Анализ миграционных процессов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

В условиях глобализации начинает формироваться не только единый рынок капиталов, товаров, технологий, но и рабочей силы. Интеллектуальная миграция – одна из важнейших миграций населения. Ей, как и миграции населения в целом, свойственно циклическое развитие. Данная тема, безусловно, актуальна, т.к. на настоящий момент мы имеем миграцию, развивающуюся крайне противоречиво и иррационально. Миграционные взрывы в России характеризуются не только масштабами, но и нетрадиционными причинами, а также своеобразными формами проявления. Если в прошлом главными факторами миграции являлись в основном обстоятельства внутринаучного порядка, то в настоящее время решающую роль играет ситуация, складывающаяся за пределами науки, т.е. в рамках общества в целом: кризис экономики, социальных, межнациональных и политических отношений, культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты миграции……………………………3
1.1. Сущность и причины миграции…………………………………...3
1.2. Виды миграции и функции миграции……………………………..4
1.3. Плюсы и минусы миграции……………………………………….11
Глава 2. Анализ миграционных процессов в России…………………15
2.1. Миграция как глобальная проблема в России……………………15
2.2. Социально-правовые проблемы миграции……………………….24
2.3. Пути решения проблем миграции в России……………………...17
Заключение……………………………………………………………...27
Библиографический список……………

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы миграции курсач.docx

— 67.10 Кб (Скачать файл)

Эмигранты за рубежом приобретают  новые знания и опыт в различных  сферах, которые они могут применить и в своей стране. Они осваивают новые технологии, приобщаются к новым стандартам организации производства. По возвращении к себе на родину они могут совершенствовать процесс производства и социально-экономическое развитие в целом.

Не последнюю роль играют денежные переводы рабочих-мигрантов. Они посылают часть своих заработанных денег своей семье, родственникам, близким людям, которые их тратят, естественно, уже на территории своей страны. Такие переводы имеют большое значение для экономик беднейших государств и способствуют улучшению финансовой ситуации.

Раньше трудовая миграция оценивалась негативно. Сейчас тоже существует это мнение, хотя по большей части так рассуждают неспециалисты. Конечно, такая ситуация может произойти при массовой миграции лучших рабочих. Но согласно исследованиям такая трудовая миграция во многих случаях касается рабочих неквалифицированного или малоквалифицированного труда. При оттоке же квалифицированных кадров тоже можно найти положительные стороны: у образованной молодежи повышается шанс найти достойную работу в своей стране. В любом случае государство должно регулировать миграционные процессы и политика, проводимая в этой области, должна способствовать стабилизации ситуации на трудовых рынках страны.

К положительным последствиям можно отнести следующее:

1. Занятость рабочих мест, связанных  с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

2. Расширение внутреннего рынка  принимающей страны за счет  спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.

3. Снижение налоговой нагрузки  на государственный бюджет. Трудовые  мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям международной  трудовой миграции, как правило, относят следующее:

1. Рост нелегальной миграции, особенно  за счет работников, у которых  истек срок трудового контракта,  но они не ходят возвращаться  на родину, надеясь опять найти  работу в принимающей стране.

2. Рост социальной напряженности  в связи с ростом нелегальной  иммиграции.

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ миграционных процессов в России

2.1 Миграция как глобальная проблема в России

 

Миграция рабочей силы для России – сравнительно новая  форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, мы активно пытаемся внедриться на мировой рынок труда, а с другой, у нас пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья.

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно  увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. ФМС в 2011 году поставила на регистрационный учет более 6,7 миллионов иностранных граждан, за этот же период в стране выявлено более 1,6 миллиона административных правонарушений в сфере миграции.

Число трудовых мигрантов  в России устойчиво растет.  Россия удостоилась отнесения на одну из лидирующих позиций в недавнем отчете, подготовленного экспертами Всемирного Банка, посвященного ситуации на мировом рынке труда и вопросам трудоустройства иностранцев.

В основу анализа было положено ряд критериев, в частности количество трудовых мигрантов, пребывающих в различные страны ежегодно, количество денег, которые высылают иностранные работники из страны и многое другое. По большинству из указанных критериев Россия заняла одно из ведущий позиций в мире.  

По оценкам специалистов Всемирного Банка, в прошлом году в Россию мигрировало порядка 12,3 млн.  трудовых работников из-за рубежа. По этому показателю Россию опережает лишь США, где показатели миграции практически всегда были беспрецедентными, ежегодно туда переезжает порядка 48 млн. человек.

Ежегодно мигранты высылают из России на свои исторические родины в общей сложности 18,6 млрд. долларов.

Обнародованные данные серьезно разнятся с официальной статистической, ежегодно публикуемой Федеральной Миграционной Службой страны.

По данным ведомства в  настоящее время на территории РФ работает не более 7 млн. работников из-за рубежа. Из них лишь около 1 млн. человек трудятся в соответствии с законодательством. Если соотнести статистику, то выходит, что каждый трудовой мигрант ежегодно высылает на родину порядка 300 долларов, что вряд ли соответствует действительности.

Согласно официальной  статистике Центрального Банка РФ, за первое полугодие 2010 года из России в страны СНГ было отправлено 6,3 млрд. долларов, из которых 1,7 млрд. отправился в Узбекистан.

Денежные переводы имеют  как плюсы, так и минусы для  экономики РФ. Вывод денежных средств  зарубеж напрямую связан с экспортными поставками, которые позитивно отражаются на производстве. Однако в целом деньги выводятся из экономического оборота РФ, причем зачастую – без налогов.

Земскова сказала также, что в Россию в этом году въехало  почти 10 миллионов иностранных граждан - из Украины, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана и из Германии и  Китая.

"Число поставленных  на миграционных учет с начала  года составило более 6,7 миллиона  иностранных граждан. Практически 939 тысяч разрешений на работу оформлено и выдано, что на 12,5% выше показателей прошлого года". Оформлено 775 тысяч трудовых патентов, с которых региональные бюджеты получили 2,1 миллиарда рублей.

Россия урезает миграционные квоты на 2011 год.   

Миграционные квоты — это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной, либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным территориям, видам экономической деятельности (отраслям), странам происхождения, профессиональным группам.

Квотирование может применяться  как метод регулирования временной  трудовой иммиграции, либо иммиграции для временного проживания, либо иммиграции в целях переселения на постоянное место жительства.

Российские власти объявили о сокращении миграционной квоты  на 2011 год. В соответствии с сегодняшним  заявлением официального представителя российского правительства, миграционная квота на следующий год составит 1 745 584 мест, что значительно меньше квоты текущего года, составлявшей 1 944 356 мест.

Несмотря на экономический  кризис, спрос на иностранную рабочую силу в России оставался на высоком уровне. При этом наибольшее количество заявок (до 30%) по традиции исходило из строительной индустрии, где наибольший спрос наблюдался на рабочих, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

Увеличивается спрос на работников тяжелого физического труда в  добывающей, металлообрабатывающей, машиностроительной отраслях. В следующем году государству будет нужно больше иностранного технического персонала (на 40 тыс. человек), водителей и машинистов подвижного оборудования (на 20 тыс.).

В то же время отрадным обстоятельством, по мнению российского правительства, является то, что доля неквалифицированных иностранных работников в стране с каждым годом снижается и в настоящее время оценивается в 22%.

По официальной статистике, наибольшие квоты на иностранцев  в региональном масштабе предоставляются Ямало-Ненецкому Автономному Округу, а также Сахалинской области – двум центрам российской нефтяной и газовой промышленности.

Кроме того, традиционно  высокие квоты выделяются городам  федерального назначения Москве и Санкт-Петербургу, а также Ярославлю.

По данным Департамента труда  и занятости в 2011 году поступило 530 тысяч заявок на получение квоты на 2012 год на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Несмотря на то, что количество заявок на квоты уменьшилось по сравнению с предыдущими годами, но все-таки много из них были отклонены проверяющими органами. 76 тысяч заявок отклонили налоговики, выдав отрицательные заключения по  организациям, либо не ведущим хозяйственную деятельность, либо имеющим нулевой баланс. Примерно 1 тысячу заявок отклонили службы Московской области, остальным компаниям отказали в Рост Федеральной миграционной службе. В итоге комиссия поддержала и одобрила заявки на квоты на 136 тысяч работников, остальные квоты,  придержав как резервные.

За 2011 год из 200 тысяч выбрано 184 тысячи квот и выдано порядка 80 тысяч разрешений на работу. Примерно такое же количество выбранных квот ожидают и в 2012 году.

Квотирование может применяться  как метод регулирования временной  трудовой иммиграции, либо иммиграции для временного проживания, либо иммиграции в целях переселения на постоянное место жительства.

Словосочетанием «миграционные  квоты» в российских средствах массовой информации нередко называют систему квотирования привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. К ним относятся квоты на выдачу приглашений на въезд и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Помимо них, в России существуют: квота на выдачу разрешений на временное проживание и предельная допустимая доля использования иностранных работников по видам экономической деятельности.

Кроме того, существует АИК «Миграционные квоты» — государственная информационная система, предназначенная для автоматизации процесса подготовки, обобщения и анализа заявок работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы.

Квота и работа иностранных  граждан, разрешение на работу    

 В настоящее время  в связи с изменением внутренних  приказов УФМС России разрешение на работу для иностранного гражданина сроком на один год, по заявлению иностранного гражданина не выдается. Разрешение на работу сроком на один год выдается только через работодателя, который в свою очередь должен был подать заявку на предоставление ему квот для иностранных граждан, в территориальный орган УФМС России. В РФ, квотированию подлежат как выдача разрешений на работу, так и выдача приглашений на въезд. Размер квот утверждается постановлением Правительства РФ.  

Так на 2009г. Правительство  РФ установило следующие квоты: 
     Утвердить на 2009 год квота на иностранную рабочую силу на выдачу иностранным гражданам 1250769 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;

Вступило в полную законную силу постановление Правительства  Российской Федерации, устанавливающее предельное количество мигрантов на следующий год. Всего разрешат въехать в целях трудоустройства 1,73 миллионам человек. При этом количество разрешений на работу ограничено и составит чуть более 460 тысяч. Это дает основания полагать, что 1,2 млн. прибывших в страну человек будут заняты в строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг и выполнять низко квалифицированную работу. По мнению экспертов, установленные квоты не отражают реальности. По факту нелегальная миграция в 8-10 раз больше установленной квоты. Более того, заявленная потребность в квалифицированных кадрах из стран ближнего зарубежья тоже завышена, т.к. основными вакансиями для гастрабайтеров остаются рабочие на стройках, водители маршруток, а также дворники.  

  Исходя из сложившейся ситуации работодатель, в том случае если он собирается применять труд иностранных работников, должен заранее позаботиться о предоставлении ему квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы. 

Следует отметить, что перечень документов необходимых для подачи заявки на выделение квот, утверждается непосредственно внутренними приказами УФМС России, многие работодатели получают отказ в выделении им квот из-за неполного комплекта документа поданных в УФМС. Как следствие, работодатель теряет время, которое в результате приводит к тому, что с подачей заявки на выделения квот для организации работодатель в указанные выше сроки не укладывается.

Для подачи заявки на выделение квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы работодатель должен собрать внушительный пакет документов, причем в разных территориальных управлениях ФМС данный перечень может несколько различаться. 

Для того чтобы квоты на иностранную рабочую силу работодателю были выделены, при составлении заявки необходимо ориентироваться на список профессий, которым при выдаче квот отдается предпочтение. Наибольшая потребность в рабочих руках наблюдается в строительной отрасли, поэтому для строительных специальностей устанавливаются значительные квоты на иностранную рабочую силу. Также востребованы специалисты горнодобывающей промышленности, машинисты и водители подвижного оборудования.

На основании полученных данных о прогнозируемом объеме необходимой иностранной рабочей силы, Правительство России утверждает квоты на иностранцев.

Информация о работе Анализ миграционных процессов в России