Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:31, контрольная работа

Краткое описание

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.
Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении для российской экономической науки определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования монополий, которая бы адекватно соответствовала формирующимся экономическим отношениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Монопольная политика.docx

— 162.28 Кб (Скачать файл)

 

 
3.2. Необходимость антимонопольной  политики.

 
    Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. 
    Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. 
    Антимонопольное законодательство — комплекс законов и правительственных актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды в различных сферах предпринимательской деятельности, противодействие монополизму и противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на ограничение и запрещение монополий, препятствующих созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

    Антимонопольное законодательство, как правило, включает в себя нормы, определяющие ограничения при образовании различного типа хозяйственных объединений, принципы ведения конкурентной борьбы на рынке и заключения договоров по продаже товаров и услуг, а также полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих законоположений. Основные задачи антимонопольного законодательства:

1) обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития  конкуренции и предпринимательства  в национальной экономике;

2) снятие всех преград  на пути активизации конкуренции  на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

3) определение правового  режима регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции;

4) защита интересов малого  и среднего предпринимательства  от произвола крупного бизнеса;

5) создание условий для  развития национальной экономики.

    Во многих развитых странах законодательно установлены допустимые уровни монополизации конкретного рынка товаров и услуг. Указанные критерии не являются абсолютными — концентрация или централизация капитала могут в отдельных случаях приводить к повышению предельных значений доли рынка одной корпорации, если при этом обеспечиваются высокие темпы научно-технического прогресса, более высокое удовлетворение потребностей населения, существенное снижение издержек производства, повышение качества продукции. Антимонопольное законодательство обычно запрещает заключение корпорациями соглашений о разделе рынков и согласовании цен.

    Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства. 
    Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции. 
    Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.1 
 
 
4. Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики.

    Для организации антимонопольной деятельности создаются антимонопольные комитеты.

    Впервые в хозяйственной практике и практике государственного регулирования основы антимонопольного законодательства были заложены в США в период усиления антитрестовской борьбы, поэтому в США это законодательство называется антитрестовским законодательством. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.); Клейтона (1914 г.); Кейлера Кефовера (1950 г.); а также постановления Министерства юстиции США.

    В РФ регулирование монополий и проведение политики на увеличение конкуренции возложена на Федеральную антимонопольную службу.

    История создания ведомства. Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР". Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский. Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение "О государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур", которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 "Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур".

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 "О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и "О защите прав потребителей" утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

    В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин. В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

   В августе 1997 г. Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

   22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Фонарева Н. Е.), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель Хакамада И. М.), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель Будько В. И.) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев.

    Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 "Вопросы Министерства Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства". В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

    В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

    4 сентября 2001 г. Указом Президента Российской Федерации от № 1091 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. № 1194 "О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации" утратил силу абзац второй пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.

    9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, руководителем которой стал Игорь Юрьевич Артемьев. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. 
    Во всех отраслях-естественных монополиях в том или ином виде присутствовала дифференциация тарифов в зависимости от расстояния транспортировки. 
    Исключением до сих пор остается газовая промышленность, где продолжает действовать единая оптовая цена на газ независимо от местоположения потребителя. При отсутствии централизованного планирования независимые экономические субъекты не имеют правильных ценовых сигналов, которые бы позволяли им принимать эффективные решения: краткосрочные - о виде используемого топлива, загрузке мощностей электростанций и т.д.; и долгосрочные - о территориальном размещении новых предприятий, потребляющих природный газ. Любые варианты территориальной дифференциации оптовых цен на природный газ вызывали противодействие РАО Газпром, которое обосновывало невозможность данного мероприятия его значительным негативным воздействием на потребителей природного газа в Европейской части России. 
    Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов. 
    В первые годы экономической реформы были проведены акционирование и приватизация отраслей-естественных монополий (кроме железнодорожного транспорта). Вместе с тем приватизация не сопровождалась изменением отраслевых структур. Производственные подразделения, которые при определенных условиях могли бы конкурировать между собой и с независимыми производителями, не были отделены от транспортных предприятий, сетевая структура которых предопределяет необходимость организации эффективного регулирования. 
    Исключением является нефтяная промышленность, где были образованы конкурирующие компании в области добычи и переработки нефти и отдельная компания Транснефть для транспортировки нефти. Последняя компания включила в себя подотрасль, которая должна регулироваться как естественная монополия. 
    Отрасли - естественные монополии продолжали нести бремя финансирования объектов социальной инфраструктуры (учебных заведений, учреждений здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.). Как МПС, так и РАО Газпром владеют многочисленными неэффективными сельскохозяйственными предприятиями. РАО Газпром, РАО ЕЭС России, Министерство путей сообщения проявляли активность не только в сферах газовой промышленности, электроэнергетики и железнодорожных перевозок, но и в других сферах, во многих случаях не связанных с основной деятельностью. Так, РАО Газпром приобрел 50% акций предприятия, монопольно производящего минеральную воду Нарзан. Огромные размеры организационных структур, включивших в себя отрасли – естественные монополии, предоставляют им широкие возможности для влияния не только на экономическую, но и на политическую ситуацию в России. 
    До последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной степени за счет внутренних источников (инвестиционные фонды, формируемые за счет себестоимости), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы. Вместе с тем при благоприятном развитии политических событий в будущем возможно широкое привлечение в высоко-прибыльные и перспективные отрасли внешних источников инвестиций (как зарубежных, так и отечественных). Под давлением МВФ были ликвидированы внебюджетные фонды в отраслях ТЭК, и РАО Газпром лишился основных налоговых льгот. 
    Сдерживание роста тарифов и отмена стабилизационных фондов, по мнению отраслевых специалистов, привели к резкому ухудшению финансового состояния отраслей-естественных монополий. Однако в условиях закрытости финансовой информации и без проведения независимого аудита соответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Тем не менее заработная плата и социальные выплаты в отраслях-естественных монополиях стабильно превосходили средние показатели по экономике.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
В курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность монополии как крайней формы несовершенной конкуренции. Монополия представляет собой и самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. В то же время крупное производство в силу эффекта масштаба оказывается более выгодным, хотя и негативно влияет на рациональное использование факторов производства. 
   Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли. Для этого предприятие действует исключительно в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением. 
   Наибольшее распространение получили естественные монополии. В частности, российские естественные монополии по своим характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов. Их реформирование должно быть продуманным, с объективной оценкой последствий. 
   Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного контроля со стороны государства. Опираясь на существующие законы и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 
1. Опорный текст 
2. Князева И.В. Антимонопольная политика в России/ И. В. Князева – М: Издательство «Омега-Л», 2007. 
3. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М.: 
Дело, 2000 
4. www.coolreferat.com 
5. Экономика/ П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус - М.: Издательский дом “Вильяс”, 2003. 
6. Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005 
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

 

 


Информация о работе Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики