Антимонопольное регулирование экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Нами были определенны следующие задачи:
- обобщение теоретических знаний об антимонопольном регулировании экономики
- выявление особенностей антимонопольной политики России
- проведение сравнительного анализа антимонопольной политики России и США.

Содержание

Введение
1 часть. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования экономики.
1.1. Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды
1.2. Становление антимонопольной политики в России
1.3. Методы антимонопольной политики в России:
- запреты на монополистическую деятельность
- контроль за экономической концентрацией
- запрет на недобросовестную конкуренцию
- запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления
- реестр как инструмент антимонопольного контроля
2 часть. Сравнительный анализ антимонопольной политики США и России
2.1. Особенности антимонопольного регулирования в США и России
2.2. Функционирование антимонопольного регулирования России в условиях мирового кризиса.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

Нижегородский филиал

Высшая школа экономики

(государственный университет)

Кафедра «Государственного и муниципального управления»

 

 

       КУРСОВАЯ РАБОТА 
                          на тему: «Антимонопольное регулирование                       экономики России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка группы № 07ГМУ

Иванова Анна Ивановна

                                                                       Научный руководитель

Иванова Мария Петровна,

кандидат экономических наук,

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Нижний Новгород, 2009 год

 

План

 

Введение

1 часть. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования экономики.

1.1. Антимонопольная политика: понятие, сущность и виды

1.2. Становление антимонопольной политики в России

1.3. Методы антимонопольной политики в России:

- запреты на монополистическую  деятельность

- контроль за экономической  концентрацией

- запрет на недобросовестную  конкуренцию

- запреты на антиконкурентные  действия органов власти и  управления

- реестр как инструмент  антимонопольного контроля

 

2 часть. Сравнительный  анализ антимонопольной политики  США и России 

2.1. Особенности антимонопольного  регулирования в США и России

2.2. Функционирование антимонопольного регулирования России в условиях мирового кризиса.

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

 

Вопросы о монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках приковывают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и также широких слоев населения.

Антимонопольное   регулирование   -  это безусловно одна из важнейших составляющих частей экономической политики государства в странах с развитой рыночной экономикой.

      Антимонопольная  политика государства, запрещающая  антиконкурентное поведение и  предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Актуальность, многоплановость  и сложность проблемы регулирования  деятельности крупных фирм-монополистов требует объективного отношения к себе со стороны не только ученых, но и практиков. В настоящее время в передовых странах по данной теме имеются определенные теоретические и практические наработки. В России решение данной проблемы, в том числе и научное изучение ее аспектов, находится на этапе становления. Отсутствие в российских условиях надлежащего механизма регулирования монополий, действующих в промышленных отраслях и обладающих коммуникационные инфраструктуры, настолько затрудняет борьбу с их злоупотреблениями на рынках услуг, что необходимость осуществления должного изучения по данной проблеме очевидна. Безусловно антимонопольная политика  важна для экономики государства  в целом.  Четко спланированные мероприятия по регулированию монополий стимулируют развитие конкуренции, а также стабилизации рынка и совершенствованию экономики страны в целом.

   Все вышеуказанное определило актуальность, выбор темы, а так же цели, задачи, теоретические и практические разработки, положенные в основу данной работы.

   Нами были определенны  следующие задачи:

- обобщение  теоретических знаний об антимонопольном регулировании экономики

- выявление особенностей  антимонопольной политики России

- проведение сравнительного  анализа антимонопольной политики  России и США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Теоретические аспекты  антимонопольного регулирования      экономики

 

 

1.1. Антимонопольная  политика: понятие, сущность и виды

 

 

Антимонопольное регулирование  - это целенаправленная государственная деятельность, которая осуществляется на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.1

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая  образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Кроме ограничения поведения  существующих фирм, антимонопольное  законодательство предотвращает образование  слияний, которые могут снизить  уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной  и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.

На антимонопольную  политику в большой степени повлияло развитие экономической мысли за последние два десятка лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.2

Для того, чтобы лучше понять вопросы, связанных с антимонопольной политикой, а конкретно, с её проведением в России, нужно в общих чертах понять суть самой монополии.

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, акционерной или групповой) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом, целью которых является установление монопольно высоких цен и извлечения высоких прибылей.

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

          В пределах этой теории монополия рассматривается через призму трёх элементов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

 

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует сказать, что опираясь на  рыночную структуру, даётся следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного производителя. Изучая монополию таким образом большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого производителя. Такое пространство принято называть отраслью. Тем самым монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и границы отрасли и фирмы совпадают.

Рассматривая определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает применение субъектом основных инструментов (таких, как реклама, цена ). При монополии производитель использует эти инструменты, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.3

 

 

 

     Существуют также признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним производителем и массой покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок практически невозможен из-за высоких барьеров. Существуют различные причины наличия таких барьеров, например:
      • Крупные размеры фирмы и экономия от размеров производств.
      • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, которое связанно с производством исключительного блага (например бриллианты).
      •    При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
    • Система лицензий на выполнение отдельных видов работ, которое может выдаваться правительством.
      • Недобросовестная конкуренция, то есть влияние на покупателей нечестными по отношению к сопернику способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

 

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и  открытая.

Закрытая  монополия – это монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, институтом авторских прав, патентной защитой и т. д. Примером является монополия почтовой службы в США на доставку почты первым классом.

Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные издержки достигают минимума, когда одно предприятие удовлетворяет спрос всего рынка в целом. В данной отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось выше.

Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (хотя бы на определённый срок) является единственным производителем товара, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией являются хорошим примером таких монополий.

Разумеется, такое деление вовсе не означает, что все фирмы-монополисты непременно относятся к какому-либо одному виду. Такая группировка в большей степени условна. Некоторые фирмы принадлежат к нескольким видам монополии, например фирмы, которые обслуживают организацию телефонной связи, а также газовые и электрические компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии  могут считаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества естественных монополий могут быть сведены «на нет» появлением новых технологий. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-заменителей. 4

 

 

 

 

 

1.2. Становление антимонопольной  политики в России

 

       Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного  управления. Решающая роль и обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам — все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями — целевыми объектами экономической политики. Для предотвращения или хотя бы смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции. Она включает как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства по развитию и поощрению конкуренции на отдельных рынках.

Основными целями антимонопольной политики России сегодня являются - формирование единого экономического и правового пространства,  обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство. К его источникам относятся :  Конституция Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а так же поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст.8) и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию (ст.34); Гражданский Кодекс Российской Федерации ( ГК РФ ), который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст.10).5

Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики России