Политика выращивания инновационных бизнесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 22:34, реферат

Краткое описание

Согласно определению, данному в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», инновации (нововведения) – это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого и иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Данное определение предстает довольно исчерпывающим, однако ограничивает инновации только внедренческой деятельностью, тогда как под инновацией подразумевается объект не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 23.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

       

 

 по дисциплине: Микроэкономика (продвинутый уровень)

 

Политика выращивания инновационных бизнесов

 

 

 

Магистрант

ИМП, 1 курс, ЗУЛ-1                                                                          В.В. Щука

 

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2015

Согласно определению, данному в Законе Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», инновации (нововведения) – это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого и иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Данное определение предстает довольно исчерпывающим, однако ограничивает инновации только внедренческой деятельностью, тогда как под инновацией подразумевается объект не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль.

Анализируя различные точки зрения ученых-экономистов при определении понятий инновация (нововведение) и новшество (новация), можно сделать предположение:

а)          инновация - это конечный творческий результат стадий «наука-техника-производство», воплощенный в созданный продукт, обладающий наивысшими потребительскими свойствами в рассматриваемый период времени;

б)          новшество - это созданное техническое и организационно-управленческое решение задачи без лага времени.

Из этого следует, что нововведение должно использоваться в различных сферах человеческой деятельности с целью получения коммерческой выгоды.

Политика выращивания инновационных бизнесов  

 

По существу смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники.

Это обусловливает необходимость активизации инновационной деятельности.

Инновационная деятельность — это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.

Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

Средой, в которой осуществляется инновационная деятельность, должна стать национальная инновационная система. 

Инновационная система включает ряд сегментов:

- нормативную  правовую базу инновационной  деятельности, т.е. специальный сегмент  правового поля, регулирующий инновационные  процессы;

- инновационную  инфраструктуру, включающую в себя: инновационные центры и технопарки, венчурные и страховые фонды, особые предприятия и научно-производственные  центры;

- систему  подготовки кадров для инновационной  деятельности, которая включает  вузовскую и академическую науку, центры по подготовке и переподготовке  кадров и т.п.;

- систему  государственной поддержки и  финансирования важнейших научных  направлений;

- сегмент  международного научно-технического  сотрудничества, который характеризует  уровень развития изобретательства, экспорта и импорта нововведений, баланс платежей на международном  рынке знаний. Другими словами, этот  сегмент инновационной системы  отражает ее результативность.

Каждый в отдельности или в совокупности сегмент инновационной системы может являться базой для осуществления целей стратегического планирования процесса создания, освоения и реализации на рынках сбыта инноваций.

С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Следует отметить, что инновации могут не только создаваться силами научно-технического потенциала страны, но и также закупаться за пределами страны, а также добываться посредством осуществления соответствующей разведывательной деятельности. Как следствие этого, содержание понятия « государственная инновационная политика» включает в себя волевую деятельность государства, ориентированную на обеспечение задействования обозначенных источников поступления инноваций в экономику страны.

Инновационная политика государства охватывает временной и пространственный аспекты.

Временной аспект определяет действия государства, направленные на стимулирование инновационной деятельности, на текущий момент времени и на длительную перспективу.

Текущая инновационная политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Её осуществление является прерогативой органов исполнительной власти страны и предполагает реализацию решений, выраженных в предписаниях нормативных актов, носящих, как правило, подзаконный характер. При этом указанные решения носят частный характер, адаптированы к конкретной ситуации или к определенному, непродолжительному периоду времени.

Долговременная инновационная политика направлена на решение важных задач общегосударственного, регионального или отраслевого масштаба, требующих больших затрат времени, рабочей силы и капитала. Она предполагает определение приоритетов, целей и задач, оптимальных путей их достижения, основных направлений деятельности государственных органов по стимулированию инноваций и наиболее ключевых мероприятий в рамках всего государства в целом.

Основными целями государственной инновационной политики могут быть:

- повышение  технологического уровня и конкурентоспособности  производства экономических благ;

- обеспечение  выхода инновационной продукции  на внутренний и внешний рынки  сбыта;

- замещение  импортной продукции на внутреннем  рынке на отечественную и перевод  на этой основе промышленного  производства в стадию устойчивого  экономического роста;

- расширение  государственной поддержки инновационной  деятельности;

- повышение  эффективности использования государственных  ресурсов;

- создание  экономических, правовых и организационных  условий для инновационной среды.

Инновационная политика формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признание  модели инновационного развития  экономики страны в качестве  приоритетной;

- создание  государством экономико-правовых  условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;

- максимальное  использование рыночных механизмов  активизации инновационной деятельности  и предпринимательства, создание  равных стимулов для всех субъектов  хозяйствования независимо от  форм собственности;

- эффективное  развитие и использование собственного  научно-технического потенциала, и  его реформирование в соответствии  с целями экономической политики;

- оптимальное  сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной  собственности в качестве источника  доходов.

Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов.

Источниками идей могут быть исследования и разработки, проводимые в стране, достижения мировых науки и технологий, привлекаемых путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ноу-хау (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.

Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами.

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной способности экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

- уровнем  научно-технических разработок (потенциальной  конкурентоспособностью в сравнении  с мировыми аналогами, количеством  изобретений, патентов);

- состоянием  и мощностью опытно-экспериментальной  базы отраслей и предприятий;

- наличием  резервных производственных площадей  для освоения опытных образцов;

- уровнем  технологической базы производства  и технологического оборудования;

- наличием  эффективных систем подготовки  производства и ресурсов для  серийного выпуска новой продукции;

- степенью  инновационной активности предприятий, инновационной ориентации систем  управления и сбыта (инновационным  менеджментом, маркетингом, другими  механизмами коммерциализации нововведений);

- системой  подготовки кадров-инноваторов;

- финансовым  обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность  использования потенциала и всех  его составляющих определяются  в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются  в мировой практике:

- долей новой  продукции (освоенной в течение  последних трех лет) в общем  объеме производства промышленной  продукции;

- развитием  и обновлением технологий (процентным  соотношением традиционных и  прогрессивных технологий);

- внешнеторговым  обменом продукцией высокой и  средне-высокой наукоемкости (долей в экспорте);

- участием  предприятий в технологическом  обмене и их долей на рынках  инновационной продукции;

- участием  предприятий в финансово-промышленных  группах (ФПГ) . 

 

 

  

 

Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия

Переход к рыночным отношениям не может быть осуществлен без активизации инновационной деятельности предприятий. Инновации способствуют выходу предприятия на новую ступень экономического развития, обеспечивают переход к технологической базе, выпуску продукции обладающей высокими потребительскими свойствами, определяют границы между развитыми и развивающимися странами. Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.

Инновационная стратегия – это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются:

1) инновационный  риск, определяемый ошибочностью  идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;

2) технологический  риск, связан с тем, что даже  при успешном испытании инновация  может быть неэффективной в  производстве вследствие увеличения  периода освоения, неточности в  оценке ожидаемых затрат и  т. д.;

3) коммерческий  риск – связан с неопределённостью  результатов больших затрат на  маркетинг продукта радикальной  инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных  факторов;

4) финансовый  риск – связан с возможностью  ошибок в оценке единовременных  затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все  вышеперечисленные виды рисков  и другие риски (политический, страновой и т. д.).

Информация о работе Политика выращивания инновационных бизнесов