспечивать управление сделками таким образом, чтобы свести к минимуму возможности возникновения затрат описанного выше типа.

Информация о работе Теория трансакционных издержек