Сущность и структура финансовой системы РБ и гос. бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально- ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений, имеющих свои специфические особенности, которые проявляются в

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………………………………………………5
1.1. Содержание и функции финансов………………………………………………………..5
1.2. Понятие и основные уровни современной финансовой системы…………………………………………………………………………………………………………….11
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТ….……………………………15
2.1. Понятие и функции государственного бюджета……..…………………………15
2.2. Доходы и расходы государственного бюджета .……………………………….18
2.3. Динамика структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………..…22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 60.48 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….3

        1. СУЩНОСТЬ  И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………………………………………………5

1.1. Содержание и функции финансов………………………………………………………..5

1.2. Понятие и основные уровни современной финансовой системы…………………………………………………………………………………………………………….11

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТ….……………………………15

2.1. Понятие и функции государственного бюджета……..…………………………15

2.2. Доходы и расходы государственного бюджета .……………………………….18

2.3. Динамика структуры доходов  и расходов консолидированного  бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………………..…22      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИК……….................................................29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика, при  всем разнообразии ее моделей, известных  мировой практике, характеризуется  тем, что представляет собой социально- ориентированное хозяйство, дополняемое  государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре  рыночных отношений, так и в механизме  их регулирования со стороны государства  играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно, важный инструмент реализации государственной  политики. Вот почему сегодня как  никогда важно хорошо знать природу  финансов, глубоко разбираться в  условиях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования  в интересах эффективного развития общественного производства. Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия финансы. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений, имеющих свои специфические особенности, которые проявляются в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании.

Финансовая система – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы  государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Целью исследования является рассмотрение теоретических аспектов финансовой системы Республики Беларусь, а также комплексный анализ государственного бюджета Республики Беларусь.

В этой связи можно поставить  следующие задачи, решение которых  позволит показать многогранность изучаемого вопроса: изучить содержание и функции финансов; рассмотреть понятие и основные уровни современной финансовой системы; дать понятие государственному бюджету и рассмотреть его функции; изучить виды и роль расходов и доходов государственного бюджета; изучить динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Объектом данной работы является финансовая система и государственный бюджет.

Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с  начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Необходимо отметить, что  рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной  степени. В процессе написания работы использовался широкий спектр литературных источников: научные труды авторов  в области экономики, некоторые  учебные пособия, а также статьи в периодической литературе.

    1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

    1. Содержание и функции финансов

 

Исследование финансов, их роли в обществе основывается на двух факторах: на определении сути финансов как общественного явления; на определении их сути как структуризации финансовых отношений путем выделения отдельных составляющих финансов.

Вопрос сущности и структурного строения финансов продолжительное  время является предметом научных  дискуссий. Но в настоящее время  гораздо более актуальный аспект – это создание новых концептуальных основ финансовой теории и практики.

На основе сравнительного анализа мы можем выделить два  ключевых вопроса – определение сущности финансов и структуры финансовой системы. Что касается определения сущности финансов, то существуют, на первый взгляд, абсолютно разные подходы. Отечественная финансовая наука определяла финансы как совокупность экономических отношений относительно распределения и перераспределения ВВП. У каждого автора были свои уточнения относительно характера, форм и методов этих отношений, однако основа основ состояла в том, что финансы определялись и определяются именно как распределительные отношения.

Следует отметить, что существовало и так называемое расширенное  толкование финансов как отношений, связанных с формированием и  использованием финансовых ресурсов. Это фактически вело к тому, что  в финансы включались и отношения  обмена, ведь часть ресурсов поступает выручкой от реализации [2, с.29].

Западная финансовая наука  тоже дает разные определения финансов. Однако всегда в центре ее внимания денежные потоки – движение средств  от одного субъекта к другому. В сущности, этому определению очень близко расширенная трактовка сущности финансов советской финансовой наукой.

В свое время на Западе довольно популярной была теория конвергенции обществ. Эту теорию целиком можно  применить и к дальнейшему  развитию финансовой науки, которая  всегда шла не путем отбрасывания предшествующих положений и теорий, а производила в своей основе селективный отбор всего рационального  и положительного.

Такой подход в современных  условиях будет самым рациональным и окажет содействие дальнейшему  углублению теории финансов. Без смысла отстаивать только распределительный  характер финансов и игнорировать подходы  западной финансовой науки. Но безосновательно  отвергать и весь накопленный  опыт только потому, что он сформировался  в условиях другой экономической  системы.

Исходя из вышеупомянутого, можно сформулировать такое определение  финансов – совокупности отношений  по поводу обмена, распределения и  перераспределения стоимости созданного в обществе ВВП, опосредствующихся  движением денежных потоков между  их субъектами – юридическими и  физическими лицами и государством.

Финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения, перераспределения части стоимости национального продукта, формирования и использования денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. [9, с.107].

Это довольно обобщенное определение, которое, естественно, можно дополнить  различными уточнениями. Однако любое  определение может быть максимально  кратким, лишь указывая на главные признаки того или иного явления. Едва ли целесообразно  в определении указывать абсолютно  все детали. С одной стороны, это  практически невозможно, со второй – только усложняет восприятие данного  явления.

Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образует финансовую систему страны. Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

При этом не стоит забывать о том, что вся финансовая система  делится на 4 основных сферы: государственные  финансы, финансы организаций, финансы страхования, финансы домохозяйств.

Государственные финансы  – расходы и доходы бюджетной  сферы и органов государственной  власти.

Финансы организации –  это система экономических отношений  юридических лиц, связанных с  формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов в процессе осуществления  ими хозяйственной деятельности.

Аналогично и с финансами  страхования и домохозяйств –  это  финансовые операции, связанные  со страхованием, и операции, находящиеся  в ведении различных домохозяйств [5, c.56].

Между тем финансы являются объективным инструментом стоимостного распределения. Через распределительную  функцию осуществляется обеспечение  каждого звена финансовой системы  необходимыми ему финансовыми ресурсами. Она включает такой круг явлений, как возмещение стоимости потребленных средств производства, образование  доходов в различных формах, формирование ресурсов для общегосударственных  потребностей и целевого назначения, создание бюджетных и страховых  резервов, содержание и развитие социальной сферы, осуществление внутриотраслевого, межотраслевого, межтерриториального  перераспределения национального  дохода, ориентация с помощью финансовых рычагов развития хозяйствующих  субъектов и целых отраслей в  нужном обществу направлении.

Посредством распределительной  функции происходят формирование первоначального  капитала, образующегося за счет вкладов  учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы фирмы подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов. При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.

Таким образом, распределительная  функция потенциально поглощает  все вышеперечисленные (кроме контрольной) функции и мнение большинства  по этому поводу вполне обосновано.

Субъектами при финансовом распределении являются участники  воспроизводственного процесса (государство, юридические и физические лица), в распоряжении которых формируются  и используются фонды целевого назначения [6, c.78].

Контрольная функция связана  с распределением ВВП по соответствующим  фондам, их расходованием по целевому назначению, проверкой соблюдения законодательства в сфере финансов, а также своевременности  и полноты выполнения всевозможных финансовых обязательств (перед бюджетом и внебюджетными фондами, налоговой  службой, кредитными учреждениями, страховыми компаниями и т.д.).

Контрольная функция финансов связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также  нормативных и расчетных показателей  финансовой деятельности предприятия. Она предполагает осуществление финансового контроля над результатами производственно-финансовой деятельности фирмы, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами.

Объективная основа контрольной  функции – стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и  денежных фондов. Распределить и использовать доходов больше, чем создано в  процессе производства продукции (выполнения работ и оказания услуг) и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом  доходов определяет возможности  его дальнейшего развития. От эффективности  производства, снижения затрат, рационального  использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность  предприятия, его финансовая устойчивость. Таким образом, контрольная функция  является производной от распределительной.

Финансовый контроль на фирме имеет две формы: контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная функция финансов предприятий  способствует выбору наиболее рационального  режима производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода на предприятии и в народном хозяйстве. Используемые предприятием способы и методы управления финансами  дают возможность сопоставить фактические  результаты формирования, движения и  использования основного и оборотного капитала, финансовых ресурсов с предусмотренными в планах показателями, с нормативами, выявить отклонения и их причины.

Информация о работе Сущность и структура финансовой системы РБ и гос. бюджета