Антимонопольная политика государства и развитие конкуреции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.20 Кб (Скачать файл)

Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и  проводить антимонопольную политику - комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления:

1.Разработку  и принятие специального антимонопольного  законодательства;

2.Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства. Экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода утверждают, что отрасль имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип  контроля за злоупотреблениями. Такой подход, заостряет внимание не на структуре  отрасли, а на поведении отдельных  хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках

В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное  регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.

Методы государственного регулирования естественных монополий подразделяются на прямые и косвенные. Прямое регулирование связано с программно-целевым управлением субъектами естественных монополий, находящимися в государственной собственности. Методами косвенного регулирования естественных монополий, находящихся под контролем частных предпринимателей, являются: формирование конкурентных условий при входе на монопольный рынок (в форме конкурсов, аукционов при заключении договоров об аренде, концессии, поставках); регулирование нормы прибыли (путем определения текущих издержек, оценки инвестиций, допустимой прибыли).

На самом деле впервые с проблемой устранения массового монополизма мир столкнулся в период перехода от феодализма к капитализму, когда нужно было разрушить цеховое производство, купеческие гильдии. Следующая волна антимонопольного законодательства прокатилась во второй половине XIX в., в период массового образования капиталистических промышленных монополий при переходе к империализму. В связи с этим в ряде стран Западной и Центральной Европы уже в 70-е гг. XIX в. были приняты антимонополистические законы.

Антимонопольное законодательство (АМЗ) в странах с рыночной экономикой весьма разнообразно и обязательно отражает сложившиеся условия хозяйственной жизни, оно является гарантом тот, что монополизм не станет доминирующей формой организации экономики.

Так в США в конце XIX века стали нарастать явления, которые угрожали конкуренции. Государство было вынуждено встать на защиту свободного предпринимательства, обеспечив законодательным путем свободный доступ всех частных лиц в любую отрасль хозяйственной деятельности.

Наиболее разработанным принято считать АМЗ в США. Она базируется на трех основных законах :

1) Закон Шермана (1890г) - это  федеральный акт против монополий. Этот предусматривал, что тресты, монополизировавшие отраслевые  рынки, полежат расформированию и на их базе создаются управляемые и конкурирующие между собой предприятия. Отметим, что антитрестовское законодательство было направлено не против крупных монополий вообще, а против их положении на рынке, так как в такой огромной компании утрачивается интерес к нововведениям, создаются предпосылки к застойным явлениям и снижению эффективности производства. Но со временем были уточнены и дополнены ряд его положений.

2) Закон Клейтона (1914г) - это закон о федеральной торговой  комиссии а акте Клейтона, который  был ориентирован на охрану  мелкого предпринимательства от  крупных компаний.

3) Закон Робинсона-Пэтмана (1936г ) запрещал ножницы цен .Малый  бизнес становится еще более  защищенным.

Антитрестовское законодательство в США включает 4 объекта регулирования монополизации рынка, антиконкурентные слияния, сговор о ценах и дискриминацию цен. За нарушение антитрестовских законов предусматривается гражданская и уголовная ответственность. Так были разукрупнены, например, три могущественных монополии:

1) «Стандарт ойл», который  контролировал 90% мощностей нефтеперегонных  заводов;

2) «Америкэн тобэкко», на  долю которого приходилось ѕ  рынка табачных изделий;

3) «Дюпон» - пороховая компания.

Мировая экономическая мысль однозначно считает монополии нежелательными элементами в хозяйственных системах. Обладая исключительным положением, они всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивают собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее его достоинств.

Монополизация экономики является серьезным препятствием развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также на неценовых факторах (качество, реклама, условия реализации). Для покупателей цена является одним из важных пунктов при приобретении товара, но если сравнить два и более товара по одинаковой цене, но с разным качеством, покупателям цена будет не так важна, как раньше, ведь если можно купить товар по одинаковой цене с лучшим качеством, то выбор между приобретаемыми товарами очевиден.

В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым.

Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегулирование, а стало быть, и рыночная среда. Монополизация экономики тормозит и останавливает развитие экономики, поскольку отсутствует мотивация к предпринимательству, труду, накоплению капитала. В нашей стране исследования проблем монополии и путей ее ликвидации находятся на первоначальном этапе, отсутствуют какие-либо масштабные работы по данной проблеме.

 

                 2.2 Антимонопольная политика в России

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к Европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

  1. установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

 

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом  не обоснованное установление  различных цен (тарифов) на один  и тот же товар, если иное  не установлено федеральным законом;

             7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

              8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране - само понятие монополиста как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В Российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение» - центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффинированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати.

Аффилированные (взаимозависимые) лица - это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования - определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

- изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;

- навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

- принуждение к заключению «связанных контрактов»;

- нарушение установленного порядка ценообразования;

- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- установление монопольно высоких (низких) цен;

- необоснованный отказ  от заключения договора с отдельными  покупателями при наличии возможности  производства соответствующего  товара.

Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования - перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются.

В России к ним относят:

        - распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;

- ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления товара;

 некорректное сравнение хозяйствующим субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных знаков;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Информация о работе Антимонопольная политика государства и развитие конкуреции