Особенности формирования и тенденции развития человеческого капитала в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

С изменением роли трудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости пересматривается и важность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал - это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Поэтому общепринято использовать в анализе эффективности таких инвестиций показатели социально-экономического развития страны или региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
Концепция человеческого капитала
Определение понятия «человеческий капитал»…………………...5-6
1.2 Роль человеческого капитала……………………………………....6-11
1.3 Направления роста человеческого капитала………………...…..11-12
2. Человеческий капитал в России
2.1 Образование развитие человеческого капитала в России……….13-15
2.2 Состояние и тенденции формирования человеческого капитала в России…………………………………………………………………….……16-23
2.3 Проблемы развития человеческого капитала в России………….24-28
2.4 Различия в управлении развитием человеческого капитала отечественных и иностранных компаний…………………………..………28-29
3.Пути решения проблем формирования человеческого капитала в России
3.1 Модернизация человеческого капитала……………….…………30-33
3.2 Инструменты развития человеческого капитала………………...33-35
Заключение…………………………………………………………………...36-37
Список используемой литературы……………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 110.13 Кб (Скачать файл)

Кроме того, как показало проведенное исследование, наблюдается наличие структурного дисбаланса профессиональных качеств персонала на рынке труда и спросовых характеристик, которые предъявляет бизнес.

В последнее время повышению качества жизни граждан России уделяется существенное внимание со стороны государства. Сделаны конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики, поскольку именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют человеческий капитал. Тем не менее, в 2010 году наблюдается сокращение консолидированных бюджетных расходов на образование (они составили 1,66 трлн. рублей). Расходы на образование федерального бюджета по сравнению с 2009 го- дом сократились на 14 млрд. рублей и составили 398,6 млрд. рублей.

В тоже время Владимир Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» в феврале 2008 заявил, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Будущее России зависит от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей

Состояние человеческого капитала предприятий напрямую зависит от качества национального человеческого капитала. Формирование человеческого капитала предприятия осуществляется на основе личных качеств и характеристик сотрудников. Основными показателями, используемыми для исследования человеческого капитала являются: квалификационный состав сотрудников, средний уровень образования, возрастной состав персонала, средний стаж работы по специальности, затраты на персонал [4,№24,с1-3].

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 ноября 2010г. составила 141,8 млн.человек и с начала года уменьшилась на 82,4 тыс.человек, или на 0,06% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности населения на 12,0 тыс.человек, или на 0,008%).

Естественная убыль населения в январе-октябре 2010г. увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009г. на 17,8 тыс.человек. Миграционный прирост на 61,9% компенсировал численные потери населения (в январе-октябре 2009г. миграционный прирост полностью компенсировал численные потери населения и превысил их на 6,1%).

Рис.2 Замещение естественной убыли населения миграционным приростом.

Общая характеристика воспроизводства населения в Российской Федерации.

Табл.2

 

 

 

 

Январь-октябрь

Справочно 
на 1000 
человек населения  
за 2009г. 
в целом

тысяч

на 1000 человек населения1)

2010г.

2009г.

прирост (+), снижение (-)

2010г.

2009г.

2010г.  
в % к  
2009г.

Родившихся

1487,4

1475,1

+12,3

12,6

12,5

100,8

12,4

Умерших

1703,6

1673,5

+30,1

14,4

14,2

101,4

14,2

в том числе детей в 
возрасте до 1 года

11,1

11,7

-0,6

7,52)

8,12)

92,6

8,12)

Естественная убыль

-216,2

-198,4

 

-1,8

-1,7

105,9

-1,8

Браков

1047,0

1031,8

+15,2

8,9

8,7

102,3

8,5

Разводов

527,3

580,5

-53,2

4,5

4,9

91,8

4,9

1) Здесь и далее  в разделе показатели помесячной  оперативной отчетности приведены  в пересчете на год.  
2) На 1000 родившихся.


 

В январе-октябре 2010г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 41 субъекте Российской Федерации) и числа умерших (в 60 субъектах).

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся осталось на том же уровне, что и в январе-октябре 2009г. - 1,1 раза, в 23 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,1 раза.

Рис.3


 

Естественный прирост населения в январе-октябре 2010г. зафиксирован в 24 субъектах Российской Федерации (в январе-октябре 2009г. - в 25 субъектах).

Общая характеристика миграционной ситуации в Российской Федерации.

Табл3.Общие итоги миграции

 

Январь-октябрь  
2010г.

Справочно 
январь-октябрь 2009г.

человек

на 10 тыс. 
человек  
населения

человек

на 10 тыс. 
человек  
населения

Миграция - всего

       

прибывшие

1702506

144,1

1637644

138,6

выбывшие

1568731

132,8

1427198

120,8

миграционный прирост (+), снижение (-)

+133775

+11,3

+210446

+17,8

в том числе:

в пределах России

       

прибывшие

1540436

130,4

1399755

118,5

выбывшие

1540436

130,4

1399755

118,5

миграционный прирост (+), снижение (-)

-

-

-

-

международная миграция

       

прибывшие

162070

13,7

237889

20,1

выбывшие

28295

2,4

27443

2,3

миграционный прирост (+), снижение (-)

+133775

+11,3

+210446

+17,8

в том числе:

с государствами-участниками СНГ1)

       

прибывшие

146373

12,4

222417

18,8

выбывшие

17964

1,5

17073

1,4

миграционный прирост (+), снижение (-)

+128409

+10,9

+205344

+17,4

со странами дальнего зарубежья

       

прибывшие

15697

1,3

15472

1,3

выбывшие

10331

0,9

10370

0,9

миграционный прирост (+), снижение (-)

+5366

+0,5

+5102

+0,4

1) С августа 2009г. из состава государств-участников  СНГ вышла Грузия.


 

За январь-октябрь 2010г. число мигрантов внутри России увеличилось на 140,7 тыс.человек, или на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 76,7 тыс.человек, или на 36,4%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 75,8 тыс.человек, или на 31,9%), в том числе за счет иммигрантов из государств-участников СНГ - на 76,0 тыс.человек, или на 34,2%. Наряду с этим отмечено увеличение числа выбывших за пределы России на 0,9 тыс.человек, или на 3,1%, в том числе в государства-участники СНГ - на 0,9 тыс.человек, или на 5,2%.

Рис.4

В январе-октябре 2010г. в обмене населением со всеми государствами-участниками СНГ было отмечено уменьшение миграционного прироста.[www.gks.ru]

Мы видим, что тенденции развития положительные.

2.3 Проблемы развития  человеческого капитала в России

Существует проблема, которую приходится разрешать любому государству с развивающейся экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в человеческий капитал, не дающий быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономии на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в человеческий капитал кредитными учреждениями и фирмами.

Опыт создания рыночной экономики в России, в основном негативный опыт, показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского человеческого капитала невозможно решить главные проблемы страны. Проблемы эффективного институционального преобразования и диверсификации экономики и повышения эффективности государства. Причем, решить проблему эффективной диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления.

Решить задачи создания национальных инновационной и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики. Проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан . И, наконец, решить главную задачу государства как такового – проблему повышения уровня и качества жизни населения.

В целом для решения этой проблемы необходимо следующее.

-Разработать концепцию и комплексную программу финансирования и стимулирования роста величины и качества российского человеческого капитала. Начало этой программы - решение государством задач перевода

на современные принципы и базу воспитание и образование. Венец завершения программы – создание эффективной инновационной системы и инновационной экономики, создание эффективного государства.

-Разработать общую идеологию государства.

-Осуществить декриминализацию России (в условиях криминально-бюрократического государства решить проблему роста ЧК, в принципе, невозможно).

-Кардинально увеличить прямые государственные и частные инвестиции в человеческий капитал.

-Предоставление льгот и преференций юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиции в ЧК.

-Кардинальное увеличение государственных инвестиций в дошкольное и школьное образование.

-Увеличение целевых образовательных детских пособий.

-Компьютиризация образования, начиная с дошкольного образования.

-Опережающее увеличение финансирования образования в области естественных наук.

-Консолидация научных и образовательных сил в области естественных наук на приоритетных направлениях, в которых сохранились еще передовые позиции России.

-Опережающее увеличение финансирования фундаментальных естественных наук, прежде всего академических институтов.

-Целевое финансирование возврата ведущих российских ученых на родину.

-Опережающее увеличение финансирования труда эффективных научных работников.

-Ускоренное создание национальной инновационной системы.

-Ускоренное создание национальной венчурной системы.

-Создание эффективной государственной просветительской системы, направленной на пропаганду знаний, роста авторитета профессионалов высокой квалификации, роста значимости образования по естественным специальностям и экономике.

-Создание и финансирование технополисов, в частности , на базе существующих академ городков и университетских городков.

-Эффективная трансформация медицинского обслуживания населения.

-Эффективная трансформация социальной сферы.

Наряду с негативными тенденциями в отношении российского ЧК имеют место и естественные положительные тенденции в условиях относительной демократии и некоторых элементов рыночной экономики.

-Формирование слоя топ-менеджеров, получивших современное образование и опыт в развитых странах.

-Появление значительного слоя молодых образованных людей с новым рыночным мировоззрением, способных к предпринимательству. Эти молодые люди прошли школу малого   и среднего бизнеса и при условии выполнения государством своих обязанностей, включая подавление криминала, в принципе способны постепенно

сформировать бизнес-элиту российского государства.

-Ослабление влияния на население остатков советской идеологии.

-Преодоление первого самого бандитского этапа формирования государства и постсоветский экономики.

-Понимание ряда проблем, стоящих перед страной в высшем руководстве страны.

Информация о работе Особенности формирования и тенденции развития человеческого капитала в России