Анализ положения малых предприятий в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса и выявление его роли в экономической жизни общества.
При написании работы автор преследовал следующие задачи:
изучить теоретические основы малого бизнеса;
изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;
осветить становление и деятельность российских малых предприятий; выделить проблемы, с которыми малые предприятия сталкиваются в процессе своего функционирования;

Содержание

Введение
Глава 1. Малый бизнес
1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
Глава 2. Особенности развития малого бизнеса за рубежом /на примере США/
2.1 История развития малого бизнеса за рубежом, современное состояние
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса
Глава 3. Анализ положения малых предприятий в современной России.
3.1 Основные проблемы малых предприятий в России.
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач пробник.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

В Европейском союзе принята  такая классификация малых и  средних предприятий: к микропредприятиям  относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым – с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним – с числом работающих от 50 до 249 человек. Для указанных категорий предприятий товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий.

В Австрии, например, к малым  относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%.

В Италии к микропредприятиям  относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым – с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) – с числом работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) – с числом работающих от 200 до 499 человек.

В Швеции система отнесения  предприятий к малым схожа  с французской, но там действуют  еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия. 

В США федеральным законом  о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не большее 500 человек, величиной активов не больше 5 млн. долл. и годовой прибылью не свыше 2 млн. долл. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на: наименьшие – 1-24 занятых; малые – 25-29 занятых; промежуточные 100-499 занятых, крупнейшие – 1000 и более занятых.

Следует отметить, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и деревообрабатывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются  предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего  положения на товарных рынках. 

Международная организация  экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия  с числом до 19 человек как «весьма  малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние»  и свыше 500 – как «крупные».

Малый бизнес пользуется неизменной государственной поддержкой во всех станах, и Россия не исключение (правда, пока у нас эта поддержка во многом носит декларативный характер).

По российскому законодательству малые предприятия могут создаваться  во всех отраслях народного хозяйства, в любых формах собственности. Им разрешается заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом обслуживании населения.

Наши малые предприятия, особенно работающие в приоритетных отраслях, получают льготы по налогам, кредитованию. Льготы по налогам касаются первых, самых трудных лет работы малого предприятия. От налогов также освобождается та часть прибыли, которую малое предприятие вкладывает в свое развитие. В интересах малого бизнеса создается малогабаритное оборудование, машины и механизмы.

Помощь малому бизнесу  способна оказать и так называемая франшиза, получившая распространение в ряде стран с рыночной экономикой. Франчайзинг – это форма взаимодействия, партнерства между малым и крупным бизнесом, заключающаяся в том, что крупные фирмы дают малым свое имя, организуют им рекламу, снабжают передовыми технологиями и капиталами, получая взамен часть прибыли.

В условиях рыночной экономики  большое число предприятий возникает  не только с целью производства товаров, но и для услуг населению: в  торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, здравоохранении, образовании, сфере культуры. В ряде стран они составляют не менее 1/3 всех предприятий. В них занято до 80% трудоспособного населения. В России эти цифры значительно скромнее, поэтому у нас здесь есть солидный резерв решения проблемы занятости.

 

 

Глава 2. Особенности  развития малого бизнеса за рубежом /на примере США/ .

2.1 История развития  малого бизнеса за рубежом,  современное состояние.

Одной из важнейших характеристик  американской экономики, в немалой  мере определяющий высокий уровень  её эффективности, является наличие  огромного числа мелких и мельчайших предприятий (фирм) во всех её сферах, начиная от промышленности и сельского хозяйства и кончая услугами. 

Малый бизнес в Соединенных  Штатах Америки играет весьма заметную роль в экономике: он дает 75% внутреннего валового продукта, создает более половины новых рабочих мест. Благосостояние среднего класса и рабочего класса во многом зависят от его успехов. Наконец, именно он сохраняет и воспроизводит конкурентную среду. 
Малый бизнес в США представлен миллионами компаний. В Экономическом отчете президента США Б. Обамы за 2011 г. отмечается, что в стране насчитывается 27,5 млн единиц малого бизнеса, значительную часть из них составляют семейные компании. При этом малый бизнес делится на две неравные части: неиспользующие наемный труд и использующие. К первой группе относится 21 млн хозяйственных единиц. Как правило, это мелкие семейные фирмы. Компаний, применяющих наемный труд, в 3 раза меньше: 6,5 млн. Они сильно различаются по числу наемных работников и производительности труда. 
Государственная Администрация малого бизнеса (АМБ) к малому бизнесу относит компании с числом наемных работников до 500 (как уже упоминалось). Однако на практике к малому бизнесу обычно причисляют компании с числом наемных работников до 100 человек. Безусловно, компании с числом наемных работников в 100-500 человек перерастают рамки малого бизнеса и могут быть отнесены к среднему, а порой и к крупному бизнесу, тем более если они имеют высокое техническое оснащение. 
Дискуссионным вопросом в американском обществе остается оценка вклада малого бизнеса в экономику США. Когда АМБ утверждает, что малый бизнес дает более половины ВНП страны, то в этом можно усомниться. Если исключить из статистики малого бизнеса 89 тыс. компаний с числом работников от 100 до 500, в которых занято 17 млн человек, то на долю малого бизнеса останется гораздо меньшая часть ВНП. Если допустить, что малый и большой бизнес равны по численности работников, то они отнюдь не равны по создаваемой доле валового национального продукта. Так, 500 крупнейших корпораций и почти 20 тыс. крупных компаний имеют гораздо более высокую производительность труда. Эксперты оценивают их долю в ВНП как две трети. Это значит, что на малый бизнес приходится лишь треть. По данным журнала Fortune (май 2012), 500 крупнейших корпораций в 2011 г. получили $11,7 трлн дохода от продаж, что превышает две трети ВНП США.

Отраслевая структура. 
Во второй половине ХХ века в США произошел переход к постиндустриальной экономике, т.е. к обществу с преобладанием сферы услуг. В 1970 г., по данным статистики США, на сферу услуг приходилось 60% всех занятых, а в 1980 г. — уже 70%. В 1980 г. общая занятость в США приближалась к 100 млн человек, в т.ч. в обрабатывающей промышленности работало 22 млн человек, а в сфере услуг — 68 млн4. Это предопределило и структуру занятости в малом бизнесе.

Таблица 2. Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США в %, 2012 год

-

менее 25 чел.

менее 210 чел.

менее 220 чел.

менее 250 чел.

Добывающая промышленность

52,4

67,1

80,5

91,5

Перерабатывающая промышленность

37,0

52,5

67,5

82,6

Оптовая торговля

50,3

71,5

86,9

96,4

Розничная торговля

64,9

81,5

91,1

97,2

Строительство

64,5

81,7

91,8

97,6

Коммерческие услуги

76,4

87,1

93,6

97,5

В среднем

66,7

81,2

89,3

96,3


Как и в Российской Федерации, в Штатах большинство малых предприятий  сосредоточено в торговле и строительстве. В США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих.

В США только небольшая часть  компаний малого и среднего бизнеса (около 283 тыс. фирм) трудится в обрабатывающей промышленности с общим числом занятых  около 6 млн человек. К промышленности относятся также горнодобывающее производство, строительство и транспорт, где работают 7 млн. Итого в указанных отраслях промышленности заняты 13 млн человек. Сокращение промышленных рабочих до трети всех занятых в малом бизнесе — прямой результат деиндустриализации, которую в последней трети ХХ века осуществили корпорации США. Они перевели из северо-восточных штатов в юго-западные и за границу большую часть крупных предприятий сталелитейной, химической, автомобильной и других отраслей промышленности, а вместе с ними и субпоставщиков из малого бизнеса. В то же время произошел перелив бизнеса в сферу услуг, где теперь заняты две трети экономически активного населения. Это отразилось и на структуре занятости в малом бизнесе, в котором сфера услуг занимает значительное место. При этом малый бизнес продолжает укрепляться и расти.

Еще в 2001 г по размеру продаж к малому бизнесу относились те компании, у которых годовые продажи составляли от 50 млн до $1,5 млрд. Их прибыль измерялась десятками и даже сотнями миллионов долларов, а рыночная стоимость активов превышала в среднем $25 млн. 10 фирм из 100 лучших компаний малого бизнеса показывали продажи более $1 млрд, а уровень прибылей колебался в диапазоне $10-50 млн в год. Норма их прибылей в 2-3 раза выше, чем у других компаний малого бизнеса. По существу, они превратились в средние компании. Некоторые позднее появились в списке крупных корпораций.

Опыт США показывает, что в  условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса  важнейшим фактором его существования  является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы: 

  • финансовый (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала); 
  • материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства – зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.); 
  • информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.); 
  • консультативный (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов). 

На создание данной сети направлены сегодня усилия западных правительств, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса. Международное право предпринимательской деятельности играет важную роль в малом бизнесе.

Малый бизнес во внешней торговле.На сегодняшний день большинство компаний (даже самые мелкие из них) ориентированы на развитие международной торговли, так как внутренние рынки в основном уже насыщены производимыми товарами и конкурентами. Поиск новых рынков сбыта и нетрадиционных решений в реализации продукции – залог выживания и развития мелких фирм-производителей. Произошло насыщение рынка и уровень продаж заметно снизился. Именно поэтому идёт снижение цен и выпуск новых видов товаров.

Если доля малого бизнеса во внутренней экономике и производстве ВНП  в США составляет примерно треть, то участие компаний малого бизнеса  во внешней торговле приближается к  четверти стоимости всего товарного  экспорта.

Объем экспорта от малого бизнеса  нельзя недооценивать. Его стоимость  превышает $250-300 млрд. В США насчитывается более 100 тыс. компаний без наемного труда, которые участвуют во внешней торговле страны. На их долю приходится 8,1% объема экспорта по стоимости. Малых фирм с использованием наемного труда также достаточно много: с числом работников 1-20 человек — более 112 тыс. единиц. Их доля в экспорте — 7,1%. Фирм и компаний с числом наемных работников 20-100 насчитывается почти 50 тыс. единиц, их вклад в экспорт — 7,2%. Эти три группы вместе дают 22,4% экспорта. Что касается компаний средней величины (от 100 до 500 наемных работников), то они давали в 2008 г. почти десятую часть экспорта. Крупные корпорации (с числом работников более 500 человек) контролировали более двух третей экспорта США (68,7%). Вместе с тем компании малого бизнеса могут сыграть заметную роль в расширении экспорта и улучшении его товарной структуры. На это направлена экспортная стратегия Департамента торговли США. Однако в последние годы произошло ослабление преимуществ США в производстве высокотехнологичной продукции и ухудшились позиции в экспорте по ряду науко- и техноемких производств. Еще сохраняются преимущества экспорта над импортом по научному оборудованию, самолетам, специальному промышленному оборудованию, химическим товарам и пластмассам, в пищевой промышленности и т.д. Ситуация значительно усложнилась тем, что США утратили свои экспортные преимущества в ряде отраслей высоких технологий.

Соединенные Штаты экспортируют компьютеров  в 2,5 раза меньше, чем импортируют. По офисной технике разрыв более чем в 3 раза. Ввозится в 10 раз больше телевизоров, чем вывозится. Экспорт легковых автомобилей в 2009 г. был в 2 раза меньше импорта. Об отрицательных последствиях деиндустриализации в США, осуществленной крупными корпорациями в последней трети ХХ века, говорят ученые. На эту проблему обращают внимание Департамент труда и профсоюзы, т.к. она вызвала рост структурной безработицы, которая не снижается после окончания кризиса. Предлагалось пересмотреть программы развития отраслей высоких технологий и возродить те отрасли, по которым США традиционно имели сравнительные преимущества во внешней торговле. Но убедить топ-менеджеров крупных корпораций вернуться к курсу реиндустриализации весьма затруднительно. 
В Европейский союз, на который приходится 20% экспорта США, увеличение экспорта планировалось на 10% от объема роста внешней торговли США за 5 лет. Экспорт в другие развитые страны — на 11%. В Китае, где экспорт США в 5-6 раз меньше импорта (проблема дефицита внешней торговли США там стоит особенно остро) расширение экспорта намечается на 20%. Но главными регионами, куда экспорт США планируется увеличить больше всего (на 42%), должны стать новые индустриальные страны Азии и Латинской Америки.

Информация о работе Анализ положения малых предприятий в современной России