Анализ состояния безработицы в России и выявление ресурсов ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов и рынка труда, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России. В ходе выполнения курсовой работы эта цель была достигнута благодаря углубленному изучению материалов по данной теме, а также методам анализа и сравнения.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. …. 3
Глава 1. Безработица как социально – экономическое явление……... 5
1.1 Понятие и сущность безработицы, ее виды……………………….. 5
1.2 Взгляды экономических школ на безработицу …………………... 12
1.3 Причины безработицы и их специфика …………………………… 16
Глава 2. Последствия безработицы и влияние на нее инфляции…….. 20
2.1 Экономические последствия безработицы………………………… 20
2.2 Социальные последствия безработицы…………………………….. 23
2.3 Взаимосвязь безработицы и инфляции………………………….. 27
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения ……. 34
3.1 Динамика, структура и особенности российской безработицы…… 34
3.2 Государственная защита населения в условиях безработицы….. 40
3.3 Государственная служба занятости и ее функции…………………. 45
Заключение ……………………………………………………………… 49
Список использованной литературы ………………………………….. 51
Приложения ……………………………………………………………. . 54

Вложенные файлы: 1 файл

Прохорова Е.В.2003.doc

— 465.00 Кб (Скачать файл)

На официальном сайте Минздравсоцразвития России опубликован проект постановления, согласно которому в 2011 году минимальный размер пособия составит 890 руб., максимальный – 4 900 руб. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы [3].

Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты [21].

5. Помощь студентам. Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2010 году  стала организация стажировок для выпускников вузов. В программе антикризисных мер на будущий год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений или 70 % выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства. Однако данная мера невостребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.

6. Переобучение. В 2010 году около 200 тысяч человек прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку по данным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10 млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн. Планируется развивать это направление и в 2011 году.

Все эти меры хоть и имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда.


3.3 Государственная служба занятости и ее функции

 

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году государственная служба занятости.

Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие [1].

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

4. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно - территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки.

Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

7. регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность пронять предложение о подходящей работе [1].

8. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11. разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.


Заключение

Современный рынок труда в России формируется в беспрецедентно сложной обстановке - после длительного периода командно-административных методов в экономике и иждивенческого настроя общества, в условиях накапливающихся экономических проблем переходного периода.

По аналогии с понятием занятости безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия при наличии желания иметь такую работу (занятие) и ее активного поиска.

В определениях понятия «безработный», так же, как и в определениях понятия «занятый», имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда и российским законодательством.

Служба занятости осуществляет реализацию политики содействия занятости населения, направленную на сглаживание напряженности на рынке труда и повышение эффективности использования трудовых ресурсов, а также осуществляет координацию взаимодействия различных субъектов рынка труда.

Основными направлениями ее работы являются:

Обеспечение государственных гарантий в области занятости населения, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости, главной среди которых является подбор подходящей работы для граждан и необходимых работников для работодателей. Большое внимание уделяется социально незащищенным категориям граждан, особенно инвалидам, а также работе с гражданами, находящимися под риском увольнения;

Организация ярмарок вакансий, общественных работ, профориентация, профессиональное обучение и социальная адаптация безработных граждан, временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, несовершеннолетних граждан, поддержка самозанятости и переселения граждан для работы в сельской местности;

Осуществление социальных выплат гражданам, признанным безработными;

Анализ рынка труда, выявление тенденций, динамики и пропорций его развития;

Выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранной рабочей силы;

Осуществление контроля за соблюдением законодательства о занятости населения, выявление нарушений и принятие мер по устранению причин их возникновения.

Основным направлением профилактики безработицы является проведение работы среди молодежи, помощь в выборе будущей профессии, способствование выбору места прохождения производственной практики и трудоустройства по окончании высшего учебного заведения. Реализация данных мер позволит снизить безработицу среди молодежи, а в дальнейшем и среди других слоев населения, что подтверждает поставленную гипотезу.

Важнейшим условием эффективной работы центра занятости является рациональная организация работы его служб на основе практикующихся технологий и их взаимодействия между собой. В дальнейшем технологию работы городского центра занятости населения следует понимать как набор стандартных операций, выполняемых на каждом рабочем месте. Эти операции, как правило, связаны с приемом, переработкой и передачей информации, получаемой из различных источников; технология реализуется посредством внедрения автоматизированных рабочих мест специалистов с использованием локальной компьютерной сети. По мнению ведущих специалистов и руководства ЦЗН, для разработки эффективной технологии его деятельности необходимо провести определенное время на рабочем месте каждого специалиста, начиная от первичного приема и заканчивая разработкой стратегии работы службы занятости.

 

 

Список  использованной литературы :

 

Законодательные и нормативные акты:

1.      Закон РФ "О занятости населения в РФ» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года

2.      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.

3.      Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 812 г. Москва "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год"

4.      Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 г. Москва Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости

5.      Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. N 926 г. Москва "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год"

6.      Трудовой кодекс Российской Федерации ( ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ

 

Книги, статьи, интернет сайты:

 

7.      Авраамова, Е. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. Авраамова, Ю. Верпаховская // Социологические исследования. – 2006. - №4, - С. 89

8.      Андреева, И.  Проблемные аспекты государственных социальных программ / И. Андреева, В. Лебедев // Социальное и пенсионное право. -  2007. - №2. – С.47-48.

9.      Блинов, А. Особенности мотивации персонала в кризисной ситуации / А. Блинов, В. Захаров, И. Захаров // Экономист. – 2010. - №3. – С. 25-32.

10. Бункина, М.К. Макроэкономика: учебник / М.К. Бункина. – М.:

ДИС. - 2002. – 320 с.

11. Бреев, Б.Д. Безработица в современной России - М.: Наука - 2-е издание, 2006. – 269 с.

12. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М.: Изд-во «Питер», 2004. - 186 с

13. Гимпельсон В. Страх безработицы: опыт межстрановых сопоставлений / В. Гимпельсон, Г. Монусова // Вопросы экономики. - 2010. - №2

14. Греф Г.О. О перечне федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2008 году и на период до 2010 года, и проекте федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год и на период до 2010 года / Доклад на заседании Правительства Российской Федерации 26.04.2007.

15. Грязнова, А.Г. Макроэкономика / А.Г. Грязнова. – М.: КНОРУС,

2008. – 688 с.

16. Домчева, Е. Чем грозит безработице новая концепция рынка труда / Е. Домчеева // Российская газета - Центральный выпуск. - №4073 от 23 мая 2006 г. // www.rg.ru

17. Зиброва, Е. Официальная безработица в России: последние данные / Е. Зиброва – 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: www.gazeta.ru. (дата обращения 20.04.2011).

Информация о работе Анализ состояния безработицы в России и выявление ресурсов ее снижения