Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе ставлю своей задачей наиболее широко осветить антимонопольную политику в Казахстане и уяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в нашей стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Экономическая сущность антимонопольной политики……………..4
1.1 Понятие и сущность монополий, их классификация………….4
1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования…………...11
2. Антимонопольная политика РК………………………………………18
2.1 Структура государственных антимонопольных органов…..18
2.2 Система государственного антимонопольного
регулирования в сфере естественных монополий……………………20
2.3 Система государственного антимонопольного
регулирования в сфере государственных монополий……………….25
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………….30
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольная политика государства цели и методы антимонопольного регулирования.docx

— 137.14 Кб (Скачать файл)

План

   Введение……………………………………………………………………..2

  1. Экономическая сущность антимонопольной политики……………..4
    1. Понятие и сущность монополий, их классификация………….4
    2. Цели и методы антимонопольного регулирования…………...11
  2. Антимонопольная политика РК………………………………………18
    1. Структура государственных антимонопольных органов…..18
    2. Система государственного антимонопольного

регулирования в сфере  естественных монополий……………………20

    1. Система государственного антимонопольного

регулирования в сфере  государственных монополий……………….25

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованной литературы……………………………………….30

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает  монополию, которая меняет условия  конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности для  ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Данная работа состоит  из введения, двух глав и заключения.

         Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики Казахстана.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современного Казахстана  была выбрана данная тема для моей курсовой работы.

        В  данной  работе ставлю своей задачей наиболее широко осветить антимонопольную политику в Казахстане и уяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в нашей стране.

       Так  же мною было уделено  большое внимание понятию монополии и характерным чертам монополии, а также законодательной базе антимонопольной политики нашего государства.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность антимонопольной политики.

1.1  Понятие и сущность монополий, их классификация.       Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в Казахстане, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

        Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное  понятие. Причём это понятие  является настолько важным, что  в мировой экономической теории  есть даже такое понятие, как  теория монополии. В рамках  этой теории монополия рассматривается  через призму трёх аспектов:

• С точки зрения рыночной структуры

• С точки зрения рыночного поведения

• С точки зрения рыночных итогов.

     Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта.

      Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

       Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:   Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

       Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.[1, 150]

       Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

• монопольно высокими ценами

• ограниченной готовностью монополии к инновациям.

    Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.

     Итак, можно привести следующие признаки монополии:

   Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

      Производимая  продукция является уникальной (то  есть отсутствуют товары-заменители).

      Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

• Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

• Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

• Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

• При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

• Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

• Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

В экономической литературе даётся следующая классификация  монополий:

1. С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);

Абсолютная монополия (находится  в руках государства или хозяйственных  органов).

1. В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:

Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и  т.д.).

Легальные монополии, образующиеся на законном основании          (патенты и т.д.)

 

 

Параметры состояния рынка 

Совершенная Конкуренция

Монополия

Число продавцов

 

Много

 

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

 

Есть(нет вхождения)

 

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые продукты одного вида)

Нет (один продукт)

   

Участие фирм в контроле над ценами

 

Нет

 

Полный контроль


 

Искусственные монополии. Под  этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое  ради получения монополистических  выгод. Эти монополии преднамеренно  меняют структуру рынка:

1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

4. Применяют более крупный капитал;

5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют  свою собственность на средства и  продукты производства, а созданные  изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении  рынков и др.

Синдикат – объединение  ряда предприятий, изготавливающих  однородную продукцию; здесь собственность  на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется  как их общее достояние через  созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой  создаётся совместная собственность  данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых  предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная  фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

Анализируя проблемы монополистической  конкуренции, следует иметь в  виду, сто существует несколько видов  конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая  свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная  часть рыночной конкуренции.

Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого  товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную  прибыль за счёт потери части доходов  продавца.

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько  крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции  и ведут между собой преимущественно  неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

1. Рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;

2. Структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;

3. Рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.

Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются  только два производителя определённого  товара и между ними отсутствуют  какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся  два доминирующих производителя: Intel и AMD. [2, 58]

Билатеральная монополия (двухсторонняя  монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает  при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения. [Приложение 1]

Итак, в условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция  носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией  о потребителях и потенциальных  конкурентах. Во-вторых, с помощью  рекламы монополия оказывает  существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для  крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия  через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цели и методы антимонопольного регулирования

В ходе реализации антимонопольных  мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства  экономического пространства на  территории Республики Казахстан

2. Обеспечение «прозрачности»  процессов, связанных с созданием,  слиянием и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных  средств и нематериальных активов,  а также прав, которые дают  возможность определять условия  деятельности предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке.

Информация о работе Антимонопольная политика государства