Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности: 1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.; 2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность; 3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки; 4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Международная торговля услугами – важнейший фактор интенсификации и глобализации экономики…………………………………………………… 5
2. Формирование региональных рынков услуг…………………………….. 11
3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами ………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………. 20
Список использованной литературы.. ………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

береш мир эк.docx

— 53.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….. 3

1. Международная торговля  услугами – важнейший фактор  интенсификации и глобализации  экономики…………………………………………………… 5

2. Формирование региональных  рынков услуг…………………………….. 11

3. Тенденции и перспективы  участия России в международной  торговле услугами  ………………………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………. 20

Список использованной литературы.. ………………………………………..23

 

 

 

Введение

Сегодня не только товары продаются на мировом рынке, но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:        1) услуги, оказываемые в связи с международной торговлей. Они включают страхование, транспортные перевозки и т. д.;    2) услуги, которые непосредственно связаны с обменом технологиями: сотрудничество в технической сфере, капитальное строительство, управленческая деятельность;        3) путешествия людей, которые включают как туристические, так и деловые поездки;           4) расходы в банковской сфере, лизинг, платежи по доходам на капитал;            5) заработная плата и социальные расходы по отношению к иностранным рабочим.           Сейчас появляются все более новые виды международных услуг. Их доля в мировом ВВП увеличивается. Всего выделяют шесть групп услуг:  1) строительство и коммунальные услуги;     2) торговля (как оптовая, так и розничная), гостиничный бизнес, рестораны, туристические базы;        3) транспортные услуги (по отношению к товарам или людям), хранение, услуги связи, посредничество в финансовой сфере;    4) оборона государства и социальные услуги;     5) образование, здравоохранение и работы, носящие общественный характер;             6) другие коммунальные, социальные и личные услуги. В последнее время все более уверенно на мировом рынке развиваются информационные и консалтинговые услуги.          В связи с тем что услуги – это особый объект торговли, они не фиксируются таможенными службами, так как редко пересекают таможенную границу. Платежи осуществляются, как правило, через коммерческие учреждения. Существует классификация мировой торговли услугами в зависимости от способа поставки:      1) трансграничная торговля;        2) потребление человеком (фирмой) услуги за рубежом;    3) учреждение коммерческого присутствия на территории той страны, где оказывается услуга;         4) перемещение производителя услуги – физического лица – в другую страну с целью оказания услуги.        Если говорить о странах, которые являются экспортерами услуг, то следует отметить, что все они – экономически развитые.    Объект исследования – основополагающие характеристики международной торговли. Предмет исследования - определение масштабов и значения международной торговли услугами.     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Международная торговля  услугами – важнейший фактор  интенсификации и глобализации  экономики

 

В современной статистике сектор услуг противопоставляется двум другим секторам - промышленности и сельскому хозяйству; иногда используется и более мелкое деление, например промышленность делят на собственно промышленность (т.е. перерабатывающие предприятия) и деятельность по добыче природных ресурсов - тем не менее сектор услуг и при таком более мелком делении признается достойным отдельного статуса[1].           Прежде чем мы сможем понять, что же такого отдельного в этом статусе, необходимо для начала определить, что же такое услуги и чем они отличаются от других направлений экономической деятельности.

Одно из распространенных определений восходит к Адаму Смиту, и состоит в том, что услуги представляют собой "неосязаемые" товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства. Эта "неосязаемость" привела Адама Смита к выводу, что услуги не имеют долгосрочной экономической ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения[2].        В соответствии с этой доктриной, непосредственно заимствованной марксизмом у классиков политэкономии, в советской статистике услуги считались вспомогательным сектором экономики. В статистике услуг учитывались только услуги населению, а услуги, оказываемые промышленным предприятиям и имеющие непосредственное и несомненное отношение к производству "долгосрочных экономических ценностей" - такие, как транспорт - либо считались частью производственного процесса, либо самостоятельными отраслями.       При товарном обмене стороны обмениваются некоторыми "осязаемыми" объектами, товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги. При этом - как, например, при продаже недвижимости или при безналичном денежном расчете - обмена самими этими объектами может не происходить. То, что передается на самом деле - это право собственности на объекты. Говоря короче, товар - это то, что является собственностью. Соответственно, услуга - это то, что собственностью не является и/или являться не может.   Предоставление услуги, таким образом - это контракт, в котором одна из сторон (реже - обе) предоставляет другой нечто, что не является предметом собственности, но по той или иной причине ценно для этой другой стороны. Нередко при предоставлении услуги все-таки происходит обмен предметами собственности. Точное определение, таким образом, требует оговорки, что услуга - это контракт, в котором цена передаваемых объектов собственности (если такие объекты вообще существуют) мала по сравнению с полной суммой контракта.       Такое определение гораздо лучше, чем предыдущее, согласуется со здравым смыслом и с тем, что обычно подразумевают под "услугой", хотя и это определение оставляет спорные и "серые" зоны.      Серой зоной по прежнему оказывается электроэнергетика; действительно, электроэнергия обычно не считается собственностью (одной из причин этого может быть тот факт, что один киловатт-час электроэнергии физически ничем не отличается от другого киловатт-часа); с другой стороны, электроэнергия в определенном смысле таки похожа на другие объекты собственности, а именно - в силу закона сохранения энергии, если у кого-то прибавился киловатт-час, то где-то (не обязательно, но возможно, что у кого-то) один киловатт-час энергии (не обязательно электрической) должен был убавиться[4].           Еще одной серой зоной оказывается разграничение между производством услуг и арендой собственности, например между транспортной услугой и арендой транспортного средства. Поскольку многие современные услуги относительно капиталоемки, доля арендных или амортизационных платежей в себестоимости таких услуг может быть значительной, и вообще вопрос о таком разграничении часто оказывается довольно сложным. На практике основным разграничительным принципом оказывается следующее: если контракт предусматривает одну только передачу собственности во временное пользование, то это аренда. Если контракт предусматривает участие владельца арендуемой собственности или нанятых им работников в эксплуатации арендуемого объекта, то это услуга[5].             В соответствии с этим принципом, если я беру напрокат машину и вожу ее сам - это аренда. Если я нанимаю машину с водителем, то это транспортная услуга. Если я снимаю квартиру и сам делаю в ней уборку и даже мелкий ремонт - это аренда, если же я проживаю в гостинице, где уборкой занимается наемный персонал - это услуга.      Таким образом, производство услуг подразумевает непосредственное участие в процессе производства самого поставщика услуги или нанятых им работников. В частности именно поэтому можно утверждать, что услуги - при прочих равных условиях - должны быть более трудоемки, чем "материальные" производства.      Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:       ·   регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);    ·   услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;    ·   производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;    ·   международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;

·   не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот[6].  В торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:    ·   Мобильность покупателя. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов). ·   Мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его получатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом Тракторе самой услуги (строительство).   ·   Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Всемирного банка в страны СНГ для оказания технической помощи).        Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический процесс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм[7]. Существуют определенные трудности при статистическом учете объемов предоставляемых услуг. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем, стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).        Из статистического отчета «выпадают» доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.           В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги» не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50%.     Географическое распределение торговли услугами, предоставляемых отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.           

 

2. Формирование региональных  рынков услуг 

Наиболее распространенной и наиболее очевидной формой такой связи является сочетание лицензионной и/или антимонопольной политики на внутреннем рынке с протекционистской политикой на внешнем рынке. Действительно, как показано в обзоре Антимонопольное законодательство и международная торговля, антимонопольная политика на практике оказывается политикой защиты некоторых предприятий, действующих на внутреннем рынке, от конкурентов.      Разумеется, такая защита не может быть эффективна, если зарубежные конкуренты имеют свободный доступ на внутренний рынок. Также разумеется, если антимонопольные или лицензионные регулятивы принимались под давлением отраслевого лобби, то у этого лобби хватит политического влияния также и на то, чтобы продавить протекционистские меры.

Распространенным примером такой политики является сочетание лицензий права занятия медицинской практикой в сочетании с отказом признавать дипломы иммигрантов .[10].       В ряде случаев, особенно когда соответствующий сегмент внутреннего рынка жестко зарегулирован, внешний рынок используется как "предохранительный клапан" для компенсации возникающих на внутреннем рынке диспропорций, избытков и дефицитов. Слова о "предохранительном клапане", разумеется, не встречаются открытым текстом в официальных документах и политических дебатах, но исследователи нередко их используют.           В некоторых случаях внутреннее регулирование прямо способствуют росту международного рынка услуг. Так, рост ITES (IT-enabled services, обеспечиваемые информационными технологиями услуги) индустрии в Индии обусловлен более низкой средней зарплатой (особенно для малоквалифицированных работников) и более низкой стоимостью аренды помещений в Индии по сравнению с развитыми странами. Частично такая разница обусловлена "объективными" факторами, а именно более низкой производительностью труда в Индии (как средней, так и маргинальной).

Однако существуют и другие факторы, действующие в том же направлении, а именно, трудовое законодательство развитых стран (в первую очередь законы о минимальной оплате труда, особенно актуальные в низкооплачиваемых сегментах рынка труда), налоговая политика и правила торговли и аренды недвижимости, в первую очередь правила зонирования, которые ограничивают предложение офисных помещений и - в соответствии с законами рынка - приводят к росту цен на такие помещения[11].  Приемы регулирования внутреннего рынка услуг включают в себя: 1. Обязательную сертификацию и лицензирование.    2. Принятие специальных законов и даже кодексов, регулирующих отдельные отрасли (особенно финансы, здравоохранение или образование). 3. Создание специальных регулирующих ведомств, имеющих право устанавливать собственные регулятивы в виде подзаконных актов, и иногда получающих статус министерств.        4. Различные меры, обеспечивающие и узаконивающие деятельность отраслевых профсоюзов.         5. Прямое регулирование условий труда и заработной платы.  6. Установление юридических и фактических монополий, картелей, цехов и т.д.            7. Антимонопольное и антидемпинговое законодательство.  8. Прямое регулирование номенклатуры и качества предоставляемых услуг.             9. Прямое регулирование цен.       10. Субсидирование, как прямое, так и косвенное. С небольшой натяжкой к этой же категории регулирования можно отнести налоговые льготы.            11. Разнообразные регулятивы, призванные прекратить или хотя бы сократить нецелевое (что бы под этим ни подразумевалось) использование субсидируемых услуг, в том числе экспорт субсидируемых услуг или товаров (или других услуг) производимых с их помощью. Далее мы будем для краткости называть это явление "экспортом субсидий". Через этот механизм нередко регулирование "перетекает" в отрасли, технологически связанные с регулируемой - например, зарегулированная медицина приводит к регулированию медицинского образования.       12. Национализацию и другие формы огосударствления; так, городской транспорт во многих странах принадлежит муниципалитетам.   13. Планово-убыточные национализированные или муниципальные предприятия - сочетание субсидирования и национализации; любопытно, что в это состояние отрасль может приходить по двум траекториям: когда субсидирование предшествует национализации либо когда сначала происходит национализация прибыльных предприятий, затем национализированные предприятия становятся убыточными, и, наконец, факт убыточности оказывается всеми признан, для всех привычен и прописан в бюджет отдельной строкой.         14. Бесплатные услуги, оказываемые планово-убыточными - "бюджетными" - государственными предприятиями.    Теоретическое обоснование этих мер отличается большим разнообразием. Во многих случаях речь идет об откровенном подкупе избирателей - например, когда субсидируемое здравоохранение называют "социальным завоеванием" - либо о столь же откровенном удовлетворении требований отраслевых лоббистов.       Нередко в защиту жестких приемов регулирования выдвигаются и более убедительные соображения - как "чисто прагматические", например вопросы качества услуг или безопасности, так и теоретические - например, теории "естественной монополии" (для установления монополий, чаще всего транспортных и телекоммуникационных), "равных стартовых условий" (для субсидирования образования), "общественного блага" (для субсидирования транспорта или эпидемиологической медицины).[12].     Так, неразумная лицензионная политика приводит к картелизации рынка, повышению цен и сокращению предложения; это пытаются преодолеть субсидированием; затем возникают вопросы о коррупции при распределении субсидий и/или их нецелевом использовании (или просто скрытом перераспределении) и отрасль национализируют. Как уже отмечалось, иногда субсидирование начинается уже после национализации.

 

 

3. Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами

 

Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.

Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики, как и в других странах Запада, а на российском внутреннем рынке будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду. Такой баланс обычно достигается сочетанием частичной либерализации торговли с временным применением протекционистских мер[13].         Общую линию российской политики в регулировании международной невидимой торговли следует, на наш взгляд, строить исходя из того, что темпы и степень перехода отечественного хозяйства на постиндустриальную ступень развития во многом зависят от расширения масштабов потребления субъектами экономики конкурентоспособных по качеству и цене услуг – как отечественных, так и импортных. В этой связи в большинстве случаев экономически неоправданные попытки безоговорочной протекционистской защиты позиций недостаточно конкуренто-способных отечественных продуцентов сервиса на внутреннем рынке страны. Исключения могут быть связаны, на наш взгляд, с жестким регулированием и целенаправленным ограничением невидимого импорта в конкретных сегментах (реже – секторах) третичной сферы и ограничены условиями, когда: такой импорт наносит ущерб жизни, здоровью, нравственности населения, нарушает законные права третьих лиц либо создает очевидные угрозы безопасности страны, в том числе экономической; отечественные продуценты соответствующих услуг имеют реальные возможности в сжатые, например не превышающие 3-5 лет, сроки выйти на качественные и ценовые параметры предложения своего сервиса, не уступающие тем, что достигнуты иностранными конкурентами.

Информация о работе Тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами