Анализ государственной политики в области регулирования рынка труда Швеции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:43, реферат

Краткое описание

Актуальность: одной из актуальных тем в настоящее время является рынок труда разных стран. Особое значение приобретает вопрос безработицы. Мой интерес привлекла Швеция. Страна с внешнеполитическим нейтралитетом.
Объект исследования: рынок труда Швеции.

Содержание

Введение.
1.Краткая характеристика рынка труда Швеции.
2. Анализ показателей рынка труда данной страны.
3.Анализ государственной политики в области регулирования рынка труда Швеции.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Специфическими чертами обладает модель рынка труда в Швеции.docx

— 36.59 Кб (Скачать файл)

План.

Введение.

1.Краткая характеристика  рынка труда Швеции.

2. Анализ показателей  рынка труда данной страны.

3.Анализ государственной  политики в области регулирования  рынка труда Швеции.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение.

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни, которое напрямую зависит от состояния экономики.

Шведская модель отличается активной политикой занятости, проводимой государством. Так же в Швеции уже на протяжении многих лет существует неизменный внешнеполитический нейтралитет. Интересно узнать в каком же состоянии находится рынок труда при достаточно устойчивой экономической ситуации.

Актуальность: одной из актуальных тем в настоящее время является рынок труда разных стран. Особое значение приобретает вопрос безработицы. Мой интерес привлекла Швеция. Страна с внешнеполитическим нейтралитетом.

Объект исследования: рынок труда Швеции.

Предмет исследования: взаимоотношения на рынке труда Швеции, динамика показателей, государственная политика в области регулирования рынка труда.

Цель: проанализировать рынок труда Швеции.

Задачи: 1)Рассмотреть краткую характеристику страны;

                 2) Проанализировать динамику показателей рынка труда данной страны;  

                 3)Проанализировать государственную политику в области регулирования рынка труда Швеции.

1. Краткая характеристика  рынка труда Швеции.

Во второй половине 20-го века, в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ, успешной и безмятежной Швеции, особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. Характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций, профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся. В шведской политике того времени явно выделяются две доминирующие цели полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность рассматриваются как результаты этой политики. Основными целями, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. за исключением 1976-1982 гг у власти находится Социал-демократическая партия Швеции СДРПШ. В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник. Шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной технологической ренты, получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант общества всеобщего процветания, хотя и продвинутый. В течение многих лет Швеция имела одну из самых высоких в мире долей рабочей силы в общей численности трудоспособного населения. В то время, когда в других странах безработица продолжала расти после нефтяных кризисов 1970-х годов, Швеция оставалась редким исключением. Доля населения в возрасте от 16 до 64 лет, имеющего оплачиваемую работу, резко увеличилась примерно с 70 в начале 1950-х годов до 82,6 в 1990 г. Непрерывное расширение государственного сектора является одной из важнейших причин этой тенденции. После 1950 г. весь прирост занятости происходил за счет государственного сектора. Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В этой стране установился высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер. В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51 за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50 в 1980-х гг. до 25 в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.

 Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий.

Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий. Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг. как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальные нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения, однако не более, чем на 10, были уменьшены корпоративные налоги сначала с 50 до 30, а затем до 25 что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость.

С 1990-х годов ситуация на рынке труда резко изменилась. Швеция утеряла свое лидерство. С 1990 по 1994 г. численность рабочей силы сократилась более чем на полмиллиона человек. В итоге доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения снизилась до 77,6. Удельный вес трудоспособного населения, имеющего оплачиваемую работу, упал до 71,5. Сокращение занятости, приносящей доход, привело к резкому повышению доли безработных.

В 1994 г. официальная безработица составила 8,0 по сравнению с 1,7 в 1990 г. Однако увеличение официальной безработицы было намного меньшим по сравнению с сокращением занятости, поскольку многие люди, потерявшие свою работу, стали участвовать в программах на рынке труда, стали студентами или начали получать пенсии по инвалидности. Положение на рынке труда Швеции не претерпело значительных изменений в 1995 и 1996 гг.

Несмотря на экономический рост, составивший в среднем 2,5 в год, занятость не возросла. Поэтому занятость и доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения находятся на тех же самых низких уровнях. В 1996 г. официальная безработица составила 8,1 рабочей силы. Если включить занятых в программах на рынке труда, то показатель безработицы составил 12,6. За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правилах регулирования рынка труда. В результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг.

В настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства. Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65 населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35 трудятся в рыночном секторе экономики.

Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза. Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволили также провести структурную трансформацию экономики из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала, 25 крупных компаний контролируют 80 совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов. В экономике Швеции очень высока монополизация производства.

Специфическими чертами обладает модель рынка труда в Швеции. Шведская модель отличается активной политикой занятости, проводимой государством. Эта модель рынка труда имеет ярко выраженный государственно-рыночный механизм, в котором государственные элементы регулирования наиболее тесно переплетены с рыночными элементами саморегулирования при доминировании государственного регулирования.

Активность государства проявляется в выделении значительных финансовых ресурсов на программы поддержки занятости; переподготовку рабочей силы, повышение ее конкурентоспособности. Причем на эти цели расходуется до 70% фонда занятости, или 3,5% ВВП (1993—1994 гг.). Тогда как на выплату пособий по безработице расходуется до 2,7% ВВП. Страховые взносы в фонд занятости в Швеции находятся примерно на уровне других Европейских стран.

Средства из фонда занятости идут на профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном, так и в частном секторе, путем субсидирования частных компаний, оказания помощи безработным в поиске рабочих мест, в том числе через информацию и профориентацию, выплату пособий (компенсаций) по переезду к новому месту работы.

Предметом особой заботы государства является поддержание занятости в отраслях, обеспечивающих социально необходимые услуги в депрессивных регионах.

Политика занятости тесно увязывается с другими политиками: налоговой, «политикой солидарности» в заработной плате, отраслевой и региональной политикой и другими, что позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране.

Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. 
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся. 
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. 
Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования. 
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов.

 

2. Анализ показателей  рынка труда.

Занятость в Швеции составляет приблизительно 4,5 миллиона жителей, из которых приблизительно одна треть с высшим образованием. По показателю объем ВВП в час Швеция является 9-ым государством в мире - 31 USD в 2006 году, по сравнению с 22 USD в Испании и 35 USD в Соединенных Штатах. Согласно данным ОЭСР, отмена госконтроля, глобализация, и рост технологического сектора были ключевыми двигателями производительности.  
Швеция - мировой лидер по выплатам частных пенсий и проблемы финансирования пенсии являются небольшими по сравнению со многими другими западноевропейскими странами. Шведский рынок труда стал более гибким за последние годы, но у него все еще есть некоторые широко признанные проблемы. Типичный рабочий получает только 40% своего дохода после налогообложения. Государственные служащие составляют одну треть шведской рабочей силы, что во много раз больше, чем во многих других странах.

 

В сентябре 2011 года уровень инфляции в Швеции составил 3,2%, а уровень безработицы - 6,8% (341 000 человек). Безработных среди молодёжи: 133 000 человек (21,2 % от общего числа работоспособного населения в возрасте 15-24 лет). Количество новых рабочих мест: 55 024, на 10 000 больше, чем в сентябре 2010 года.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

На 2011г. ИРЧП = 0,904 - возрос к 2013г. до 0,916 (поднялась с 10-ого на 8-ое место в списке стран)

Население Швеции:

  • 2011 год – 9 433 975
  • 2012 год – 9 500 478

Прибавилось на 0,70%

МРОТ 2011г. – 11.195 крон; 2012г. -12.200 крон; 2013г. – 13000 крон

( устанавливается законом, определяется на основе коллективных  договоров)

 Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

 

Курс: 1 крона = 1,5 рублей

 Статистика.     

      2011год.

  • ЭАН - 5000 тыс.
  • Занятые - 4627тыс.
  • Уровень занятости - 65,2%.
  • Безработных - 395 тыс.
  • Безработных среди молодёжи (от общего числа безработных 15-24 лет) -163 тыс.;
  • Безработных среди иммигрантов -136 тыс.
  • Уровень безработицы -7,9%.
  • Уровень безработицы среди молодёжи (от общего числа безработных 15-24 лет) -26,0%.;
  • Уровень безработицы среди иммигрантов -17%;
  • Доля безработных, ищущих работу более 6 месяцев (от общего числа безработных) -34,1%.
  • Количество новых рабочих мест 71 383.
  • Размер месячной зарплаты служащих в частном секторе - 34 тыс. крон;
  • Размер почасовой заработной платы рабочих в частном секторе -145,1 кроны
  • Уровень экономической активности -70,8%

        2012 год.

  • ЭАН-5039 тыс.
  • Занятые -4629 тыс.
  • Уровень занятости 65,1%.
  • Безработных - 410 тыс.
  • Безработных среди молодёжи (от общего числа безработных 15-24 лет)-176 тыс.;
  • Безработных среди иммигрантов -130 тыс.
  • Уровень безработицы -8,1%.
  • Уровень безработицы среди молодёжи (от общего числа безработных 15-24 лет) -28,0%.;
  • Уровень безработицы среди иммигрантов -15,5%.;
  • Доля безработных, ищущих работу более 6 месяцев (от общего числа безработных) -30,0%.
  • Количество новых рабочих мест 63 171.
  • Размер месячной зарплаты служащих в частном секторе -34 800 крон ;
  • Размер почасовой заработной платы рабочих в частном секторе -149,4 кроны
  • Уровень экономической активности –    70,9 %

Информация о работе Анализ государственной политики в области регулирования рынка труда Швеции