Анализ положения малых предприятий в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса и выявление его роли в экономической жизни общества.
При написании работы автор преследовал следующие задачи:
изучить теоретические основы малого бизнеса;
изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;
осветить становление и деятельность российских малых предприятий; выделить проблемы, с которыми малые предприятия сталкиваются в процессе своего функционирования;

Содержание

Введение
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Глава 2. Особенности развития малого бизнеса за рубежом /на примере США/
2.1 История развития малого бизнеса за рубежом, современное состояние
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса
Глава 3. Анализ положения малых предприятий в современной России.
3.1 Основные проблемы малых предприятий в России.
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач пробник.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

Конечно, малый бизнес может внести существенный вклад в выполнение плана по развитию внешней торговли. Да, может. Назрела необходимость создания льготных условий для него во внешней торговле и усиления финансовой помощи.

2.2 Актуальные  проблемы и способы поддержки малого бизнеса за рубежом

В годы промышленного подъема число  вновь создаваемых фирм обычно растет и превышает число закрываемых  компаний. По данным Администрации  малого бизнеса, в 2005-2007 гг. ежегодно создавалось 650 тыс. новых компаний малого бизнеса (с наемным трудом), а закрывалось  меньше на 50-70 тыс. единиц. Во время финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. количество вновь  открываемых бизнесов сократилось до 553 тыс. Число закрываемых предприятий малого бизнеса превышало число вновь открытых компаний. Банкротства в малом бизнесе возросли на 40%. Но все же большая часть компаний малого бизнеса выстояла, выдержав испытания кризисом. По данным статистики, общее число банкротств в 2009 г. превысило 1,3 млн, большая часть которых приходилась на представителей малого и среднего бизнеса. Этот финансовый кризис нанес американскому бизнесу много больше потерь, чем предыдущий. По некоторым данным, доходы среднего класса в 2008-2009 гг. сократились вдвое. Без работы в США оказались более 15 млн человек, т.е. в среднем каждый десятый работник, а молодежь и пожилые люди — вдвое чаще. В конце 2012 г. безработица превышала 8%.

Администрация США делает многое для стимулирования роста экономики и малого бизнеса, но сократить безработицу до уровня естественной — около 4% — ей так и не удается.

Но бюджетный дефицит остается огромным. Он тормозит экономический рост и не позволяет решать многие острые социальные проблемы. Если вследствие сокращения бюджетного дефицита резко снизятся госзаказы компаниям-контракторам, то можно ожидать экономического спада. По сравнению с крупным бизнесом с его высокой степенью самофинансирования малый бизнес всегда нуждается в деньгах. Малые компании на 90% финансируются банками (крупные корпорации обычно зависят от банков на 30%). В структуре капитальных активов компаний малого бизнеса примерно половина капитала является собственной, а вторая половина — заемной. В кризис 2008-2009 гг. степень финансовой зависимости малого бизнеса стала критической. По данным официальной статистики, коммерческие банки сократили займы малому бизнесу на $14 млрд, в связи с чем резко увеличилось число банкротств. 
В 2010-2012 гг. ситуация в малом бизнесе заметно улучшилась. Инвестиционный процесс стал развиваться более интенсивно за счет частного капитала и финансовой помощи государства. Если в 2009 г. инвестиции рискового венчурного капитала сократились вдвое — с 8 до $4 млрд, то в 2010-2011 гг. они превысили $7 млрд. Финансовая поддержка АМБ позволила 4,5 млн компаний малого бизнеса увеличить капитальные инвестиции и закупки нового оборудования со $125 тыс. в 2009 г. до 250 в 2010 г. и до $500 тыс. в 2011 г.Огромное значение для восстановления инвестиций в малом бизнесе имело государственное регулирование налоговой системы, особенно уменьшение налогов на компании малого бизнеса.

Конгресс принял пакет законов  о налогах и стимулировании бизнеса, улучшивших атмосферу бизнеса после кризиса. Так, в соответствии с принятым в 2010 г. Hire Act малый бизнес освобождался от уплаты его доли платежей за социальное страхование работников, давал хозяевам налоговый кредит за каждого вновь принятого работника в размере более 1 тыс.долл. Закон о восстановлении экономики временно освобождал от уплаты налогов новые компании малого бизнеса для стимулирования инвестиций. Федеральное правительство создало специальный фонд в размере 30 млрд долл. для кредитования малого бизнеса. Эти кредиты были предоставлены малому бизнесу через местные банки. Кроме того, для поддержки малого бизнеса каждый штат создал специальные кредитные резервы, которые позволили увеличить размеры оборотного капитала в компаниях. Сумма кредитных резервов составила в общей сложности 15 млрд. долл. Экспортно-импортный банк США увеличил кредиты малому бизнесу для участия во внешней торговле с 3,6 до 4,1 млрд.долл. Большое значение имело принятие государственной программы стимулирования инвестиционных компаний для помощи малому бизнесу. К ней было привлечено более 330 инвестиционных компаний. После окончания кризиса эти компании увеличили свой инвестиционный капитал до 17 млрд долл. и расширили кредиты малому бизнесу на 23%. АМБ гарантировала малому бизнесу банковские кредиты на сумму 6,8 млрд. долл. в 2007 г., 5,6 млрд в 2008 г. и 3,3 млрд. долл. в 2009 г.12 До трети этих кредитов предоставлялись малому бизнесу, принадлежавшему семьям американцев индейского, латиноамериканского и афроамериканского происхождения. Но в кредитах обычно отказывают, если нет залога в виде недвижимости. 
В условиях замедления роста экономики некоторые экономисты видят выход в новой индустриальной революции. Другие возлагают надежды на возрождение отраслей промышленности, по которым США прежде лидировали. Однако эксперты сходятся во мнении, что без интенсивного и устойчивого экономического роста преодолеть массовую безработицу в США будет весьма трудно.

Финансовые результаты, нововведения, быстрота реагирования и создание рабочих мест представляют собой сильную сторону малого бизнеса. В противоположность этому слабая сторона отражает проблемы, свойственные исключительно малому бизнесу. Многие малые предприятия угасают в самом начале своей деятельности. Из 600 тыс. новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет. Почему так высок показатель неудач? Может быть, главной причиной является легкость создания предприятия. Фактически часто проще самостоятельно организовать свое дело, чем найти работодателя. Ни один закон не запрещает работникам стать собственными боссами. И они могут выбрать почти любое направление предпринимательства, которое им нравится, обладать 20-летним опытом работы в этой области или вообще его не иметь, по учебнику изучить свои рынки или окунуться в этот бизнес без какой-либо информации, быть миллионерами или нищими. Но независимо от квалификации свобода выбора гарантирует им право создания собственных предприятий. Но, как часто указывают экономисты, свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудачи. Неспособность увидеть эту реальность часто приводит к бессчётным стрессам, травмам и трагедиям. Однако повсеместно принятая статистика неудач может быть открыта для обсуждения. По словам профессора Альберта Шапиро из Университета шт. Огайо: "... Никто не знает числа возникающих предприятий или числа неудач. Фактически мы даже не знаем, что означает неудача. Имеем ли мы в виду банкротство? Но многие люди выходят из дела без объявления банкротства, работая, как безумные, чтобы погасить любую задолженность... Другие предприятия закрываются, потому что их владельцы достигают пенсионного возраста и не имеют никого, кому могли бы передать свою компанию. Некоторые прекращают свою деятельность, потому что им это надоело. Потерпели ли эти предприятия неудачу? И является ли неудача действительно неудачей? Многие герои бизнеса, по крайней мере один раз, оказывались неудачниками. Генри Форд дважды терпел неудачу в делах. Может быть, делая попытки и терпя неудачи, можно приобрести лучшее предпринимательское образование, нежели посещая школу бизнеса, где почти ничего не говорится о малом бизнесе и предпринимательстве".

Следует ли каким-то образом  тестировать предпринимателей, прежде чем рынок осуществит свой отбор?. Право делать выбор лежит в самой сердцевине американской экономической системы. Без этого права инициатива и побудительные причины вскоре бы иссякли и американская система свободного предпринимательства перестала бы быть свободной. Каковы же причины "умирания" множества только что возникших предприятий? Что такие крупные эксперты, как фирма "Дан энд Брэдстрит", определяют в качестве причин неудачи предприятия? Плохое управление. Фирма "Дан энд Брэдстрит" имеет более чем вековой опыт обобщения информации о финансовом здоровье предприятий. Фактически эта фирма составила картотеку данных о более чем 9 млн. предприятий США, чтобы обеспечивать их информацией о тенденциях неудач и возникновении новых предприятий. Фирма обнаружила, что предприятия терпят неудачу в делах из года в год по одним и тем же причинам, которые перечислены в примере 1.10. Отметим, что первые по важности четыре причины сводятся к плохому управлению, именно с этим связаны 92% неудач в делах.

Согласно данным фирмы "Дан энд  Брэдстрит", плохое управление часто проявляется в таких проблемах, как большие эксплуатационные расходы или задерживающие платежи клиенты, неудачное местоположение или низкая конкурентоспособность, трудности с товарно-материальными запасами или избыточные постоянные активы.  
Хотя эта статистика и может произвести сильное впечатление, однако на самом деле она маскирует реальную причину того, почему так много предприятий "умирает", только появившись на свет. Легкость создания предприятия — вот главная причина, а плохое управление является просто следствием.  
Отсутствие управленческого опыта  
Часто малые предприятия терпят неудачу, потому что не могут справиться с возрастающими управленческими требованиями. Одно дело — управлять магазином с 10 работниками, и совершенно иное — руководить магазином с сотней работников. В случае с 10 работниками предприниматели осуществляют визуальный контроль над всеми и всем, находящимся в их распоряжении. (См. приложение 1)

 
  
Но как только их предприятия разрастаются, скажем, до 100 работников, предприниматели должны переходить к более сложным способам планирования и контролирования своего дела. К сожалению, им часто не хватает управленческого мастерства для выявления и найма талантливых людей, необходимых им для выживания и развития. 
В отличие от них президенты крупных корпораций чаще всего являются профессиональными руководителями. Мастерски владея наилучшими и самыми современными управленческими средствами, они дирижируют талантами десятков знающих работников для решения проблем и реализации возможностей компании.  
Слабое представительство национальных меньшинств  
Еще одной слабой стороной малого бизнеса является недостаточное представительство национальных меньшинств

 

 

Глава 3. Анализ положения  малых предприятий в современной  России.

3.1  Основные  проблемы малых предприятий в  России.

Для предпринимательства  характерна высокая зависимость  от внешней среды: в процессе осуществления  своей деятельности бизнес находится  под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного характера). 
 
Что же конкретно мешает предпринимательству нормально развиваться? 
Проблемы предпринимательства можно разделить на следующие группы:

  • Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
  • Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
  • Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
  • Кредитная необеспеченность.

Сами представители предприятий  распределяют по важности свои проблемы следующим образом

  • Недостатки налоговой системы.
  • Отсутствие оборотных средств.
  • Низкий платежеспособный спрос населения.
  • Высокая арендная плата.
  • Экономическая политика государства.
  • Недоступность кредитов.
  • Дороговизна сырьевых ресурсов.
  • Слабое развитие внутреннего рынка.
  • Высокие тарифы на перевозки. 
  • Отсутствие производственных площадей.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное  сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.

Рассмотрим подробнее  основные проблемы предпринимательства 
Недостаток финансовых ресурсов  
Весьма значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю. 
Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами прежде всего из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных. 
Вместе с тем, говоря об общих тенденциях развития сектора кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить, что банки, накапливая опыт работы в этой сфере, оценивая уровень рисков, связанных с предоставлением кредита данному сегменту рынка, идут по пути упрощения процедур кредитования, смягчения условий, включая процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссии. 
 
Административные барьеры 
Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности - так называемые административные барьеры. Следуют отметить значительное число проверок предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях.  
Экспертные исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием новых рабочих мест. Чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, получении лицензий, привлечении кредитов, регистрации прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем более комфортно чувствует себя бизнес, тем больше эффективных рабочих мест он создаёт. В устранении административных барьеров в этих и других областях кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и создания новых рабочих мест.

Уровень налогообложения, сложность  налоговой и бухгалтерской отчётности 
Одной из значимых проблем бизнеса предприниматели по-прежнему отмечают уровень налогообложения. Много нареканий вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. 
При этом необходимо отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Так, большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные режимы налогообложения. Вместе с тем, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки и ограничения. Однако в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не предусматриваются. 
 
Доступ к выполнению государственных заказов 
Специфика государственных потребностей предполагает наличие нужд, которые могут быть удовлетворены лишь малыми предприятиями, так как для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого бизнеса работа по государственному заказу может оказаться наиболее приемлемым способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов. Стоит отметить и открытость информации о государственных нуждах, которая теперь в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2006 года, полностью стала доступна представителям малого бизнеса. 
Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с перечнем, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)". Предельные цены (цены лотов) для предусмотренных указанным перечнем товаров установлены в размере 3 млн. рублей, работ - в размере 3 млн. рублей, услуг - в размере 2 млн. рублей. 
 
Проблема нежилых помещений для предприятий 
Наиболее актуальной для бизнеса является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений. 
Именно этот фактор во многом сдерживает развитие инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности. 
 
Проблема продвижения товаров и услуг на рынке 
Многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь.  
Предприятия, как правило, не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставочно-ярмарочные мероприятия зачастую становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции и расширения её сбыта. Таким образом, бизнес является самым массовым и одним из самых заинтересованным участником выставочно-ярмарочных мероприятий. 
 
Потребность в деловой информации  
Предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений.  
Постоянно расширяется система информационного обеспечения предпринимательства в сети Интернет. Благодаря существующим Интернет-порталам деловой информации, малые предприятия могут получать интересующие их сведения практически по любому вопросу, находить партнеров в производственной сфере, а также повышать собственную квалификацию, благодаря системе дистанционного обучения и дистанционного консалтинга. 
 
Низкая квалификация персонала  
Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет. Предприятия функционируют в постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно отслеживать изменения в своей сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов. 
Оценивая причины закрытия предприятий, около половины опрошенных предпринимателей считают, что дело не только в факторах внешней среды, но и в низкой квалификации и собственных ошибках предпринимателей. 
Поэтому для предприятий является актуальной проблема повышение квалификации существующего персонала и получение им необходимых деловых и специальных знаний. Эти задачи можно решать путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций. 
 
Существуют три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, создание новых малых предприятий:  
    — организационные проблемы (регистрация, юридическое оформление предприятия, открытие счета в банке и др.);  
    — материально-финансовые проблемы (формирование капитала для регистрации предприятия, формирование стартового капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками сырья и сбыта продукции);  
    — факторы внешней среды и конъюнктуры рынка (низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию, налоговый пресс, недостаток финансовых средств и нестабильность законодательства). 
 
Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Кроме того, существует проблема нехватки производственных и служебных помещений, которая тормозит развитие малого предпринимательства области.  
Стимулирование хозяйственной инициативы граждан пока еще не стало важнейшим направлением государственной экономической политики, деятельности всех органов власти на местах. Интересы поддержки малого бизнеса вступают зачастую в противоречие с задачами форсированного наполнения бюджета с помощью фискальных механизмов, затратными методами решения социальных проблем и т.п.  
Полностью устранить или существенно ограничить действие всех негативных факторов можно только с помощью мер государственной поддержки малого предпринимательства в рамках специализированных программ.  
Основным направлением государственной политики в области поддержки малого предпринимательства в Ростовской области является создание благоприятного инвестиционно-финансового климата, организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического роста. 
 
Это достигается решением следующих задач:  
    — нормативно-правовое обеспечение условий для устойчивой деятельности малых предприятий;  
    — ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к ресурсам;  
    — совершенствование региональной системы гарантий;  
    — повышение эффективности действующих и новых объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства;  
    — развитие системы переподготовки и профессионального обучения занятых в малом бизнесе; 
    — улучшение условий налогообложения, учета, отчетности, финансово-кредитной поддержки;  
    — совершенствование арендно-имущественных отношений;  
    — привлечение малых предприятий к выполнению госзаказа для региональных и муниципальных нужд;  
    — организация производственно-технологической кооперации малых предприятий с крупным производством;  
    — привлечение малых предприятий к рекламно-выставочной деятельности, информационному и консультационному обслуживанию предпринимательства.

Информация о работе Анализ положения малых предприятий в современной России