Анализ миграционных процессов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

В условиях глобализации начинает формироваться не только единый рынок капиталов, товаров, технологий, но и рабочей силы. Интеллектуальная миграция – одна из важнейших миграций населения. Ей, как и миграции населения в целом, свойственно циклическое развитие. Данная тема, безусловно, актуальна, т.к. на настоящий момент мы имеем миграцию, развивающуюся крайне противоречиво и иррационально. Миграционные взрывы в России характеризуются не только масштабами, но и нетрадиционными причинами, а также своеобразными формами проявления. Если в прошлом главными факторами миграции являлись в основном обстоятельства внутринаучного порядка, то в настоящее время решающую роль играет ситуация, складывающаяся за пределами науки, т.е. в рамках общества в целом: кризис экономики, социальных, межнациональных и политических отношений, культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты миграции……………………………3
1.1. Сущность и причины миграции…………………………………...3
1.2. Виды миграции и функции миграции……………………………..4
1.3. Плюсы и минусы миграции……………………………………….11
Глава 2. Анализ миграционных процессов в России…………………15
2.1. Миграция как глобальная проблема в России……………………15
2.2. Социально-правовые проблемы миграции……………………….24
2.3. Пути решения проблем миграции в России……………………...17
Заключение……………………………………………………………...27
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы миграции курсач.docx

— 67.10 Кб (Скачать файл)

Представители каких профессий имеют право работать за пределами региона, выдавшего разрешение на работу?

Изначально, согласно законодательству РФ, определяющему права и обязанности  трудящихся иностранных граждан, права  на трудовую деятельность вне региона, указанного в разрешении на работу, была запрещена. Однако позже в законодательной базе появились изменения, которые в некоторой степени исправляют сложившуюся «несправедливую» ситуацию.

Правительство установило перечень профессий, представители которых  имеют право на работу вне региона  регистрации. Кроме того утвержден  ряд обстоятельств, при наступлении  которых иностранный гражданин  имеет право на временную трудовую деятельность в любом регионе России.

Получили право свободного передвижения по стране в целях выполнения служебных обязанностей представители творческих профессий. Отныне иностранные певцы, актеры, каскадеры, цирковые и театральные артисты имеют право свободно гастролировать по городам России. Равные права с представителями творческих профессий имеет и обслуживающий персонал, например, осветители, гримеры, костюмеры, реквизиторы.

Также в список профессий, представителям которых разрешена  работа вне региона регистрации, попали все те, которые немыслимы  без передвижения. К таким профессиям относится машинист электровоза (тепловоза, паровоза), проводник, экспедитор, водитель автомобиля (автобуса), боцман, матрос-водолаз и пр.

В начале 2011 года Счетная  палата объявила о том, что «за  последние годы» из России уехало 1,25 млн человек. Но это не бизнесмены, бежавшие от преследований, и не граждане с повышенным чувством справедливости, которые более не в состоянии жить в стране с такой чудовищной концентрацией зла и несправедливости. Нет, это просто профессионалы со свободно конвертируемыми навыками, например web-дизайнеры, которые выбрали для себя максимально комфортное место. 

Уезжают в основном молодые  люди, живущие в крупных городах: программисты, врачи, ученые, менеджеры с дипломами MBA, предприниматели. Одним словом – российский средний класс. Это нельзя назвать типичной экономической эмиграцией: новые российские эмигранты, оседая за границей, сразу покупают себе квартиры, открывают фирмы, и часто быстро находят себе привлекательную работу на высоких должностях в корпорациях.

 

2.2  Социально-правовые проблемы миграции

Иркутск, 07.06.11 (ИА «Телеинформ»), – Круглый стол на тему «Социально-правовые проблемы миграции в Иркутской области» под руководством депутата Бориса Алексеева состоялся 7 июня в областном парламенте. В нем приняли участие депутаты Законодательного Собрания области, представители регионального правительства, службы занятости, Управления Федеральной миграционной службы, Общественной палаты Иркутской области, органов внутренних дел.

Открывая работу круглого стола, Борис Алексеев отметил, что  проблема миграции является сегодня достаточно значимой и актуальной и требует серьезного подхода в ее решении, координации усилий как органов государственной власти, так и силовых структур, занимающихся данной темой. Целью мероприятия является анализ реализации миграционного законодательства и практики его применения на территории Иркутской области, а также выработка подходов и путей решения данной проблемы для организации дальнейшей работы органов государственной власти области и муниципалитетов.

О миграционной ситуации в  области приглашенным рассказала заместитель министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Наталья Брускова. По озвученным ею предварительным данным, население Иркутской области с 2010 года сократилось на 3,7 тысячи человек и составило 2 427 тысяч человек. По Сибирскому федеральному округу Иркутская область имеет наибольшую убыль населения. Согласно прогнозу, в 2011 году миграционная убыль населения региона составит 5,3 тысячи человек.

Наталья Брускова отметила, что мигранты носят существенный вклад в развитие нашего региона. На сегодняшний день Иркутская область находится на втором месте в СФО по объемам привлечения иностранной рабочей силы. В текущем году квота на иностранную рабочую силу составляет 21 тысячу человек (в 2010 году составляла 27 тысяч человек). На работу в область привлекаются граждане из 52 стран дальнего и ближнего зарубежья (среди них - КНР, Корея, Украина, Узбекистан, Таджикистан и др.). Спектр профессиональных характеристик является достаточно различным, но большинство иностранных граждан трудятся в строительной отрасли. В 2010 году вклад в бюджет области из фонда заработной платы иностранных работников поступило 160 млн рублей, в 2009 году – 86 млн рублей. Также Наталья Брускова рассказала об областной государственной программе по переселению соотечественников из-за рубежа, которая реализуется с 2007 года. По состоянию на июнь текущего года в рамках реализации программы в область было переселено 1042 человека.

Также на заседании было отмечено, что в составе мигрантов  доля мужчин и женщин является примерно одинаковой (по 50%). Наиболее активным возрастом для переселения является возраст от 20 до 30 лет.

Что касается Иркутской области, ежегодная внутриобластная миграция составляет в среднем 20 тысяч человек. Наиболее интенсивный отток населения происходит с северных территорий – из Бодайбинского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Усть-Кутского и других районов.

И.о. заместителя начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Иркутской области  Ася Горевая сообщила, что УФМС вело активную работу и совершало с правоохранительными органами, службой занятости, Управлениями Роспотребнадзора и Россельхознадзора совместные проверки соблюдения миграционного законодательства на территории региона. Так, в 2010 году к административной ответственности за нарушение законодательства было привлечено около 14 тысяч иностранных граждан. В целом же, межнациональные отношения в области в настоящий момент остаются стабильными. Совместная работа различных структур позволяет избежать фактов дестабилизации миграционной обстановки, а также возникновения межрасовых конфликтов и преступлений, совершаемых иностранными гражданами.

Борис Алексеев отметил, что  на сегодняшний день важным направлением работы органов власти является увеличение минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы, что предопределит дальнейшее движение уровня средней заработной платы в регионе и, как следствие, уровня заработной платы в различных сферах экономики. Депутат подчеркнул, что это позволит создать необходимую социальную базу для замедления оттока населения из региона и привлечения квалифицированной рабочей силы.

Как сообщает пресс-служба ЗС, по итогам круглого стола участниками  был выработан ряд предложений  и рекомендаций для оздоровления миграционной ситуации на территории области. Среди них - стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); управление трудовой миграцией (включая тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, а также российских граждан, работающих по контрактам за пределами своей страны); установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц.

 

 

 

 

2.3 Пути решения проблем миграции в России

      Проблема незаконной миграции в России в настоящее время получила неоднозначную оценку. С одной стороны, миграция позволяет сгладить последствия демографического кризиса, с другой - является крайне негативным фактором, ухудшающим криминогенную ситуацию в государстве

Вывод из тени недокументированных  работников, предоставление части из них вида на жительство, натурализация некоторых из них - такими видятся этапы трансформации нынешней незаконной трудовой миграции.

Необходимо также развивать  фундаментальные научные исследования, касающиеся социально-экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов. Также необходимо проводить мониторинг и научное прогнозирование миграционной обстановки у нас в стране. Целесообразно использовать опыт зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

 Иностранные граждане зачастую используют туристические визы и туристический обмен в целях легального въезда на территорию России и незаконного пребывания в ней в дальнейшем. В целях ужесточения контроля в этой сфере необходимо создать федеральную систему учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приемом иностранных граждан для обучения и лечения.

Представляется целесообразным создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения.

Решение этих задач в комплексе  с переходом на уведомительный характер процедуры регистрации иммигрантов, жесткой политикой по отношению к работодателям, в том числе с целью взимания налогов, созданием механизмов обеспечения жилыми помещениями для временного проживания иностранных работников сведет к минимуму нелегальное использование иностранной рабочей силы, а значит, сократит объемы нелегальной миграции. Исключительно депортации и штрафы не дадут позитивного эффекта для сокращения нелегальной иммиграции. Одновременно с процессом упорядочения использования иностранной рабочей силы необходимо разработать и принять меры для стимулирования притока населения для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Для поддержания стабильной численности населения России ежегодный объем миграционного прироста должен быть не меньше ежегодной естественной убыли (разница между числом родившихся и числом умерших).

Однако не все мигранты пребывают на территории Российской Федерации с целью осуществления законной трудовой деятельности. Именно эта категория мигрантов (как правило, ее составляют неквалифицированные работники) представляет угрозу национальной безопасности.

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
       Международная миграция населения влияет не только на динамику роста населения страны. Она оказывает существенное воздействие на его возрастно-половую структуру (среди иммигрантов преобладают лица наиболее трудоспособного возраста), на выравнивание региональных диспропорций, на сами стереотипы демографического поведения, как местного населения, так и мигрантов, численность которых при этом может увеличиваться благодаря чистой иммиграции и за счет естественного прироста среди иммигрантов. 
       Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Международная миграция населения являлась одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывали довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из стран – членов СНГ, которые сталкиваются там национальной, экономической и политической дискриминацией. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение, как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для каждой страны-участницы данного процесса обуславливается конкретными внутренними условиями для каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях. Конечно, данная работа отражает лишь малую часть знаний об этом процессе. Можно писать о миграционных процессах в любой отдельно взятой стране, но всё равно хоть что-нибудь останется неосвещённым.

 

Библиографический список

1. Бадаева А. Интеграция европейского образовательного пространства / под ред. Рябова А.В // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №4. с. 63–16. 163 c..

2. Былов В.Г. Миграционные процессы в России / Сборник научных трудов «Экономические и социальные проблемы России». М.: ИНИОН РАН, 2007. №2. 189 с.

3. Жилкин, Игорь Валерьевич. Динамика развития рынка труда / И. В. Жилкин. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 233 с.

4. Переведенцев, Виктор Иванович. Миграция в ритме времени : сборник статей / Виктор Переведенцев ; фонд "Новая Евразия". - Москва : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

5.   Рязанцев С. В. Методика оценки этнических характеристик демографических и миграционных процессов в  России // Актуальные проблемы глобальной экономики - Москва : Эконом-Информ, 2010. – С. 17 – 21.

6. Переведенцев, Виктор Иванович.   Миграция в ритме времени : сборник статей / Виктор Переведенцев ; фонд "Новая Евразия". - Москва : МАКС Пресс, 2010. - 79 с.

7.  Цапенко, Ирина Павловна.   Управление миграцией: опыт развитых стран / И. П. Цапенко ; Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М. : Академия, 2009. - 384 с.

8. Юдина, Т. Н. Социология миграции [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Н. Юдина. - М.: Академический проект, 2008. - 272 с.

9.  Якобсон А.Я., Максимов И.М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. Иркутск: ИрГУПС, 2006. - С. 52

10. http://www.migrator.ru

11. http://i38.ru

 


Информация о работе Анализ миграционных процессов в России