Сущность несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть экономическую сущность несовершенной конкуренции, выявить особенности несовершенной конкуренции в экономике, рассмотреть несовершенную конкуренцию на примере российской практики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Несовершенная конкуренция.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

     Как известно, конкуренция, как основа всего рыночного механизма, является одним из факторов, определяющих хозяйственную динамику. В связи с этим рынок совершенной конкуренции всегда должен удовлетворять следующим условиям:

- на нем должно существовать много производителей (продавцов), каждый из которых представляет малую ценность относительно рынка в целом;

- рынок должен характеризоваться продуктовой однородностью, то есть продукты по всем своим характеристикам должны быть существенно однородными;

- покупателей  постоянно должны  хорошо информировать о рыночном предложении;

- должны обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, то есть должны отсутствовать любые рыночные барьеры;

- производители  и потребители должны иметь возможность формировать независимые решения, то есть должна отсутствовать возможность какого-либо сговора между субъектами рыночной деятельности.

     Однако, все понимают, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, а также не выполняются другие условия из рассмотренных.

     В силу вышеупомянутых причин подавляющее число рынков относится к рынкам несовершенной конкуренции. А совершенная конкуренция является лишь идеализированным понятием.

     Объект исследования данной курсовой работы: несовершенная конкуренция в современной экономике.

     Предмет  исследования данной курсовой  работы: экономическая сущность  и особенности несовершенной  конкуренции.

     Цель  данной курсовой работы: раскрыть экономическую сущность несовершенной конкуренции, выявить особенности несовершенной конкуренции в экономике, рассмотреть несовершенную конкуренцию на примере российской практики.

     Актуальность представленной темы:  совершенная конкуренция – это понятие довольно абстрактное, эта ситуация встречается на рынке очень редко, поэтому современные экономические агенты чаще всего осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков. Эта проблема сильно развита в современной российской экономике. Поэтому данная тема достаточно актуальна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность несовершенной конкуренции

 

     Явно или неявно во многих работах двух последних десятилетий, посвященных стратегической государственной политике в области международной торговли, делается предположение об олигопольном характере конкуренции на международных рынках.

     Международная конкуренция между фирмами во многих отраслях несовершенна либо по причине небольшого числа фирм, либо в силу дифференциации товара, либо в силу государственной картелизации внутренних фирм, выходящих на международный рынок.

     Конкуренция в рыночной экономике никогда не бывает идеальной, даже в теории, а может быть лишь состоявшейся или несостоявшейся фактически.

     В условиях перманентного неоптимума или паретто-неэффективности в экономике, т.е. в условиях фактически несостоявшейся конкуренции, это накладывает дополнительную нагрузку на механизм общественного выбора или на выгоду по линии общественных бюджетов, прежде всего, на политику субсидий и субвенций со стороны государства.

     По этому поводу тот же Дж. Хикс пишет: «Когда мы начинаем с состояния совершенной конкуренции в родственных отраслях промышленности, возникает только одна проблема: нужно ли вводить новые товары, которые не производились в первоначальном состоянии (рентабельность является главным условием существования товара)».

     И далее он заключает: «Но если мы начинаем с положения о несовершенной конкуренции, то общественные (необходимые) затраты производства отдельного товара больше не будут представленными кривой их предельных затрат: чтобы появилась рентабельность, когда общественный излишек становится отрицательным, надо поднять кривую предельных затрат до новой оптимальной цены, чтобы уравнять отрицательную разницу, заложенную в общественном излищке, или же напрямую субсидировать общественно-необходимые затраты». [13, С.72-73]

 

    

Что же такое несовершенная конкуренция?

     Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.

     Рынки несовершенной конкуренции стали так называться в связи с тем, что конкуренция, а значит и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В пример можно привести часто нарушающийся принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Получается, если какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

     Предпосылки  несовершенной конкуренции:

  1. огромную долю занимает рынок отдельных производителей;
  2. существует множество барьеров проникновения в отрасль;
  3. большинство продуктов должны быть неоднородны;
  4. рыночная информация несовершенна или, другими словами, неадекватна

     Как  и в случае совершенной конкуренции,  можно выделить главный критерий  несовершенной конкуренции, который  будет помогать нам относить  тот или иной рынок к этой категории.

     Критерием  несовершенной конкуренции является  понижение кривой спроса и  цен с ростом выпуска продукции  фирмы или, другими словами,  отрицательный наклон кривой  спроса на продукцию фирмы.

     Получается, что если в условиях совершенной конкуренции уровень цен не зависит от объема выпускаемой продукции фирмы, то при несовершенной конкуренции такое влияние существует. То есть,  только с помощью снижения цен фирма сможет реализовать большие объемы продукции в условиях несовершенной конкуренции, следовательно поведение фирмы будет очень значимым в масштабах отрасли.

      Отсюда следует, что наличие  связи между объемами производства  и уровнем цен показывает нам  какую значимость играет фирма  в масштабах рынка.

     Также значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, такие как уникальность выпускаемой продукции. Надо отметить, что зависимость между объемом выпуска и уровнем цен существует всегда в условиях несовершенной конкуренции. [10, С.592]

     Давайте рассмотрим значимость и поведение фирмы в условиях монополии и олигополии.

     На монопольном рынке фирма - монополист (агент) имеет одного принципала (контролирующий агент) - государство, но число конкретных государственных структур, контролирующих деятельность фирмы, может быть множество (от налоговой инспекции и до антимонопольного комитета). Вместе с тем, по отдельным позициям фирма - монополист может выступать в функции принципала по отношению к государству. Так, монополисты, имея солидный капитал, могут предоставлять его государству на определенных условиях, лоббируя свои экономические и политические интересы (вхождение в состав правительства, принятие законов, гарантирующих их деятельность, льготы в экспортных операциях и т. д.).

     Сложнее фирме на олигопольном рынке, где в качестве принципала выступает не только государство, но и другие фирмы - олигополисты, имеющие более крупную долю на рынке, более сильные в конкурентном отношении. Экономическое поведение фирмы здесь связано с выбором правил, которые ей предписывают принципалы, она имеет большее число ограничений и меньшую свободу, самостоятельность, чем фирма - монополист.

     Экономическое поведение фирмы в любом его конкретном проявлении это равнодействующая большого числа предпосылок и факторов, определяемых положением фирмы на данном конкретном рынке.

     Основные факторы, определяющие экономическое поведение фирмы на монопольном рынке:

  • производитель определенного товара является единственным, т.е. он представляет целую отрасль производства и контролирует ее;
  • производимый товар уникален, так как не имеет близких заменителей;
  • существуют высокие входные барьеры для проникновения на рынок других производителей, т.е. закрыт вход в отрасль новых фирм, что и обеспечивает монополии ее соответствующее положение.

     Догмой считается утверждение о сокращении монополии объемов производства при установлении более высоких цен для достижения максимума прибыли. Такое экономическое поведение монополии в современных рыночных условиях является скорее исключением из правил, нежели распространенным действием. Монополия - это чаще всего крупная фирма и сокращение объемов производства означает, что применяемые факторы производства используются не полностью, без должной отдачи. Вряд ли монополия может компенсировать такие убытки ростом цен, который ограничен спросом потребителей. Рациональным здесь является такое экономическое поведение монополии, когда она не сокращает объемы, а распределяет и перераспределят объемы производимых благ, их продажу между различными хозяйственными субъектами на разных уровнях (региональном, территориальном, отраслевом) а также между национальным и мировым рынком. Именно таким образом монополия при расширении производства манипулирует его объемами, вводит ценовую дифференциацию различных видов, и при рациональном использовании ресурсов обеспечивает себе монопольно высокую прибыль. Отметим, что при расширении производства положительный эффект не бесконечен, он имеет свои пределы, но и при сокращении производства эффект может быть отрицательным. Монополия не может постоянно сокращать производство и взвинчивать цены, это ей не выгодно экономически.

     Есть пределы сокращения производства и они связаны с возможностью появления конкурентов в отрасли, ослаблением входных барьеров, отказе покупателей приобретать производимые блага за установленную высокую цену, поиск альтернативных видов продукции, выпуск которых ставит под сомнение сам факт существования фирмы - монополиста. Например, при высоких ценах на уникальные препараты медицины потребители ищут альтернативные, нетрадиционные способы лечения или при отсутствии средств отказываются от них.

     Экономическое поведение монополии не зависит от реакции на это поведение других производителей - их нет на монопольном рынке.  Однако в реальной действительности чистая монополия такая же абстракция, как и чистая конкуренция, и фактически монополия должна исходить из возможности появления потенциальных конкурентов, реальном наличии их на мировом рынке.

     Следует различать категории "монопольный рынок", "монополизированный рынок " и "монопольная власть" и "монополизм".

     Монопольный рынок - рынок, на котором функционирует 1 фирма-монополист.

        Монополизированный рынок - рынок, на котором преобладающей является доля одной фирмы. Доминирующим для российского рынка признано положение такой фирмы, доля которой составляет 35% и более. Экономическое поведение фирм здесь может характеризоваться злоупотреблением доминирующим положением: изъятие товаров из оборота в целях создания дефицита; навязывание условий, невыгодных контракту или не относящихся к предмету договора; создание препятствий к доступу на рынок конкурентов (соглашения о разделе рынка); нарушение установленного порядка ценообразования (соглашения, ограничивающие конкуренцию, сговор о ценах на производимые блага, о ценах на аукционах и торгах).

     Монопольная власть – может быть как у фирмы-монополиста, так и у фирмы, осуществляющей свою деятельность на других видах рынков – олигопольном, монополистической конкуренции. Эта способность фирмы влиять на цену своей продукции, устанавливать и контролировать ее. Фирмы, обладающие монопольной властью, называются ценопроизводителями (ценоискателями) или прайстейкеры.

     Монополизм – это использование предприятием своего экономического положения (доминирующего) в целях ограничения конкуренции. Это одна из форм экономического поведения предприятий в условиях несовершенной конкуренции. Она присуща не только монополистам, но и фирмам на олигопольном рынке и рынке монополистической конкуренции .

     Современная антимонопольное регулирование смещает центр тяжести борьбы с монополиями как экономическими субъектами на борьбу с монополизмом как явлением, связанным с злоупотреблением монопольным положением.

     Экономическое поведение монополистов можно назвать эгоистичным, но оно объективно обусловлено наличием чистого пространства и высоких входных барьеров для новых фирм, связанных со значительным объемом инвестиций, сложной инфраструктурной сетью, долгими сроками окупаемости инвестиций, различными рисками, а также целой системы структур, регулирующих деятельность монополистов.

     Для регулирования деятельности естественных монополий необходимым является:

Информация о работе Сущность несовершенной конкуренции