Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Инновационная политика является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Её основная цель - создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Целенаправленная инновационная деятельность, начиная с 1998 года, осуществляется на основе пакета мероприятий, разработанных в рамках "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" с участием автора работы, одобренной Правительством РФ, и Плана действий Правительства РФ по реализации этой концепции.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная политика является важной составной частью государственной социально.docx

— 27.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Инновационная политика является важной составной частью государственной  социально-экономической политики. Её основная цель - создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности  отечественной продукции, эффективное  использование научно-технических  результатов исследований, решение  других задач социально-экономического развития. Целенаправленная инновационная  деятельность, начиная с 1998 года, осуществляется на основе пакета мероприятий, разработанных  в рамках "Концепции инновационной  политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" с участием автора работы, одобренной Правительством Российской Федерации, и Плана действий Правительства  Российской Федерации по реализации этой концепции.

Особенностью ситуации, сложившейся  к концу 1999 году, является то, что при наличии в стране значительных фундаментальных и технологических заделов, уникальной научной и производственной базы, высококвалифицированных кадров, произошло снижение активности инновационной деятельности, связанное с нехваткой собственных средств у организаций и предприятий, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, нарастанием конкурентной борьбы с зарубежными фирмами и утратой при этом национальных позиций в различных видах деятельности. Постоянный дефицит денежных средств у предприятии не оставляет ресурсов для активизации инновационной и инвестиционной деятельности без использования ими новых институциональных, экономических и финансовых механизмов.

Анализ мирового опыта  и результаты перехода к рыночной экономике в нашей стране свидетельствуют, что рынок играет важную роль в  стимулировании

инновационной активности, но он не способен в полной мере обеспечить активизацию инновационных процессов. В этих условиях необходимо использовать конвергентный путь развития инновационной политики: соединение положительных черт рыночной и регулируемой экономики при минимизации их отрицательных свойств.

Активизация инновационного процесса и повышение его эффективности, № включая широкое освоение достижений высоких технологий и незамедлительное

обновление активной части основных производственных фондов, является главным и, пожалуй, единственным путем выхода экономики из глубокого системного кризиса.

Формирование и реализация инновационной политики в период до 2005 года основывается на создании такой  управленческой, экономической и  финансовой системы, которая позволит в намечаемые сроки и с высокой  эффективностью использовать в реальном секторе на новой институциональной  и правовой основе интеллектуальный, научно-технический и промышленный потенциал страны.

Проблемы, характерные для  инновационной деятельности в научно-технической  и промышленной сфере, сложны и не имеют универсальных подходов к  их решению. Попытки преодоления  их традиционными средствами не приносят заметных успехов.

Научно-техническая и промышленная сфера с 1991 года претерпела резкие

институциональные преобразования. Если раньше эта сфера полностью находилась в государственной собственности, то теперь государственная собственность составляет 72,5%, частная - 7,3% и смешанная форма собственности -17,9%. Промышленные предприятия в гражданском секторе практически полностью приватизированы. Снизилась потребность со стороны производства в научно-технических разработках, затрудняется реализация накопленного ранее научного потенциала в промышленности.

Вопреки закономерностям  развития рыночной экономики индустриальных стран, где наблюдается рост инновационной  активности, для России в последние  годы характерна обратная тенденция, о  чём свидетельствует уменьшение удельного веса предприятий, осуществляющих разработку и использование нововведений: в 1992г. - 16,3%, в 1993г. -17,3%, в 1994г. - 19,5%, в 1995г. - 5,6%, в 1996-1998гг. -

около 4-5%, с последующим ростом в 1999-2002 годах до 10%.

Объем производства новой  продукции у инновационно-активных предприятий составляет незначительную долю (примерно 19,7%). Удельный вес российской высокотехнологичной продукции на внешнем рынке составляет 0,3%. Происходит сокращение и числа инновационно-активных промышленных предприятий, занимающихся технологической подготовкой и опытным производством, испытаниями новой техники и технологий. Снижается также

численность предприятий, в которых осуществляются подготовка и обучение

персонала основам рыночной экономики. Следует подчеркнуть, что такое состояние инновационной деятельности характерно для промышленных предприятий различных форм собственности, как государственных, так и частных.

Уже многие годы не удаётся  обеспечить эффективное взаимодействие фундаментальной науки с прикладными  исследованиями и разработками, а  также внедрение их результатов  в производство. Важным направлением решения этих проблем стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), которых сейчас 58. В них работает около 100 тыс. человек, или почти 10% от занятых исследованиями и разработками в стране. Предусмотрено создание ассоциаций ГНЦ, работающих в отраслях промышленности, инновационно-промышленных комплексов при крупных предприятиях. По наиболее важным

стратегическим направлениям науки и техники создаются федеральные центры

науки и высоких технологий, призванные осуществлять научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. В 2002 году создан такой центр в системе МЧС.

Промышленное освоение инноваций  затруднено в первую очередь тем, что промышленно-техническая база отраслей находится в критическом  состоянии. Средняя степень износа оборудования в промышленности составила  в 2002г. около 53%. В химической и нефтехимической, а также нефтеперерабатывающей  отраслях износ оборудования достигает 80%. Ежегодно износ оборудования увеличивается  на величину от двух до пяти процентов. При сохранении сложившихся тенденций  производственный аппарат через 5-10 лет начнет интенсивно выбывать из строя. По причине высокого износа основных фондов в промышленности, крайне низкого

технико-технологического уровня производства, на большинстве российских

предприятий инновационная деятельность высокого порядка (освоение и выпуск принципиально новой конкурентоспособной продукции) в ближайшее время крайне затруднена.

 

До начала экономических  реформ роль нормативно-финансового  регулятора инноваций выполняла  государственная планово-распределительная  система, а крупномасштабные инновации  осуществлялись государством (внедрение  новшеств обеспечивалось централизованной концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники).

Как показывает анализ опыта  индустриальных стран в стимулировании инновационной деятельности, государство  в первую очередь должно быть нацелено на настройку конкурентного механизма  рынка. Налоговое стимулирование инноваций  научно-технической и промышленной сферы дополняет и расширяет  рыночный механизм регулирования воспроизводственных  процессов. Так называемая налоговая  экономия увеличивает размер финансирования научно-технических мероприятий, что  способствует ускорению обновления производственного аппарата на принципиально  новой технологической основе, разработке и выходу на рынок новых видов  продукции. Помимо налоговых льгот  общего характера, воздействующих на размер прибыли, остающейся в распоряжении организаций и используемой на обновление и техническое перевооружение производства, необходимы специальные налоговые  льготы с целью поощрения их научно-исследовательской  деятельности.

Структурная перестройка  промышленности, масштабы инноваций  в значительной степени определяются характером инвестиционной деятельности. Однако трудности переходного периода  сказались наиболее значительно  именно в этой области. Основными  источниками инвестиций в структуре  затрат на инновации в настоящее  время являются собственные средства предприятий - 87%. Доля финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов  федерации и местных бюджетов составляет в сумме около 4,2%; средства внебюджетных фондов - 3,8% и средства иностранных источников - около 5%. Иностранные  инвестиции использовали примерно 2% хозяйств. Подобная инвестиционная структура, а  также ежегодно снижающийся объем  затрат на инновации полностью неприемлемы  для какого-либо промышленного развития и перехода к экономическому росту.

За период структурной  перестройки промышленности доля, приходящаяся на машиностроение, от развития которого зависит формирование активной части  основных фондов, в объеме производственных инвестиций снизилась практически  в

ю

1,5 раза. Особенно низким  уровнем инновационной активности  отличаются отрасли, ориентированные  на удовлетворение потребностей  внутреннего рынка: легкая промышленность, промышленность строительных материалов.

Обновление выпускаемой  продукции предприятиями различных  отраслей осуществляется крайне неравномерно. Совершенно неудовлетворительны масштабы

внедрения безотходных производств и использования вторичного сырья. В машиностроении и металлообработке пятая часть потребляемого металла уходит в отходы.

В условиях низкой конкурентоспособности  отечественных потребительских  товаров, сопровождаемой интенсивной  импортной интервенцией, спад объемов  производства в названных отраслях продолжает оставаться значительным. Перелом сложившейся тенденции  возможен только на основе активизации  инновационной деятельности.

В качестве основных финансовых факторов, сдерживающих инновационную  активность в промышленности, эксперты отмечают: недостаточность бюджетного финансирования; высокие кредитные  ставки банков; необоснованность ставок налогообложения; неплатежеспособность заказчиков; высокий уровень инфляции.

Инновационная политика на 2000-2005 годы формируется на фоне следующих  негативных факторов:

отсутствие сложившегося общегосударственного института поддержки и координации развития инновационного предпринимательства;

неразвитость системы инфраструктуры инноваций;

незавершенность законодательной и нормативной базы инновационной деятельности;

отсутствие общественного статуса субъектов инновационной деятельности и, как следствие, их общественного признания;

несовершенство общегосударственной системы подготовки и переподготовки инженеров-консультантов и менеджеров в области инновационной

деятельности, обеспечения их стажировки на конкретных объектах;

- недостаточная эффективность  конкурсной, тендерной и контрактной  систем распределения и выполнения  государственных заказов на проекты  НИОКР и инновационные проекты;

- низкая эффективность  появляющейся общегосударственной  системы информационного обеспечения  инновационной деятельности и  ряда других факторов.

Большое значение при формировании инновационной политики приобретает  не только выработка четкой стратегии, ее нацеленность на формирование

прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.

Необходимо создание такой  системы организации и управления инновациями, которая бы соответствовала  происходящим изменениям и обеспечивала активизацию и эффективное функционирование инновационной деятельности. В основе такой системы может быть использовано два коренных положения: преодоление  недостатка инвестиций и развитие инновационного менеджмента.

К числу важных аспектов активизации  нововведений относится страхование  рисков, создание венчурных фондов, развитие инновационной инфраструктуры.

Наряду со значимостью  крупных предприятий и организаций  существенную роль в инновационной  деятельности играют малые предприятия. В развитых странах

они обеспечивают примерно половину всех нововведений. К концу 2001 года в России насчитывается около 900 тыс. малых организаций, на которых занято около 7 млн. человек. Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность в стране, пока не велик, и составляет примерно 6%. Однако, малые инновационные организации - это уже не только объективная реальность, но и важный фактор государственной инновационной политики.

Таким образом, от отдельных  акций по спасению организаций и  предприятий научно-технической  и производственной сферы, адаптации  их к новым рыночным условиям, государству  следует перейти к целенаправленной системной работе по укреплению и  развитию научно-технического и промышленного  потенциала, активизации предпринимательской  деятельности организаций и предприятий  этой сферы.

Формирование динамично  развивающегося научно-технического потенциала, отвечающего современным стратегическим требованиям и ресурсным возможностям страны, повышение эффективности  его использования в целях  обеспечения духовного и физического  здоровья нации, повышение конкурентоспособности  экономики и обеспечение обороноспособности государства являются основными стратегическими целями инновационной политики в научно-технической и промышленной сфере на период до 2005 года.

Для достижения этих целей  необходимо повысить эффективность

механизма применения в производстве разработанных ранее и новых конкурентоспособных поколений систем техники и технологий, создать инфраструктуру инновационной деятельности, развить систему экономических и финансовых форм эффективного взаимодействия науки и производства. Выбору стратегических приоритетов инновационно-технологического развития России большое внимание уделено в работах Ю.В. Яковца (см. напр. [117]).

Выбор направлений активизации  инновационной деятельности и методов  стимулирования технологических изменений  в производстве целесообразно вести  на пересечении рациональных потребностей в современных технологиях и  имеющихся в России заделов в  области НИОКР, обеспечивающих устойчивое развитие и экономическую безопасность страны.

Информация о работе Инновационная политика